Как жили японские военнопленные в лагерях ВКО
В годы ВОВ милитаристская Япония выступала союзником фашистской Германии, тогда за достаточно мифические идеалы за пределами страны восходящего солнца погибли более 55 тысяч солдат
Отзвукам трагических событий семидесятилетней давности, когда милитаристская Япония выступала союзником с фашистской Германией, стали регулярные визиты в Риддер делегации островного государства. Причина этого - реализация правительственного плана Страны восходящего солнца о возвращении на историческую родину останков солдат, погибших в годы войны за честь страны и
императора, передает корреспондент Устинка LIVE.
Тогда за достаточно мифические идеалы за пределами Японии погибли более 55 тысяч солдат.
Под грифом "Секретно"
За последние годы японцам (действующим по аналогии с нашими поисковиками, но при поддержке государства) удалось разыскать и доставить к родным берегам 17800 останков, 200 солдат были захоронены в могилах Восточного Казахстана.
Согласно архивным данным, еще до недавнего времени хранившимся под грифом "Секретно", в Лениногорск была доставлена группа военнопленных японцев. Их труд использовался на лесозаготовках, строительстве домов по улице Свердлова и Чапаева, прокладке мостовых с использованием булыжников. По воспоминаниям очевидцев, вели себя эти люди очень дисциплинированно и обособленно, в отличие от собратьев по неволе - немцев. Передвигались по улицам только строем, работали быстро под отрывистые команды начальников. Однако боевые ранения, лишения, болезни, в основном туберкулез, негативно сказались и на них. Так 20 японских военнопленных обрели покой (как показывают последние события - не вечный) на одном из старейших кладбищ города, в районе Круглой сопки. По соседству с союзниками по военному блоку - немцами, части из которых также не довелось вернуться домой после окончания войны.
Первую делегацию из Японии возглавлял Тосио Конума, сотрудник Департамента социального благосостояния и помощи жертвам войны, Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии.
К сожалению, там дело до эксгумации не дошло. На местах предполагаемых захоронений выросли жилые массивы, установлены памятные монументы в честь тех, кто не вернулся с войны, находятся современные христианские кладбища. Одна надежда на Риддер. Если во время вскрытия могил мы найдем останки, их принадлежность к нашему народу подтвердит эксперт - перейдем ко второй стадии плана. Тогда в ваш город приедет большая делегация из нашей страны, в которой будут родственники погибших, студенты, которые чтут память о своих предках. Согласно межправительственной договоренности между Японией и Республикой Казахстан, могилы будут вскрыты. Исследования ДНК позволят определить кто из умерших кто. Останки солдат будут перевезены на их историческую родину, а родственники, согласно нашим традициям, предадут их земле.
Поисковые работы
Тогда, на окраине Риддера и начались работы по вскрытию могил японских солдат. Их примерное местонахождение помог найти Сергей Райтц, занимавшийся в свое время поисковой деятельностью. Его письмо десятилетней давности в Японию о ненадлежащем состоянии могил экс-подданных островного государства стало катализатором событий.
Поскольку земляной участок погоста, где некогда хоронили умерших японцев, густо зарос травой, от могил не осталось даже примерных обозначений, было принято решение прорыть что-то наподобие горизонтального шурфа с надеждой на то, что удастся натолкнуться хотя бы на одно из захоронений. Осложняло эту задачу и образное белое пятно - как хоронили тогда умерших, согласно каким традициям и обрядам? В гробах или нет?.. Головой на восток или запад?.. Лежа или полусидя?..
Японцы, не осознавая реалий тех послевоенных лет, даже выдвинули фантастическую версию - в руках у умерших должна находиться миска с рисом. Это верный признак.
Ответы на эти вопросы были получены уже к вечеру первого дня. На глубине немногим более полутора метров молодые землекопы Риддера, помогавшие гостям, натолкнулись на человеческие останки. Под земляным пластом появился череп. Не ожидая этой находки, юноша повредил его свод, отколов часть затылочной кости. Более осторожно, работая скребком и кистью, на финальной стадии действовал уже японец Масару Масуда, доставая находку из земли.
Осмотрев череп, сделав необходимые замеры, эксперт Центра судебно-медицинской экспертизы вынес вердикт: останки по ряду косвенных признаков физической антропологии - контурам черепа, нижней челюсти, хорошо сохранившимся лопатообразным зубам - принадлежат монголо-корейской расе, к которой относятся и японцы. Можно с большой долей вероятности утверждать, что найденное - весомое подтверждение местонахождения могил, где были захоронены японские солдаты.
