Усть-Каменогорск
малооблачно
+11°
  • Усть-Каменогорск
    +11°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +8°
  • Актобе
    +14°
  • Форт-Шевченко
    +20°
  • Атырау
    +18°
  • Караганда
    +14°
  • Кокшетау
    +7°
  • Костанай
    +11°
  • Кызылорда
    +23°
  • Павлодар
    +9°
  • Петропавловск
    +6°
  • Тараз
    +17°
  • Уральск
    +10°
  • Шымкент
    +19°
$
443.37
+1.32
474.49
+0.35
¥
61.24
+0.17
4.83
+0.09
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Олеся Краскова
Источник:
Устинка LIVE

О нелегкой работе восточноказахстанцев, которые первыми обследуют очаги КВИ

Мы ежедневно смотрим на врачей, которые отчаянно борются за жизнь заболевших, а где-то "в тени" на передовой стоят эпидемиологи и выясняют, где же человек "подхватил" инфекцию

Этот материал об одном из таких коллективов, передает корреспондент Устинка LIVE.

Управление контроля качества и безопасности товаров и услуг района Алтай больше знают как СЭС. Именно это ведомство подписывает Постановления, по которым живет район. В просторном здании советской постройки тихо и прохладно. Сегодня здесь трудится небольшой, в основном женский, коллектив. Именно хрупкие дамы этого подразделения оказались на передовой в борьбе с коронавирусом. С марта сотрудники санитарной службы Алтая работают без выходных и праздников. Именно к ним идут с вопросами горожане, именно они едут в самый очаг заболевания, чтобы не допустить распространения болезни.

Кто, если не я?

Ведомство возглавляет Наталья Алянчикова. Незадолго до начала пандемии Наталья Анатольевна заступила на должность исполняющего обязанности главного санитарного врача района Алтай.

С первых дней Наталья Анатольевна оказалась в эпицентре событий в борьбе с коронавирусом. Когда в Алтае еще была "тихая гавань", руководителю пришлось покинуть кабинет, коллектив, семью и отправиться в "горячую точку", где стремительно распространялась болезнь.

- 20 марта нам позвонили из Департамента и сказали, что нужны два человека для работы на блокпостах в Алматы, - вспоминает Наталья Анатольевна. - У нас некого было отправлять - у многих маленькие дети, кто-то недавно переболел тяжелыми недугами. А раз некого, значит, едут сами руководители. Вот так я и Юлия Викторовна Касымканова отправились в Алматы в первые дни пандемии.

Город закрыли для въезда и выезда. В новостях каждый день мелькали люди в форме и с оружием...

- Мы делали свою работу вместе с полицейскими, - продолжает Наталья Алянчикова. - Отсеивали тех, кому нельзя было ехать. Жили в общежитии. Переодевались в палатках, ели выданный паек.

Больше двух недель отработали жительницы Алтая на блокпостах в Алматы. Ситуация только осложнялась, больных становилось все больше.

- Работали в защитных костюмах. Конец марта, прохладное время, а мы под костюмами мокрые, - говорит Наталья Анатольевна. - За нами было закреплено три поста и три дороги, которые выходят из города. Работали как раз в тот период, когда случилась смертельная авария на посту, тогда погибли полицейские, но эта трагедия произошла не в мою смену.

Об этой аварии после напишут все СМИ. И только чудом в этом ужасе не оказались Наталья Анатольевна и Юлия Викторовна, которые приехали выполнять свой долг. На глазах у работников блокпостов разворачивались настоящие трагедии и даже решались судьбы.

- В наше дежурство был случай, когда женщину не пропускали через пост, и она грозила свести счеты с жизнью, так сильно хотела увидеть детей, - вспоминает главный санитарный врач района.

Тяжело было и физически, и морально. Люди в постоянном страхе. Сама атмосфера цветущей Алматы нагоняла страх и тоску.

- Алматы всегда кипит жизнью, а в тот момент была тишина, людей практически не было, на каждом перекрестке военные. У нас тогда такого не было, - говорит Наталья Анатольевна. - Родные боялись за меня. Муж переживал.

А после было не менее трудное возвращение домой, ведь поезда уже не ходили, самолеты не летали, добирались до Алтая на перекладных.

- Люди устали, конечно, слышать, что нужно носить маски, мыть руки и соблюдать социальную дистанцию, но это единственный способ защитить себя и не допустить распространения коронавируса, - говорит Наталья Алянчикова.

Всё закрывалось…

Специалисты СЭС вспоминают, что хотя тогда, в марте, и не было заболевших в Алтае, но все равно ситуация была непростая. Пока главный санитарный врач была на посту в Алматы, ее кресло заняла руководитель отдела организационно-правовой работы и мониторинга Светлана Казанцева. Ей пришлось совмещать три должности. Помог опыт.

- 17 лет я работаю в СЭС, - рассказывает Светлана Казанцева. - Очень сложно было, когда первый раз ввели ограничения и потом карантин. К нам приходили люди по всем вопросам. Нужно было проверять все водозаборы района, чтобы обеспечить людей качественной питьевой водой.

