Усть-Каменогорск
ясно
+26°
  • Усть-Каменогорск
    +26°
  • Алматы
    +30°
  • Нур-Султан (Астана)
    +30°
  • Актобе
    +18°
  • Форт-Шевченко
    +24°
  • Атырау
    +23°
  • Караганда
    +30°
  • Кокшетау
    +24°
  • Костанай
    +27°
  • Кызылорда
    +28°
  • Павлодар
    +31°
  • Петропавловск
    +26°
  • Тараз
    +29°
  • Уральск
    +18°
  • Шымкент
    +31°
$
471.46
+5.94
504.79
+6.59
¥
64.92
+0.87
5.53
+0.08
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Евгения Чех
Источник:
Устинка LIVE

Какие секреты хранит озеро Маркаколь

Наш корреспондент побывал на одном из самых живописных водоемов ВКО — который, к тому же, окружен множеством интересных легенд — и готов поделиться путевыми заметками

Манит и зовет неизбывная сказка странствий. И пусть всех тянет на юг, в пандемийный год - хотя бы на благоустроенный Алаколь, нам, журналистам-путешественникам, подавай что позаповеднее, передает корреспондент Устинка LIVE. В конце лета удалось мне побывать на прекрасном Маркаколе, да так удачно, что не только сбылась мечта "замочить ноги в студеных водах благословенного озера", а и пообщаться со старожилами, местными жителями и сотрудниками заповедника. Узнать у них массу легенд, сказаний и реальных былей, связанных с этими удивительными местами.

Издревле казахи считали, что если испить воды из Маркаколя, то сразу почувствуешь бодрость и прилив жизненных сил, настолько чистая и живительная здесь вода. Попробовали и испытали… И восторг, и благоговение, и причастность к величию мироздания. Казалось, невозможно надышаться звенящим от тишины и наполненным запахом хвойных лесов воздухом. Зрением не объять всех красот и чудес окрестных, а в памяти не удержать знаний, как из рога изобилия сыплющихся со всех сторон. Однако получилось! Чем и делимся с тобой, любимый наш читатель…

Легенд несметное богатство

Само название озера по одной из версий означает возглас восхищения от здешней красоты природы. Есть и еще несколько вариаций, связанных, конечно же, с легендами. Была, сказывают, тут широкая долина.

- Зеленая, пышная, самая что ни на есть богатая разнотравьем, - завел колоритный рассказ старожил села Урунхайка Петр Клиновицкий. - А посредине этой долины был бастау, это родник по-казахски. Однажды пас местный чабан свой скот у родника. А был у него в стаде один самый лучший молодой черный барашек - марка. Пошел как-то марка к бастау чистой воды напиться и провалился в родник. Никто этого не заметил, кроме мальчишки, сына чабана. Попробовал марку вызволить, ничего не получилось: словно затягивает вода. Бежит к отцу: "Ата, марка тонет! Наш марка тонет!". Вместе они бросились к роднику вытаскивать ягненка. Насилу вытащили. И тут как пошла вода в долину! Так и хлынула из бастау. Залила травы, выше стала подниматься, к склонам гор. А скоро и озеро образовалось. И в память о том черном барашке назвали озеро Маркаколем.

Родник у лиственницы.JPG


О еще одной легенде, уже с любовной линией, поведали нам сотрудники заповедника.

- Марка - по-казахски осенний ягненок, который прошлой весной народился и к осени подрос - самое знатное мясо для бешбармака, - говорит директор Маркакольского ГПЗ Тимур Айкенев. - Коль - озеро. Стало быть, озеро полуторагодовалого барашка. Старики рассказывали, что прикочевал сюда один казах, бай очень богатый. Табуны лошадей у него, стада баранов тысячные. Дочь у него выросла - красавица. Пора замуж, а он не отдает. Всем женихам от ворот поворот. Но однажды съехались со всех сторон в урочище, белые юрты поставили. Говорит бай женихам: "Ладно, отдам дочь замуж, и вдобавок половину моего скота получит жених. Но одно условие: он должен обежать Маркаколь на коне, пока мясо марки варится".

