300-летию Усть-Каменогорска посвящается: интересные факты о любимом городе
Мы продолжаем делиться с читателями любопытными событиями из истории столицы Рудного Алтая, о которых, возможно, вы не знали
Очередной материал для проекта "Наш Усть-Каменогорск", посвященного юбилею города, подготовлен по материалам блога Андрея Кратенко "Легенда Усть-Каменогорска", передает корреспондент Устинка LIVE. Благодарим журналиста за помощь!
Чужие, ставшие родными
В истории города найдется немало примеров того, как люди, сосланные, казалось бы, в далекую провинцию, всем сердцем принимали новое место жительства. Посетили его и многие именитые иностранцы. Интересовались Усть-Каменогорском европейские ученые Петр Паллас, Иван Сиверс, Карл фон Ледебур, Александр Гумбольдт. В 1801 году в Усть-Каменогорск приехал академик живописи Василий Петров. В 1885-м здесь гостил американский журналист Джордж Кеннан, который обратил внимание на то, что большинство жителей весьма образованны. За участие в польском восстании в 1831 году сюда был сослан и определен на военную службу простым солдатом Антон Ясковец. Он женился на Фекле Злобиной, считался отличным печником и каменщиком. Его примеру последовали многие другие сосланные к нам участники польского восстания. Врач шведского происхождения Густав Вистениус был участником русско-турецкой войны, во время битвы за Шипку возле его ног упали две турецкие гранаты, солдат-минер разрядил и предложил доктору взять на память. Густав Александрович привез гранаты в Усть-Каменогорск, а когда вышел в отставку и решил вернуться на родину, оставил здесь не только гранаты, но и целый сад, заложенный им. Вистениус продал его Дмитрию Панкратьеву, а все деньги - 1500 рублей - поручил отдать библиотеке.
В 1895 году был избран новый состав городской управы, в которую вошли исключительно бывшие политические ссыльные: Костюрин, Михаэлис, Федоров, Иньков, Емельянцев и другие. Городским головой стал Орест Костюрин. Александр Федоров и Евгений Михаэлис сконструировали рамочный улей, который получил Большую серебряную медаль на Нижегородской выставке. В 1900 году местные интеллигенты собрали в пользу африканских буров(!) 28 рублей.
В 1915 году в Усть-Каменогорске проживали австро-венгерские пленные. Они работали портными, музыкантами, каменщиками, плотниками, ювелирами. Некоторые строили... аэроплан! В Усть-Каменогорск накануне революции доставляли модные каталоги из Москвы и Парижа, состоятельные горожане выписывали по почте любую вещь или наряд.
"Письмена в старых палатах"
В экспозиции историко-краеведческого музея ВКО, посвященной истории Усть-Каменогорской крепости, представлены и предметы, найденные на территории Аблайкита - джунгарской крепости-монастыря. Что связывает эти твердыни? В фондах хранятся обломки глиняных скульптур и керамики, остатки настенных росписей, фрагменты облицовки, основания колонн, джунгарский меч, древний свиток "дхарани". Самый уникальный экспонат - фрагмент письма на бересте, переданный из Института востоковедения РАН. Триста лет назад появилась крепость Усть-Каменогорская. Но еще раньше, в 1654 году была создана крепость-монастырь Аблайкит.
Предыстория следующая. Во второй половине XV века Восточный Казахстан захватили джунгары. Они возводили крепости и храмы. В 1654 году началось строительство Аблайкита, расположенного примерно в 70 км от Усть-Каменогорска. Стены крепости толщиной 2,5 м и высотой 3,5 м были сложены из сланцевых плит. В 1721 году в Усть-Каменогорскую крепость прибыл Колыванский драгунский полк. В августе того же года сибирский губернатор князь Алексей Черкасский сообщил Петру I о том, что за "Усть-Каменогорской крепостью в степи нашли старые палаты, а в тех палатах письмена". Шесть листов с текстами на неизвестном языке князь отправил царю, а из крепости велено было "послать капитан-инженера и палаты описать, учинить чертеж… прислать в Тобольск". Это было одно из первых сообщений о развалинах Аблайкита. В 1734 году крепость Усть-Каменогорскую посетили участники академической экспедиции Иоганн Гмелин и Герард Миллер. 12 августа Миллер отправил из крепости к Аблайкиту капрала в сопровождении 30 солдат с заданием подробно измерить и описать все, что там есть. Отряд привез 1500 листов рукописей. В описании Аблайкита Миллер указывал, что стены святилища разукрашены фигурами, причем мужские - со множеством голов и рук. За 300 с лишним лет от бывшего монастыря мало что осталось, уцелела лишь крепостная стена да фундамент святилища. Несколько лет назад на территории Аблайкита начались раскопки.
