Как в Риддере шьют бутылы — специальные валенки для промысловиков
В городе горняков живет и трудится мастер, который занимается изготовлением малоизвестного, но очень полезного вида обуви
Не подшиты, стареньки… Данные вирши, как это нетрудно догадаться, образный гимн зимней обуви – валенкам, передает корреспондент Устинка LIVE. И хотя на дворе буйство лета, мудрость поговорки о необходимости готовить сани к зиме летом еще никто не отменял. Именно поэтому данное повествование посвящено амуниции, которая будет востребована с наступлением зимы. О себе она вначале даст знать морозами и метелями, а затем и постукиванием посоха Деда Мороза.
Несколько поколений сибиряков, живущих не только в деревнях, но и в городах, спасались от лютых холодов при помощи валенок. Что весьма актуально и по сей день в связи с буйством холодов, поприжавших в последние годы жителей региона. Как это ни покажется странным, но в предгорьях Алтая, в том числе и Риддере, существовала и существует по сей день серьезная альтернатива обуви, свалянной из овечьей шерсти. Зовется она - бутылы. Поскольку даже все-знайка Интернет на запрос об определении данного термина начал серьезно "буксовать", выдав единственное: обычная, грубая и просторная обувь крестьян, то "копнул" глубже. Побывал в историко-краеведческом музее, пообщался с местными охотниками и рыболовами, унаследовавшими от отцов и дедов не только эту весьма специфическую обувку, но и профессиональные навыки, секреты по их изготовлению.
Незаменимая обувь
Так вот, о бутылах. В них не красовались на свадьбах, не наряжались на торжества. Обувь, незаменимая для охотников-промысловиков, уходивших в давние времена в тайгу на дни и недели. Ножная амуниция представляет из себя высокие и мягкие кожаные сапоги, выше колен снабженные шнурками. Затянул веревочки, и все. Любые сугробы не страшны. Внутрь холодная сыпучая масса уже не попадет. А чтобы нога была еще и в тепле, вначале на нее надевается так называемый пайпак. Подобие сапога, но уже из войлока. Прежде чем его пускали под нож закройщика, войлок неоднократно окунали в кипяток, что придавало заготовке плотность и долговечность. Более того, в былые времена подошву устилали кундраком. Эта мягкая трава впитывала влагу, в том числе и пот. Староверы достаточно долго отвергали пух и перья при изготовлении одеял и подушек, предпочитая кундрак. Справедливо верую в истину - матушка природа худому и грешному не научит.
В подошву бутыл, в пяточную часть, обязательно вшивался уже твердый кусок кожи. Это придавало обуви элемент жесткости, позволяя охотникам удерживаться на склонах гор и сопок, где снежный покров утрамбован до зеркального блеска морозами и ветрами. В наше время подобный метод, похожий на несъедобный бутерброд из различных материалов, нарекли композитным. Но изобрели-то его давным-давно, в эпоху, когда о патентных бюро не доводилось слышать.
Мастер по бутылам
Одним из немногих в Риддере, кто не боится брать в руки кусок кожи и шило ради изготовления бутыл, является Борис Чиркин. Заядлый охотник и путешественник, которого легче повстречать в таежных распадках, чем на городских улицах. Напросившись с ним в путешествие, кое-что выпытал из секретов его шорническо-обувного мастерства, которое так необходимо при пошиве бутыл.
Про вновь открывшийся талант, конечно, прознали друзья Бориса, начав его "прессовать" на предмет ножной обновки. Близким соратникам по охотничьему хобби не отказал, остальных отвадил. Пояснив - хлопотно все это. Уходит времени много. Да и с материалом сложно. Не обессудьте, не возьмусь. Вот магазин с охотничьей амуницией, там есть все. По современным технологиям. И одежда, и обувь.
Чтобы лыжи скользили
В довесок к знаниям по изготовлению бутыл "выцарапал" у Бориса кое-что об изготовлении лыж. Как это ни странно, но даже импортные, пришедшие к нам из Финляндии, слабо приспособлены для похода в тайгу. Нет жесткости, "простреливают" в обратную сторону на подъемах.
Поэтому в его мастерской они подвергаются рестайлингу. На нижнюю часть набивается кожа с шерстью животного, чаще всего лошади. Называется камус. В одну сторону лыжи скользят. Обратно - нет. Но это, по мнению Бориса, все полумеры. Надежнее самоделки. Из осины. Напиленные доски, без сучков и прочих изъянов, сушатся. Проходят отбор. Девять из десяти досок выбраковываются. С остатком начинается работа. Если все получается, как задумалось, то лыжи в несколько раз легче заводских. Благодаря треугольной форме позволяют закантоваться на самом крутом склоне. На гражданском языке – удержаться.
Вот такие мастера живут в городе горняков. Известном не только подземными кладовыми, но и мастеровым людом, почитающим ремесло старины…
Следующая →
Несколько поколений сибиряков, живущих не только в деревнях, но и в городах, спасались от лютых холодов при помощи валенок. Что весьма актуально и по сей день в связи с буйством холодов, поприжавших в последние годы жителей региона. Как это ни покажется странным, но в предгорьях Алтая, в том числе и Риддере, существовала и существует по сей день серьезная альтернатива обуви, свалянной из овечьей шерсти. Зовется она - бутылы. Поскольку даже все-знайка Интернет на запрос об определении данного термина начал серьезно "буксовать", выдав единственное: обычная, грубая и просторная обувь крестьян, то "копнул" глубже. Побывал в историко-краеведческом музее, пообщался с местными охотниками и рыболовами, унаследовавшими от отцов и дедов не только эту весьма специфическую обувку, но и профессиональные навыки, секреты по их изготовлению.
