Художники ВКО спасли исторический триптих Леонида Агейкина
Михаил Ломоносов писал: "Народ, не знающий свою историю, не достоин будущего", к сожалению, в последнее время истинность значения этого выражения все больше подвергается сомнению
Историю забывают, переписывают, искажают смысл и значение многих событий и периодов. Самый яркий и близкий, а для многих болезненный пример - почти 70-летняя действительность Советского Союза. Наверное, поэтому так бесценна для людей искусства Восточного Казахстана эта маленькая, но такая огромная победа над варварством, циничным равнодушием и нежеланием помнить, передает корреспондент Устинка LIVE.
По словам героев этого материала, им больно оттого, что памятники тех времен хотя бы переносят, а монументальное советское искусство в нашем регионе уничтожается безвозвратно. Между тем мозаика, барельефы, росписи, витражи и сграффито - вырезки цветной штукатурки, что украшали стены жилых зданий, домов культуры, фабрик, заводов и школ, являются подлинным достоянием народа, имеют историческую, культурную и художественную ценность. Во всем мире это уже признали, появляется некоторое понимание и в Казахстане.
Миссия спасения
Инсталляции монументального искусства ВКО в основном были созданы в 60-80-х годах прошлого века. Они были одними из самых масштабных общественных художественных проектов в мировой истории. Казахстанские художники тратили огромное количество времени и труда на воплощение прекрасных произведений искусства для жителей, причем не для платных музеев, а для свободного доступа, для всех - на городских улицах и в общественных местах. В них демонстрируются элементы казахской национальной культуры и символы вечных ценностей, таких как важность труда, семьи, здоровья и науки. Советский Союз уже в прошлом, но неужели все это по-прежнему неактуально для нас сегодня? Пожалуй, самым ярким автором тех шедевров можно назвать основоположника школы живописи в ВКО, талантливого художника Леонида Евтихиевича Агейкина.
Яна Леонидовна с болью говорит об уже безвозвратно утерянной росписи отца в бывшем кинотеатре "Казахстан", что многие люди просят ее восстановить то произведение.
И по крупицам возвращали красоту
Нужно отметить, что за последние годы в ВКО не было проведено ни одной реставрационной работы произведений монументального искусства.
Трио реставраторов провели экспертную оценку состояния сохранности красочного слоя, исследования по восстановлению утраченных фрагментов и наиболее разрушенных мест. А дальше взялись за отмывку всей площади росписи специальными средствами и в определенной последовательности.
Кроме того, художники уточнили фрагменты межцветовой растяжки и лессировки - техники получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного колера.
После отмывки фрагментов мастера покрыли их красочным слоем, максимально приближенным к первоисточнику, и защитили роспись слоем специального художественного лака. В разрушенных местах использовали пятислойный прием реставрации со шпатлевкой, грунтовкой и подосновой. Работали художники более
20 дней.
Чтобы помнили!
К слову, роспись Агейкина включена в международный каталог "Советское монументальное искусство" в 2019 году. Специально для изучения и составления перечня в Казахстан приезжали волонтеры из Германии и США. Несмотря на всю важность для истории, движение по сохранению этих достояний только сейчас получает широкое признание. За последние несколько лет международные издательства напечатали много работ по мозаике в Грузии и Украине, а усилия по документированию советского монументального искусства получили широкую международную поддержку. Иностранные туристы начали приезжать в Казахстан специально, чтобы искать эти произведения. Признание местного значения также растет благодаря большой выставке в Алматы прошедшим летом, организованной московским музеем "Гараж", посвященной советской модернистской архитектуре и монументальному искусству.
Следующая →
По словам героев этого материала, им больно оттого, что памятники тех времен хотя бы переносят, а монументальное советское искусство в нашем регионе уничтожается безвозвратно. Между тем мозаика, барельефы, росписи, витражи и сграффито - вырезки цветной штукатурки, что украшали стены жилых зданий, домов культуры, фабрик, заводов и школ, являются подлинным достоянием народа, имеют историческую, культурную и художественную ценность. Во всем мире это уже признали, появляется некоторое понимание и в Казахстане.
Миссия спасения
Инсталляции монументального искусства ВКО в основном были созданы в 60-80-х годах прошлого века. Они были одними из самых масштабных общественных художественных проектов в мировой истории. Казахстанские художники тратили огромное количество времени и труда на воплощение прекрасных произведений искусства для жителей, причем не для платных музеев, а для свободного доступа, для всех - на городских улицах и в общественных местах. В них демонстрируются элементы казахской национальной культуры и символы вечных ценностей, таких как важность труда, семьи, здоровья и науки. Советский Союз уже в прошлом, но неужели все это по-прежнему неактуально для нас сегодня? Пожалуй, самым ярким автором тех шедевров можно назвать основоположника школы живописи в ВКО, талантливого художника Леонида Евтихиевича Агейкина.