Директор Маркакольского ГПЗ Тимур Айкенев.jpg


Заохали женихи - виданное ли дело! Больно далеко, а мясо барашка нежное, быстро варится. Hо делать нечего, сели на коней, уже на изготовке. Тут подходит к баю простой пастух: "Разреши, и я побегу вокруг озера!" Рассерчал бай: "Куда тебе тягаться с лучшими джигитами! Твое дело овец пасти". Но мурзы, которых судьями выбрали, вступились. Пришлось баю разрешить. А был у того чабана жеребенок-трехлетка, хороший скакун. На него и надеялся парень. Сел и поскакал вместе со всеми. Скрылись с глаз всадники, а повара начали барашка колоть. Заложили в казан. Гостей собралось много со всей округи, сидят кружком, кумыс пьют. Час, другой ждут. Солнце по небу катится, в котле мясо булькает, а никого не видать. Спрашивает бай поваров: "Скоро ли марка поспеет?" - "Еще сыроват". За чабана, друга своего, переживают. Дотянули до пяти вечера, вот-вот солнце зайдет. Прискакал пастух, намного всех обогнал. Тут повара и говорят: поспело мясо. Шум, крик поднялся: победил бедняк всех богатых женихов! Бай хмурый сидит: дело назад не поворотишь, слово дано. Чабан радостный, счастливый, очень уж он любил красавицу - байскую дочь. Большой той начался! Пришлось баю отдать дочь чабану и половину скота в придачу. Вот только верный конь не выдержал гонки за любовь, пришел к финишу и пал на месте, - сплетаются слова легенды в быль. По словам местных, в честь его победы посадили чабан и его невеста две ивы над могилой вороного на берегу озера. Сплелись они корнями и стволами, ветви зеленеют и до сих пор единой кроной. Тихо шелестят на ветру листья, роняют плакучие ивы слезы и в нынешние времена.

О сопке Самовар и озерных фантомах

И теплым летним вечером, и в лунную ночь, и в жаркий полдень открывался нам Маркаколь. И ни разу не повторился. Чистота и низкая температура воды в озере связана с тем, что Маркаколь проточный водоем. В озеро впадают около 30 мелких речек, принося с собой горную прохладу. Самая большая речка - Тополевка, а также есть Байпаксу, Карабулак, Мултыкбай и другие. В южных частях котловины дно просматривается на глубину до семи метров.

Сопка Самовар пророчит ненастье.jpg


Определить истинный цвет озера не так-то просто. В разное время дня оно меняет свой оттенок. С высоты водная чаша кажется насыщенного морского цвета, с зеленоватым оттенком по краям, но уже к вечеру картина меняется полностью. А еще Маркаколь известен своими оптическими иллюзиями, свидетелями которых посчастливилось быть и нам. Картина в тихую безветренную погоду, когда вода будто замирает, кажется фантастической. Лодка, плывущая по воде, словно парит в воздухе. Планирующая чайка, отражаясь в зеркальной поверхности, вдруг обзаводится сразу несколькими фантомами - такой вот световой эффект.

Вечер на Маркаколе.jpg


Иллюзия света.jpg


Дно озера неравномерное, имеет как каменистую, так и илистую часть. В последней любят селиться дикие утки всевозможных пород, прогуливаться черные аисты, совершенно не обращающие внимания на людей, скот и местных собак, которые на удивление голос подают редко и по делу. Прокатились мы по озерной глади на моторке. Местами Маркаколь достигает глубины 25 метров, размеры чаши - примерно 40 на 20 километров. Расположен относительно высоко, почти полтора километра над уровнем моря, поэтому ученые относят его к озеру альпийского типа. Но и по берегам чаши высятся живописные сопки, покрытые то темно-зелеными лентами хвойников, то выгоревшим на солнце степным травостоем.

Черный аист у берега.jpg


- Посмотрите, как сегодня наш Самовар расдухарился, - обращает наше внимание на сопку с двойной вершиной начальник отдела науки Маркакольского ГПЗ Рахат Айтказин. - Пыхтит, пар пускает. Значит, скоро погода испортится…

Рахат Айтказин.jpg



Живо интересуемся, что за история такая с самоваром.

- Эту сопку здесь все называют Самоваром, - с улыбкой объясняет Рахат. - Постоянно за вершину облака цепляются. Даже когда весь горизонт чистый и небо голубое, над горкой обязательно хоть маленькое облачко да есть. Точно струйка пара, когда настоящий самовар закипает. Издавна даже примета в Урунхайке существует, если облаков над сопкой мало, значит, погода постоит безветренная, а если уж заклубились, жди ветра и штормов, рыбакам на озеро не выйти.

Деревня Урунхайка.jpg


О дружбе Фауны и Флоры...

