Усть-Каменогорск
ясно
-12°
  • Усть-Каменогорск
    -12°
  • Алматы
    +1°
  • Нур-Султан (Астана)
    -3°
  • Актобе
    -3°
  • Форт-Шевченко
    +8°
  • Атырау
    -2°
  • Караганда
    -4°
  • Кокшетау
    -6°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +1°
  • Уральск
    -3°
  • Шымкент
    +8°
$
498.51
+0.17
522.84
+3.12
¥
68.81
+0.02
4.81
-0.04
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Галина Пестрякова
Источник:
Устинка LIVE

Перевозчики просят положенных им субсидий

Период ЧП и ограничительные карантинные мероприятия сильно подкосили автопарки РК, и без "костылей" в виде положенных субсидий от исполнительной власти им попросту не выстоять

Уже второй раз за год члены Ассоциации юридических лиц "Автомобильный Конвент Казахстана", в состав которой входят почти все автоперевозчики разных регионов и городов страны, пишут письмо Президенту республики Касым-Жомарту Токаеву с просьбой помочь разобраться в сложившейся ситуации, передает корреспондент Устинка LIVE.

В январе Глава государства уже давал соответствующее поручение на расширенном заседании Правительства, но воз и ныне там.

В частности, 24 января Касым-Жомарт Токаев отметил, что в восьми регионах созданы муниципальные автопарки при достаточном наличии частных перевозчиков. И подчеркнул, что подобное недопустимо.

- Банкротятся одни компании, тут же создаются за государственные средства другие, это абсолютно недопустимо, - сказал Президент страны. - Вместо системного решения проблемы субсидирования перевозок акиматы создают новые предприятия с госучастием, вливают туда бюджетные средства. Правительство обязано навести порядок в сфере городских пассажирских перевозок. Это важный социальный вопрос. Срок исполнения - два месяца.

Передел рынка?


Но когда срок подошел, грянула всемирная пандемия коронавирусной инфекции, и с 16 марта в стране объявили режим ЧП. Главный санитарный врач страны, а за ним следом и санврачи в регионах и городах постановили сократить число пассажирского автотранспорта на линиях, а в выходные и праздничные дни и вовсе ограничить передвижение. Автобусы в большинстве своем встали. Возможности зарабатывать перевозчики лишились. К примеру, в Усть-Каменогорске в период ЧП в будни на линии работало 30% пассажирского транспорта - людей развозили на заводы и предприятия жизнеобеспечения, которые не остановили работу. По словам перевозчиков, выручка не покрывала даже затрат на дизтопливо, не говоря уже о запчастях и зарплате работников. Это пошатнуло и без того непрочное положение автопарков.

- За период ЧП и карантина все проблемы обнажились. Водители и работники покидают автопарки из-за низкой зарплаты, - констатирует президент Автомобильного Конвента Казахстана Марат Беркалиев. - При сегодняшнем раскладе, если государство не примет серьезных мер по поддержке пассажирских перевозок, то не будет этих перевозок! Завтра пусть хоть золотой автобус купят, за руль посадить будет некого. Естественно, нас обвинят, выдавят с рынка, а потом создадут коммунальные парки. И деньги, которые для нас не нашлись, найдутся на субсидии для этих парков. Но это уже будет передел рынка. Так нельзя. Мы написали очередное обращение к Президенту страны. Бизнес должен защищать себя. Я думаю, что мы достучимся до властей и нас услышат.

Требование автоперевозчиков законодательно обоснованно. Ведь именно местные исполнительные органы организуют и утверждают регулярные автобусные маршруты, они же проводят конкурс на право обслуживания. Уполномоченный орган - Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Законом РК "Об автомобильном транспорте" регламентировано, что именно он осуществляет компенсацию убытков перевозчиков, при осуществлении социально значимых перевозок на городских внутренних пригородных и внутрирайонных сообщениях. Если установленный тариф не обеспечивает рентабельности перевозок, местный исполнительный орган субсидирует убытки перевозчиков.


В тупике беспросветности


По словам Марата Беркалиева, субсидий автоперевозчики не видели уже много лет во многих городах страны, в том числе в Усть-Каменогорске и Семее. Это главная причина того, что эта отрасль деградировала.

- Во всем цивилизованном мире пассажирские перевозки дотируются из бюджетов городов. Есть установленный тариф, но он не имеет под собой никаких экономических обоснований. Захотели - 80 тенге поставили, захотели - 70. До марта этого года самый низкий тариф на проезд был в Мангистауской области - 50 тенге - в Актау. Как можно существовать? Вместе с тем есть расчетный тариф, и в среднем по республике он составляет 150 тенге. Разницу должны доплачивать местные исполнительные органы, чего они не делают, тем самым приведя сферу перевозок к сегодняшней катастрофической ситуации.

На вырученные от перевозок средства сложно обновить подвижной состав. За последние пять лет все подорожало в разы. Как отметил президент Автоконвента, если по старому курсу автобус за 100 тысяч долларов покупали за 18,5 млн тенге, сегодня его приобретение обойдется в 42 млн, при той же стоимости в долларовом эквиваленте. При этом у нас в стране запчасти для автобусов, которые эксплуатируются, не производят.