Воистину – Народный!
На интернет-форуме однажды проводили простой опрос: "Какое здание в Усть-Каменогорске можно считать символом города?". Участники дискуссии называли ДКМ (теперь Дом дружбы), дом с башенкой возле него, магазин "Сауле" и другие. Почему-то никто не упомянул Народный Дом, хотя оснований для этого у него, как говорится, выше крыши.
В 1900 году в Усть-Каменогорске был создан комитет по постройке Народного Дома. Инициативу проявили политические ссыльные, все просвещенные и деятельные люди, которые хотели "дать возможность населению проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою". Самые крупные пожертвования на строительство (по 300 рублей) внесли Орест Костюрин и Иван Емельянцев.
Кузнец Василий Нетунаев положил на крышу Народного Дома 1490 листов железа.
26 октября 1902 года состоялось торжественное открытие Народного Дома. В нем разместились библиотека, музей, городская управа и чайная комната комитета трезвости. В 1903 году в Усть-Каменогорске в гостях у политического ссыльного Евгения Михаэлиса побывал поэт Абай Кунанбаев. 14 апреля 1908 года в Народном Доме состоялась премьера спектакля по пьесе Георгия Гребенщикова "Сын народа". Автор присутствовал. 4 июля 1909 года городской пристав составил акт об уничтожении занавеса в Народном Доме, на котором была надпись: "Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы…". Текст показался властям слишком революционным.
В 1912 году еще одна скандальная история была связана с бюстом отлученного от церкви Льва Толстого. Бюст стоял над сценой, а по воскресеньям его заменяли иконой, поскольку священники проводили нравственные беседы. После горячих дебатов бюст Толстого установили на боковой стене, а для симметрии выписали бюсты других писателей. Упоминается еще маска в форме Народного дома с надписью: "Здесь живут рыцари без страха и упрека".
Следующая →
Чужие, ставшие родными
В истории города найдется немало примеров того, как люди, сосланные, казалось бы, в далекую провинцию, всем сердцем принимали новое место жительства. Посетили его и многие именитые иностранцы. Интересовались Усть-Каменогорском европейские ученые Петр Паллас, Иван Сиверс, Карл фон Ледебур, Александр Гумбольдт. В 1801 году в Усть-Каменогорск приехал академик живописи Василий Петров. В 1885-м здесь гостил американский журналист Джордж Кеннан, который обратил внимание на то, что большинство жителей весьма образованны. За участие в польском восстании в 1831 году сюда был сослан и определен на военную службу простым солдатом Антон Ясковец. Он женился на Фекле Злобиной, считался отличным печником и каменщиком. Его примеру последовали многие другие сосланные к нам участники польского восстания. Врач шведского происхождения Густав Вистениус был участником русско-турецкой войны, во время битвы за Шипку возле его ног упали две турецкие гранаты, солдат-минер разрядил и предложил доктору взять на память. Густав Александрович привез гранаты в Усть-Каменогорск, а когда вышел в отставку и решил вернуться на родину, оставил здесь не только гранаты, но и целый сад, заложенный им. Вистениус продал его Дмитрию Панкратьеву, а все деньги - 1500 рублей - поручил отдать библиотеке.
На фото Александр Гумбольт
На фото Густав Вистениус
В 1895 году был избран новый состав городской управы, в которую вошли исключительно бывшие политические ссыльные: Костюрин, Михаэлис, Федоров, Иньков, Емельянцев и другие. Городским головой стал Орест Костюрин. Александр Федоров и Евгений Михаэлис сконструировали рамочный улей, который получил Большую серебряную медаль на Нижегородской выставке. В 1900 году местные интеллигенты собрали в пользу африканских буров(!) 28 рублей.
В 1915 году в Усть-Каменогорске проживали австро-венгерские пленные. Они работали портными, музыкантами, каменщиками, плотниками, ювелирами. Некоторые строили... аэроплан! В Усть-Каменогорск накануне революции доставляли модные каталоги из Москвы и Парижа, состоятельные горожане выписывали по почте любую вещь или наряд.