По расположению костей можно было понять, что работала семь десятилетий назад похоронная команда весьма небрежно. Тело в 1946 году, по всей вероятности, просто сбросили вниз, не удосужившись перевернуть на спину. Лицом вниз и закопали. Умерший был молодым человеком - это подтверждает наличие всех зубов.
Как и было заявлено японской делегацией ранее, все найденные останки вновь предали земле, "забив" координаты в систему глобального позиционирования GPS. Чтобы вернуться назад в Риддер. Ради возвращения своих сыновей на далекую родину, которая их не забыла.
В забвении…
Но теперь толика негатива. Погост, где земле были преданы японские и немецкие военнопленные, сейчас похож на сельскую футбольную площадку, небрежно выровненную бульдозером. В этом убедился лично. Но печаль в ином - из-за путаницы в документах, десятилетиях забвения над могилами, сейчас проблематично узнать, кто и где похоронен. Где японец, где немец. Поэтому посланцы островов, среди которых был даже престарелый сын одного из некогда плененных воинов Квантунской армии, поступили просто - инициировали вскрытие могил наугад. Уже позже сортируя: наш - не наш.
Вряд ли это понравится немцам, узнай они о странноватой новации бывших союзников.
Теперь о вывозе останков. По всей вероятности, это будет крайне проблематично. Чем болел умерший? Какую заразу он унес с собой в землю? Не станет ли это аналогом ящика Пандоры, более разрушительным по последствиям даже с коронавирусом? Эти вопросы представителей санэпидстанции остались без ответа. Как и предложения японцев - сжечь найденные кости, пепел увезти на родину. Крематория в городе нет, разводить костер - подлинное кощунство.
Архивные документы
…На территории Восточного Казахстана были созданы вначале лагерь №347 Лениногорский в мае 1945 года, был ликвидирован в августе 1948 г. Лагерь №347 МВД состоял из 9 лаготделений, с частично приспособленными для приема военнопленных помещениями. Лениногорск и его район были центром добычи цветных металлов, разработки лесных массивов.
…Одним из крупнейших предприятий, использовавших труд военнопленных, был Лениногорский полиметаллический комбинат, который размещал на своей площадке 1-е и 2-е лаготделения лагеря МВД №347, рассчитанное в общей сложности на 4500 человек. Кроме того, комбинат подготовил и сдал зону лаготделения №8 на 1021 человека и зону в лесу на 1000 человек. В общей сложности комбинат мог принять 6500 человек военнопленных и полностью обеспечить их рабочими местами. Трест "Алтайстрой" ввиду отсутствия помещения был вынужден разместить прибывших военнопленных в здании бывшей бани города Лениногорска.
…Восьмое поселение – в поселке Калмыцкий ключ. Девятое - в поселке Ерофеевка Лениногорского района. Последнее было рассчитано на 800 человек военнопленных японцев. Здесь же впоследствии была создана зона лагерного отделения №10 "Голуха", расположенная в 25 км от города Лениногорска, связанная с ним узкоколейной железной дорогой. Помещения зоны были рассчитаны на 350 человек.
В этом же районе была сформирована зона лагерного отделения "Калмыцкий ключ" и "Новый городок". Первая - в 31 км, вторая в 35 км от Лениногорска, обе были связаны с городом узкоколейной железной дорогой, связь с поселком могла поддерживаться зимой гужевым транспортом по реке Ульбе.
…НКВД ВКО - "Согласно постановлению обкома, 26 декабря 1946 была произведена переброска на лесозаготовки в Ерофеевку 300 военнопленных японцев. В результате первого перехода от Белоусовки на расстояние 22 км при температуре минус 20-22 градуса обморозилось 33 человека, из них: пальцы ног, уши, щеки, нос - первой степени 16 человек, второй степени 17 человек".
…Начальнику ОПВИ МВД Казахской ССР от начальника Управления лагеря №45 - "В марте месяце 1947 года Лагерь МВД №45 был обследован специальной медицинской комиссией. Было определено, что на 3 марта 1947 года по лагерю числилось 307 человек, больных туберкулезом. Из них 109 человек находилось в лазарете, из которых 46 человек были тяжело больными. В лагере нет изолированного лазарета. В лагере нет ни одного врача-фтизиатра для работы с этой категорией больных. Заниматься лечением туберкулеза некому".
Воспоминания ветеранов
…Военнопленные страдали от непривычной пищи. Вместо привычного риса им давали картофель, капусту. Питьевая вода - иного качества. Как следствие, массовая диарея.
Первое время люди работали в одежде, в которой были взяты в плен - легком осеннем обмундировании. На ногах почему-то галоши. Только позже часть из них облачили в белые полушубки, доставленные из Монголии.