Незаменимая обувь
Так вот, о бутылах. В них не красовались на свадьбах, не наряжались на торжества. Обувь, незаменимая для охотников-промысловиков, уходивших в давние времена в тайгу на дни и недели. Ножная амуниция представляет из себя высокие и мягкие кожаные сапоги, выше колен снабженные шнурками. Затянул веревочки, и все. Любые сугробы не страшны. Внутрь холодная сыпучая масса уже не попадет. А чтобы нога была еще и в тепле, вначале на нее надевается так называемый пайпак. Подобие сапога, но уже из войлока. Прежде чем его пускали под нож закройщика, войлок неоднократно окунали в кипяток, что придавало заготовке плотность и долговечность. Более того, в былые времена подошву устилали кундраком. Эта мягкая трава впитывала влагу, в том числе и пот. Староверы достаточно долго отвергали пух и перья при изготовлении одеял и подушек, предпочитая кундрак. Справедливо верую в истину - матушка природа худому и грешному не научит.
В подошву бутыл, в пяточную часть, обязательно вшивался уже твердый кусок кожи. Это придавало обуви элемент жесткости, позволяя охотникам удерживаться на склонах гор и сопок, где снежный покров утрамбован до зеркального блеска морозами и ветрами. В наше время подобный метод, похожий на несъедобный бутерброд из различных материалов, нарекли композитным. Но изобрели-то его давным-давно, в эпоху, когда о патентных бюро не доводилось слышать.
Мастер по бутылам
Одним из немногих в Риддере, кто не боится брать в руки кусок кожи и шило ради изготовления бутыл, является Борис Чиркин. Заядлый охотник и путешественник, которого легче повстречать в таежных распадках, чем на городских улицах. Напросившись с ним в путешествие, кое-что выпытал из секретов его шорническо-обувного мастерства, которое так необходимо при пошиве бутыл.
- Нет здесь особых тайн, табу на неразглашение и прочей галиматьи, - поведал он за кружкой чая, поглаживая в охотничьей избушке своего верного друга и помощника - лайку, нареченную за неспокойный характер Шмоном. - Голова "варит", руки растут из нужного места - все получится. Почти все детство провел на пасеке под Ивановским белком с дедом, Василием Яковлевичем. В свое время он не только шил, на "ты" разговаривал с горном и наковальней в кузнице, но даже в цирковой труппе удивлял публику фокусами, сноровкой и силой. Отсюда, по всей вероятности, и мои мастеровитые задатки. Смотрел, как он кожу мнет, режет, ножницы точит, дратву сучит, запоминал. Став повзрослее, решил также обзавестись бутылами. Заказал их дедку, который жил на окраине Лениногорска, в районе, названном Гаванью. Выпивал обувных дел специалист крепко, поэтому мастерскую соорудил в бане. Стаканчик опрокинет вдалеке от бдительной бабки - и за верстак. Шить-то он шил обувь, но... так, без души. Нет правого, нет левого... Только усредненные. Зиму натаптывал по ногам бутылы, потом решил: сделаю сам. Вырезал ради этого точно по ноге из березы колодку, в жертву принес свои дембельские яловые сапоги, разжился сыромятиной. И все получилось. Даже усовершенствовал: в подошву вшил кусочек рифленой резины. Теперь лед, наст уже не страшны. Не боюсь поскользнуться.
Про вновь открывшийся талант, конечно, прознали друзья Бориса, начав его "прессовать" на предмет ножной обновки. Близким соратникам по охотничьему хобби не отказал, остальных отвадил. Пояснив - хлопотно все это. Уходит времени много. Да и с материалом сложно. Не обессудьте, не возьмусь. Вот магазин с охотничьей амуницией, там есть все. По современным технологиям. И одежда, и обувь.
Чтобы лыжи скользили
В довесок к знаниям по изготовлению бутыл "выцарапал" у Бориса кое-что об изготовлении лыж. Как это ни странно, но даже импортные, пришедшие к нам из Финляндии, слабо приспособлены для похода в тайгу. Нет жесткости, "простреливают" в обратную сторону на подъемах.
- Годятся только для того, чтобы от избушки до туалета добежать, - констатировал охотник.
Поэтому в его мастерской они подвергаются рестайлингу. На нижнюю часть набивается кожа с шерстью животного, чаще всего лошади. Называется камус. В одну сторону лыжи скользят. Обратно - нет. Но это, по мнению Бориса, все полумеры. Надежнее самоделки. Из осины. Напиленные доски, без сучков и прочих изъянов, сушатся. Проходят отбор. Девять из десяти досок выбраковываются. С остатком начинается работа. Если все получается, как задумалось, то лыжи в несколько раз легче заводских. Благодаря треугольной форме позволяют закантоваться на самом крутом склоне. На гражданском языке – удержаться.
Вот такие мастера живут в городе горняков. Известном не только подземными кладовыми, но и мастеровым людом, почитающим ремесло старины…