"Письмена в старых палатах"
В экспозиции историко-краеведческого музея ВКО, посвященной истории Усть-Каменогорской крепости, представлены и предметы, найденные на территории Аблайкита - джунгарской крепости-монастыря. Что связывает эти твердыни? В фондах хранятся обломки глиняных скульптур и керамики, остатки настенных росписей, фрагменты облицовки, основания колонн, джунгарский меч, древний свиток "дхарани". Самый уникальный экспонат - фрагмент письма на бересте, переданный из Института востоковедения РАН. Триста лет назад появилась крепость Усть-Каменогорская. Но еще раньше, в 1654 году была создана крепость-монастырь Аблайкит.
Предыстория следующая. Во второй половине XV века Восточный Казахстан захватили джунгары. Они возводили крепости и храмы. В 1654 году началось строительство Аблайкита, расположенного примерно в 70 км от Усть-Каменогорска. Стены крепости толщиной 2,5 м и высотой 3,5 м были сложены из сланцевых плит. В 1721 году в Усть-Каменогорскую крепость прибыл Колыванский драгунский полк. В августе того же года сибирский губернатор князь Алексей Черкасский сообщил Петру I о том, что за "Усть-Каменогорской крепостью в степи нашли старые палаты, а в тех палатах письмена". Шесть листов с текстами на неизвестном языке князь отправил царю, а из крепости велено было "послать капитан-инженера и палаты описать, учинить чертеж… прислать в Тобольск". Это было одно из первых сообщений о развалинах Аблайкита. В 1734 году крепость Усть-Каменогорскую посетили участники академической экспедиции Иоганн Гмелин и Герард Миллер. 12 августа Миллер отправил из крепости к Аблайкиту капрала в сопровождении 30 солдат с заданием подробно измерить и описать все, что там есть. Отряд привез 1500 листов рукописей. В описании Аблайкита Миллер указывал, что стены святилища разукрашены фигурами, причем мужские - со множеством голов и рук. За 300 с лишним лет от бывшего монастыря мало что осталось, уцелела лишь крепостная стена да фундамент святилища. Несколько лет назад на территории Аблайкита начались раскопки.
Воистину – Народный!
На интернет-форуме однажды проводили простой опрос: "Какое здание в Усть-Каменогорске можно считать символом города?". Участники дискуссии называли ДКМ (теперь Дом дружбы), дом с башенкой возле него, магазин "Сауле" и другие. Почему-то никто не упомянул Народный Дом, хотя оснований для этого у него, как говорится, выше крыши.
В 1900 году в Усть-Каменогорске был создан комитет по постройке Народного Дома. Инициативу проявили политические ссыльные, все просвещенные и деятельные люди, которые хотели "дать возможность населению проводить свободное от занятий время с удобством, приятностью и пользою". Самые крупные пожертвования на строительство (по 300 рублей) внесли Орест Костюрин и Иван Емельянцев.
На фото Орест Костюрин
Кузнец Василий Нетунаев положил на крышу Народного Дома 1490 листов железа.
26 октября 1902 года состоялось торжественное открытие Народного Дома. В нем разместились библиотека, музей, городская управа и чайная комната комитета трезвости. В 1903 году в Усть-Каменогорске в гостях у политического ссыльного Евгения Михаэлиса побывал поэт Абай Кунанбаев. 14 апреля 1908 года в Народном Доме состоялась премьера спектакля по пьесе Георгия Гребенщикова "Сын народа". Автор присутствовал. 4 июля 1909 года городской пристав составил акт об уничтожении занавеса в Народном Доме, на котором была надпись: "Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы…". Текст показался властям слишком революционным.
В 1912 году еще одна скандальная история была связана с бюстом отлученного от церкви Льва Толстого. Бюст стоял над сценой, а по воскресеньям его заменяли иконой, поскольку священники проводили нравственные беседы. После горячих дебатов бюст Толстого установили на боковой стене, а для симметрии выписали бюсты других писателей. Упоминается еще маска в форме Народного дома с надписью: "Здесь живут рыцари без страха и упрека".
Темы:
300-летию Усть-Каменогорска Интересные факты об Усть-Каменогорске Народный дом в Усть-Каменогорске История Усть-Каменогорска