Вот так жили, работали и умирали в Лениногорске его антигости. Уже справедливо забытые жителями Риддера. Не забытые теми, кто живут на островах, соотнося себя к нации, где память - священное понятие.
Следующая →
императора, передает корреспондент Устинка LIVE.
Тогда за достаточно мифические идеалы за пределами Японии погибли более 55 тысяч солдат.
Под грифом "Секретно"
За последние годы японцам (действующим по аналогии с нашими поисковиками, но при поддержке государства) удалось разыскать и доставить к родным берегам 17800 останков, 200 солдат были захоронены в могилах Восточного Казахстана.
Согласно архивным данным, еще до недавнего времени хранившимся под грифом "Секретно", в Лениногорск была доставлена группа военнопленных японцев. Их труд использовался на лесозаготовках, строительстве домов по улице Свердлова и Чапаева, прокладке мостовых с использованием булыжников. По воспоминаниям очевидцев, вели себя эти люди очень дисциплинированно и обособленно, в отличие от собратьев по неволе - немцев. Передвигались по улицам только строем, работали быстро под отрывистые команды начальников. Однако боевые ранения, лишения, болезни, в основном туберкулез, негативно сказались и на них. Так 20 японских военнопленных обрели покой (как показывают последние события - не вечный) на одном из старейших кладбищ города, в районе Круглой сопки. По соседству с союзниками по военному блоку - немцами, части из которых также не довелось вернуться домой после окончания войны.
Первую делегацию из Японии возглавлял Тосио Конума, сотрудник Департамента социального благосостояния и помощи жертвам войны, Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии.
- Наша главная цель - выяснить, соответствуют ли исторические данные реальности о том, что здесь, в Восточном Казахстане, покоятся японские солдаты, - пояснил он тогда. - С этой целью мы уже побывали в Зыряновске (ныне Алтай - прим. авт.), Усть-Каменогорске, Белоусовке, где в свое время были лагеря военнопленных.
К сожалению, там дело до эксгумации не дошло. На местах предполагаемых захоронений выросли жилые массивы, установлены памятные монументы в честь тех, кто не вернулся с войны, находятся современные христианские кладбища. Одна надежда на Риддер. Если во время вскрытия могил мы найдем останки, их принадлежность к нашему народу подтвердит эксперт - перейдем ко второй стадии плана. Тогда в ваш город приедет большая делегация из нашей страны, в которой будут родственники погибших, студенты, которые чтут память о своих предках. Согласно межправительственной договоренности между Японией и Республикой Казахстан, могилы будут вскрыты. Исследования ДНК позволят определить кто из умерших кто. Останки солдат будут перевезены на их историческую родину, а родственники, согласно нашим традициям, предадут их земле.
Поисковые работы
Тогда, на окраине Риддера и начались работы по вскрытию могил японских солдат. Их примерное местонахождение помог найти Сергей Райтц, занимавшийся в свое время поисковой деятельностью. Его письмо десятилетней давности в Японию о ненадлежащем состоянии могил экс-подданных островного государства стало катализатором событий.
Поскольку земляной участок погоста, где некогда хоронили умерших японцев, густо зарос травой, от могил не осталось даже примерных обозначений, было принято решение прорыть что-то наподобие горизонтального шурфа с надеждой на то, что удастся натолкнуться хотя бы на одно из захоронений. Осложняло эту задачу и образное белое пятно - как хоронили тогда умерших, согласно каким традициям и обрядам? В гробах или нет?.. Головой на восток или запад?.. Лежа или полусидя?..
Японцы, не осознавая реалий тех послевоенных лет, даже выдвинули фантастическую версию - в руках у умерших должна находиться миска с рисом. Это верный признак.
Ответы на эти вопросы были получены уже к вечеру первого дня. На глубине немногим более полутора метров молодые землекопы Риддера, помогавшие гостям, натолкнулись на человеческие останки. Под земляным пластом появился череп. Не ожидая этой находки, юноша повредил его свод, отколов часть затылочной кости. Более осторожно, работая скребком и кистью, на финальной стадии действовал уже японец Масару Масуда, доставая находку из земли.
Осмотрев череп, сделав необходимые замеры, эксперт Центра судебно-медицинской экспертизы вынес вердикт: останки по ряду косвенных признаков физической антропологии - контурам черепа, нижней челюсти, хорошо сохранившимся лопатообразным зубам - принадлежат монголо-корейской расе, к которой относятся и японцы. Можно с большой долей вероятности утверждать, что найденное - весомое подтверждение местонахождения могил, где были захоронены японские солдаты.