- В прошлом году закупили в Семее более 170 автобусов, - напоминает Марат Беркалиев. - Когда подписывали договор лизинга, одновременно оформили многосторонний договор поддержки проекта, то есть лизингополучатель, изготовитель и акиматы города и области. Там черным по белому прописаны условия обязательств, которые берет на себя каждая из сторон. Акимат обеспечивает маршрутами на семь лет контракта и субсидиями. Где они? Предприятие Semey bus поверило в обещания, набрали в штат людей, зарплату подняли, внедрили электронную систему билетирования. Посчитали выручку, и, естественно, не хватает. Месяц ждут, второй, третий - до сих пор нет обещанных субсидий. Акимат нарушил договорные обязательства и обвиняет Semey bus во всех грехах. А на деле корень зла в самом исполнительном органе.

Пересадят на велосипеды?


Однако поднимать тариф, по словам Марата Беркалиева, перевозчики не хотят, ведь это отразится на людях. Нельзя перекладывать ответственность властей на плечи обычных граждан.

- Ничего личного. Местный исполнительный орган не исполняет свои обязанности, - говорит Марат Беркалиев. - Что значит "Денег нет?". На фонтаны мы деньги находим. На благоустройство каких-то улиц повторно через год-два и замену бордюров (новых) находим. А к социально значимым перевозкам такое отношение…

К слову, чиновники Отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска не нашли времени с нами пообщаться. Мы пытались связаться с ними через пресс-службу городского акимата (т.к. их пресс-секретарь в отпуске - прим. авт.), но, увы, не получилось.

- Если денег нет, найдите смелость и выйдите к народу, скажите, что пассажирских перевозок скоро не будет, что купите всем по самокату, по велосипеду! - говорит президент Автоконвента.

Как в воду глядел... На днях стало известно, что в областном центре появится автоматизированный велопрокат. На бюджетные деньги закупят 30 велосипедов для взрослых, а также 50 конструкций для крепления двухколесного транспорта - на 10 мест каждая с противоугонной защитой. Сумма, указанная в лоте госзакупок - 34 млн тенге. Выходит, велотранспорт у местных властей и впрямь в приоритете?

Тем временем в ТОО "Центр управления пассажирскими перевозками города Усть-Каменогорска" обратились местные перевозчики с просьбой компенсировать им убытки за простой в период ЧП. Там сейчас готовят пакет документов, чтобы рассмотреть эту возможность.

- Речь идет о компенсации без учета ограничительных мер. Только за период действия ЧП, - отметил директор ЦУППа Аби Альменбетов. - Пока сумма выходит в среднем свыше 50 миллионов тенге (на город Усть-Каменогорск - прим. авт.). Это цифра предварительная, и некоторые виды расходов мы будем отсеивать. Как только полный пакет документов будет готов, мы направим в местные исполнительные органы, чтобы они приняли решение по итогам. Сейчас перевозчики предоставляют бумаги по убыткам.

К сожалению, некоторые перевозчики, до которых нам удалось дозвониться, ситуацию прокомментировать отказались. Их можно понять. Веру на получение положенных им субсидий они уже давно утратили, теперь таят надежду получить "хоть шерсти клок" в виде компенсаций затрат на перевозки пассажиров во время действия ЧП. Возможно, в данном случае прописная истина "молчание - золото" как никогда актуальна…

Как бы то ни было, как прокомментировали в ЦУППе, окончательно точная сумма выплат за вынужденные убытки перевозчикам Усть-Каменогорска станет известна лишь в конце текущей недели. Будет интересно сравнить, на что власти города готовы потратить больше - на поддержку пассажирского транспорта для населения или на новенькие прокатные велосипеды.

Выдержка из обращения к Президенту РК от Ассоциации юридических лиц "Автомобильный Конвент Казахстана": "Возникшие угрозы регулярным автобусным перевозкам, степень влияния этих угроз в целом на экономику государства по непонятным причинам исполнительными органами не воспринимаются. Отсутствие комплексного, системного понимания ситуации и видения того, как должна развиваться отрасль не позволяет ответственным лицам объективно оценивать ее состояние и предлагать актуальные варианты решения сложившихся проблем. Считаем, что причина этого - в глубоком отрыве ответственных центральных и местных государственных органов от практики и забот пассажирского транспорта. (…) Для системного и последовательного решения вопросов этой сферы, постановки конкретной социально-экономической задачи по выводу отрасли из многолетнего искусственного кризиса, для детальной разработки и реализации соответствующих мер, включая принятие требуемых нормативных актов, для мобилизации организационных, интеллектуальных и финансовых ресурсов на пересмотр действующих устаревших подходов к общественному транспорту и формированию новых ключевых критериев его государственной поддержки просим Вас объявить 2021 год годом автомобильного пассажирского транспорта".
Следующая →