Еще в советское время, точнее в 1973 году, здесь был образован Маркакольский природный заповедник, который в наши дни имеет статус государственного. Усадьба заповедника расположилась прямо в черте села Урунхайка. Живут в деревне основательные, открытые и доброжелательные люди, влюбленные в свои "заповеданные" места. Именно так называют, по воле Создателя этот край заповедан, а не по росчерку пера госмужей мастей разных и формаций.

Рассказывают старожилы об одном факте, случившемся в 80-х годах прошлого века. "Забыв" о статусе природного заповедника, решили местные партийные деятели здесь на травостое нетронутом совхозных буренок подкормить да удои поднять. Перегнали стада на высокогорье и стали ждать - руки потирать в ожидании досрочного выполнения плана очередной пятилетки. Не тут-то было, угробили ни в чем не повинных животинок. Большинство потравились травами ядовитыми неизвестными, некоторых потрепало зверье непуганое хищное, остальные пали во время многокилометровых перегонов. С тех пор больше не рискуют "хозяйственники" распечатать "места заповеданные". Разве что рыбаки-браконьеры еще беспредельничают. Но и им отпор теперь егеря наладили. Лишь двоих в этом году во время нереста поймали и наказали. Остальные притихли, стараются не рисковать...

Совсем немного остановимся на главном богатстве Маркаколя - рыбе. Из семи видов, обитающих в этих водах, три являются эндемичными, то есть живут только здесь и нигде больше. Это хариус, ускуч (ленок), голец и пескарь. О двух первых видах уж сказано-пересказано. А пескарь относится к семейству карповых, самый маленький из этого списка, его длина не более 15 сантиметров. Голец же самый крупный и, как ленок, относится к лососевым. Это хищная рыба вырастает до метра в длину и 15 килограммов весом. Вот бы такую!

К слову, растительный мир озера очень разнообразный. Если, например, на всем Алтае можно встретить две тысячи видов растений, то половина из них произрастает в Маркакольском заповеднике. Здесь ярко заметен переход от степного, полупустынного ландшафта к лесному. Леса представлены пихтой, елью вперемешку с березой. Растут и ивы. А в густых зарослях травы, которая может достигать высоты выше двух метров, очень много папоротника. Ближе к вершинам сопок встречаются богатые заросли кустарников: малина, смородина, боярышник, шиповник, из мелких деревьев растет рябина. Такое обилие растений создает идеальные условия для самого крупного обитателя заповедника - бурого медведя.

О ягодах Маркаколя стоит сказать отдельно. По рассказам местных собирательниц, например, смородина здесь самая крупная! Собирают ее к осени, в это время она очень большая, спелая, сладкая и с одного большого куста можно собрать целое ведро ягоды, которую морозят на зиму, протирают с сахаром, варят варенье. Пробовали - аромат ни с чем не сравнится! Ягодницы Урунхайки ходят "в леса" и по сладкую малину, и кисловато-горькую барбарику.

Заготавливают и живицу или "терпентин" - это застывшая смола хвойных деревьев, чаще лиственниц. Оно обладает заживляющими и антибактериальными свойствами, поэтому раньше люди ее жевали. Лиственница встречается ближе к вершинам сопок. Эти многовековые деревья-великаны с мощными стволами диаметром в несколько метров настоящие исполины, они придают маркакольскому лесу особую таинственность и даже сказочность.

Есть места, где лиственница смешивается с еще одним ярким представителем фауны - кедром. Он также, как и лиственница, долгожитель, может плодоносить более 300 лет, максимальный возраст достигает даже до тысячи лет. Кедровые орехи очень питательные и содержат природное масло, служили пищей многие века назад, и сейчас их активно используют как в медицине, так и в кулинарии.

Здесь растут сотни видов лечебных трав, много зарослей левзеи. Это многолетнее травянистое растение из семейства астровых. Кстати, у нее очень много названий, самые известные: большеголовник или маралий корень. Из левзеи делают настойку, которая успокаивает нервную систему. Она и вправду любимое лакомство маралов, и с названием связана одна из легенд о том, что если раненый марал поест это растение, то получит от него живительную силу. В целом на Маркаколе обитает более пятидесяти видов зверей.

P. S. Уезжать из заповеданного края не хотелось! Но своеобразный итог нашему пребыванию на озере подвел егерь Тулеген Айтказин, работающий в заповеднике с 1976 года. После рассказа обо всех "тайнах", что открылись нам за сутки, колоритный богатырь крякнул, улыбнулся и сказал, как отрезал: "Видать, с добрым сердцем на нашу землю пожаловали… Седой Маркаколь немногих принимает да и открывается редко!"
Следующая →