Никто не отменял основную работу, нагрузки стало в три раза больше, а главное - ответственности. Теперь все ждали информации именно от СЭС.

- Наши специалисты проверяли объекты, которые должны быть закрыты. В городе соблюдали карантин, а вот на трассе кафе продолжали свою деятельность, - рассказывает Светлана Владимировна.

Главная цель была не наказать, а все-таки разъяснить, дойти до каждого и рассказать, что делать в непростых условиях карантина.

- 15 мая сняли карантин, мы вздохнули с облегчением, - говорит Светлана Владимировна. - И когда в районе Алтай мужчина преклонного возраста заболел коронавирусом, для нас это было шоком. Сейчас, конечно, привыкли. Но пугают бессимптомные носители, которые могут заразить бесчисленное количество людей. Именно поэтому необходимо соблюдать все санитарные меры.

Сколько еще продлится карантин, неизвестно, а главное - мы не знаем, сколько еще будет заболевших. Поэтому, очевидно, у санитарных врачей работы меньше не станет.

Следствие вели…

Противочумный костюм, полная экипировка и готовность выяснить все обстоятельства - сотрудники эпидотдела за долгие годы давно привыкли к разным ситуациям, но борьба с коронавирусом и для них стала тяжелым испытанием.

- Наше утро начинается с получения информации из лечебной сети. Нам передают данные, мы их обрабатываем и начинаем работу, - рассказывает руководитель отдела эпидемиологического надзора Латипа Жумаканова. - Проводим опрос, по результатам которого устанавливаем границы очага. Опрашиваем больного, устанавливаем контактных лиц, выходим на очаг.

Идти приходится туда, где наверняка можно заболеть. Туберкулезные очаги, кишечные инфекции, коронавирус… А в отделе - три прекрасные дамы, долгие годы посвятившие работе в СЭС.

Латипа Муратбековна, под руководством которой и трудятся эпидемиологи, имеет за плечами стаж работы более 20 лет.

- Планы здесь строить нельзя. Потому что эпид-отдел работает без выходных и праздников, - говорит ведущий специалист отдела с 30-летним стажем Евгения Шевелева. - Бывает, сердце замирает, если звонит телефон, значит, что-то случилось.

Все службы ждут информацию и итоги эпидрасследования.

Все наготове

Перед началом сезона отпусков работники санитарно-гигиенического надзора и контроля за соблюдением требований технического регламента проделали огромную работу. Необходимо было обследовать все базы отдыха вдоль побережья.

- Где-то мы побывали по два раза, - рассказывает главный специалист отдела Гульнар Отарбаева. - Ведем разъяснительную работу, стараемся с каждым поговорить, к счастью, нашу деятельность воспринимают нормально. После того как выявили первые случаи в районе, люди стали внимательнее относиться к ситуации. Приходит сознательность.

С раннего утра и до поздней ночи по разбитым дорогам и в непереносимую жару специалисты ездят по району. И это лишь часть работы, которую приходится проделывать специалистам. У большинства за плечами огромный опыт, поэтому они спокойно отвечают на тысячи вопросов предпринимателей.

- К примеру, звонит испуганная владелица магазина: муж продавца контактировал с вирусоносителем. Такой страх был у человека, и один вопрос: что делать? - говорит ведущий специалист Вера Егорова. - Таких обращений много, и с каждым нужно поговорить.

Вера Савельевна 40 лет работает в СЭС. Одна запись в трудовой. Сегодня она по праву является наставником для работников отдела. Медик вспоминает, что когда только начинала работать, каждый помогал, хороший сильный коллектив был раньше, и сейчас также. Эта традиция СЭС.

- Закончила медучилище, - делится Вера Савельевна. - Два года отработала в Усть-Каменогорске, а потом за мужем приехала в Зыряновск.

Еще один "старожил" - ведущий специалист Гульнар Отарбаева - родом из села Зеленого Курчумского района.

- После окончания школы мы с одноклассницей поехали поступать в Семей в медицинский. А брат моей одноклассницы нас подтолкнул поехать учиться в Караганду, он работал в санитарной службе. Взяли сумки и поехали, - с улыбкой вспоминает Гульнар Токановна. - А потом нас "выкупили", позвали работать в Зыряновск.

Среди опытных коллег выделяется молодой специалист - Дана Таубышева. Уроженка Аягоза приехала в Алтай вслед за мужем. Он государственный служащий, работает в соседнем здании в ветеринарной сфере.

- Я фельдшер общей практики, - с улыбкой говорит Дана. - О вакансии в нашем ведомстве сказал муж. Первый год было сложно, но уже привыкла.

Дане пришлось нелегко в период первого карантина. Муж был на работе, а она с малышом дома, на "удаленке". В выходные они меняются. Супруг заступает на "родительское дежурство", а Дана - на работу.

И так у многих. Слишком много ответственности, на семью и отдых времени практически не остается. Но здесь не принято жаловаться. Работа у них такая.
Следующая →