- Мой отец родом из Украины, из села Константиновка, - рассказывает дочь мастера, тоже художник Яна Агейкина. - Удивительно, насколько там ценят своих земляков! Украинцы связались со мной в соцсетях, они отмечают, что в этом населенном пункте родились два выдающихся человека - это актриса Нонна Мордюкова и Леонид Агейкин…
Яна Леонидовна с болью говорит об уже безвозвратно утерянной росписи отца в бывшем кинотеатре "Казахстан", что многие люди просят ее восстановить то произведение.
- Но мы счастливы, что удалось буквально спасти исторический триптих отца в физкультурно-оздоровительном комплексе "Алтайэнерго", - с гордостью признается женщина. - Случайно узнали, что в зале, где находилась роспись, идет ремонт и строители решили просто заштукатурить панно "История Олимпийских игр"! Мы были потрясены до глубины души, сделали все, чтобы остановить это. Была проделана колоссальная работа, но мы справились! Я благодарю своих друзей-художников Анатолия Бердюгина и Андрея Коротаева, которые вместе со мной провели большие кропотливые исследования и реставрационные работы, объем которых составил 95% от общей площади росписи.
И по крупицам возвращали красоту
Нужно отметить, что за последние годы в ВКО не было проведено ни одной реставрационной работы произведений монументального искусства.
- Культурная и художественная значимость росписи огромна, - уверен художник Андрей Коротаев. - Автор был под впечатлением Олимпиады в Москве в 1980 году, одной из самых масштабных, организованных и ярких Олимпиад в мире. Роспись шикарная - стилизованная, но динамичная, имеет сложное композиционное решение и большую площадь - высота триптиха 5,55 метра, длина - 17,5 метра.
Трио реставраторов провели экспертную оценку состояния сохранности красочного слоя, исследования по восстановлению утраченных фрагментов и наиболее разрушенных мест. А дальше взялись за отмывку всей площади росписи специальными средствами и в определенной последовательности.
- Коллегиально мы утвердили концепцию отца, - пояснила Яна Леонидовна. - Это триптих, раскрывающий историю и развитие Олимпийских игр со дня их возникновения - это левая часть триптиха - до современных видов спорта - правая часть. И как вершина профессиональной карьеры каждого спортсмена - Олимпийские игры - центральная часть. Определили стиль и технику автора: монументальная роспись масляными художественными красками в динамично-стилизованном решении концепции. Динамичность стилизованных образов закручивается в округлых формах.
Кроме того, художники уточнили фрагменты межцветовой растяжки и лессировки - техники получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного колера.
- Сделали уточнения фрагментов четкого изображения фигур и предметов, - продолжает знакомить с регламентом реставрации художник Анатолий Бердюгин. - Определили колористическое решение триптиха, особенно его центральной части. Основной колорит: сине-зеленый и охристый, с многочисленными оттенками. Три красных фрагмента: плащ на древнем борце слева, одно из олимпийских колец и флаг в центре. Старались определить технику реставрационных работ, чтобы точно соответствовать оригиналу, сделали подбор цветов.
После отмывки фрагментов мастера покрыли их красочным слоем, максимально приближенным к первоисточнику, и защитили роспись слоем специального художественного лака. В разрушенных местах использовали пятислойный прием реставрации со шпатлевкой, грунтовкой и подосновой. Работали художники более
20 дней.
- Реставрация прошла успешно: восстановлены многочисленные утерянные фрагменты и реанимированы локальные затертые и выцветшие площади, - констатирует Яна Агейкина. - Также как дань уважения автору мы сделали подпись в правом нижнем углу росписи: "Монументальная роспись - триптих "История Олимпийских игр", выполнена членом Союза художников СССР Леонидом Евтихиевичем Агейкиным в 1980-1981 годах".
Чтобы помнили!
К слову, роспись Агейкина включена в международный каталог "Советское монументальное искусство" в 2019 году. Специально для изучения и составления перечня в Казахстан приезжали волонтеры из Германии и США. Несмотря на всю важность для истории, движение по сохранению этих достояний только сейчас получает широкое признание. За последние несколько лет международные издательства напечатали много работ по мозаике в Грузии и Украине, а усилия по документированию советского монументального искусства получили широкую международную поддержку. Иностранные туристы начали приезжать в Казахстан специально, чтобы искать эти произведения. Признание местного значения также растет благодаря большой выставке в Алматы прошедшим летом, организованной московским музеем "Гараж", посвященной советской модернистской архитектуре и монументальному искусству.
- Благодаря нашим усилиям местные органы власти предложили свою поддержку для защиты и сохранения монументального искусства, - отмечает Яна Леонидовна. - Это единственный такой проект в мире. И он дороже денег! Во всем мире уже давно поняли, что без прошлого нет будущего. Надо жить настоящим, помнить о прошлом и думать о будущем. Сохраняя произведения искусства предыдущих поколений, созидать новые, - это и есть культурные традиции, создающие вековую или тысячелетнюю историю народа.