По расположению костей можно было понять, что работала семь десятилетий назад похоронная команда весьма небрежно. Тело в 1946 году, по всей вероятности, просто сбросили вниз, не удосужившись перевернуть на спину. Лицом вниз и закопали. Умерший был молодым человеком - это подтверждает наличие всех зубов.
Как и было заявлено японской делегацией ранее, все найденные останки вновь предали земле, "забив" координаты в систему глобального позиционирования GPS. Чтобы вернуться назад в Риддер. Ради возвращения своих сыновей на далекую родину, которая их не забыла.
В забвении…
Но теперь толика негатива. Погост, где земле были преданы японские и немецкие военнопленные, сейчас похож на сельскую футбольную площадку, небрежно выровненную бульдозером. В этом убедился лично. Но печаль в ином - из-за путаницы в документах, десятилетиях забвения над могилами, сейчас проблематично узнать, кто и где похоронен. Где японец, где немец. Поэтому посланцы островов, среди которых был даже престарелый сын одного из некогда плененных воинов Квантунской армии, поступили просто - инициировали вскрытие могил наугад. Уже позже сортируя: наш - не наш.
Вряд ли это понравится немцам, узнай они о странноватой новации бывших союзников.
Теперь о вывозе останков. По всей вероятности, это будет крайне проблематично. Чем болел умерший? Какую заразу он унес с собой в землю? Не станет ли это аналогом ящика Пандоры, более разрушительным по последствиям даже с коронавирусом? Эти вопросы представителей санэпидстанции остались без ответа. Как и предложения японцев - сжечь найденные кости, пепел увезти на родину. Крематория в городе нет, разводить костер - подлинное кощунство.
Архивные документы
…На территории Восточного Казахстана были созданы вначале лагерь №347 Лениногорский в мае 1945 года, был ликвидирован в августе 1948 г. Лагерь №347 МВД состоял из 9 лаготделений, с частично приспособленными для приема военнопленных помещениями. Лениногорск и его район были центром добычи цветных металлов, разработки лесных массивов.
…Одним из крупнейших предприятий, использовавших труд военнопленных, был Лениногорский полиметаллический комбинат, который размещал на своей площадке 1-е и 2-е лаготделения лагеря МВД №347, рассчитанное в общей сложности на 4500 человек. Кроме того, комбинат подготовил и сдал зону лаготделения №8 на 1021 человека и зону в лесу на 1000 человек. В общей сложности комбинат мог принять 6500 человек военнопленных и полностью обеспечить их рабочими местами. Трест "Алтайстрой" ввиду отсутствия помещения был вынужден разместить прибывших военнопленных в здании бывшей бани города Лениногорска.
…Восьмое поселение – в поселке Калмыцкий ключ. Девятое - в поселке Ерофеевка Лениногорского района. Последнее было рассчитано на 800 человек военнопленных японцев. Здесь же впоследствии была создана зона лагерного отделения №10 "Голуха", расположенная в 25 км от города Лениногорска, связанная с ним узкоколейной железной дорогой. Помещения зоны были рассчитаны на 350 человек.
В этом же районе была сформирована зона лагерного отделения "Калмыцкий ключ" и "Новый городок". Первая - в 31 км, вторая в 35 км от Лениногорска, обе были связаны с городом узкоколейной железной дорогой, связь с поселком могла поддерживаться зимой гужевым транспортом по реке Ульбе.
…НКВД ВКО - "Согласно постановлению обкома, 26 декабря 1946 была произведена переброска на лесозаготовки в Ерофеевку 300 военнопленных японцев. В результате первого перехода от Белоусовки на расстояние 22 км при температуре минус 20-22 градуса обморозилось 33 человека, из них: пальцы ног, уши, щеки, нос - первой степени 16 человек, второй степени 17 человек".
…Начальнику ОПВИ МВД Казахской ССР от начальника Управления лагеря №45 - "В марте месяце 1947 года Лагерь МВД №45 был обследован специальной медицинской комиссией. Было определено, что на 3 марта 1947 года по лагерю числилось 307 человек, больных туберкулезом. Из них 109 человек находилось в лазарете, из которых 46 человек были тяжело больными. В лагере нет изолированного лазарета. В лагере нет ни одного врача-фтизиатра для работы с этой категорией больных. Заниматься лечением туберкулеза некому".
Воспоминания ветеранов
…Военнопленные страдали от непривычной пищи. Вместо привычного риса им давали картофель, капусту. Питьевая вода - иного качества. Как следствие, массовая диарея.
Первое время люди работали в одежде, в которой были взяты в плен - легком осеннем обмундировании. На ногах почему-то галоши. Только позже часть из них облачили в белые полушубки, доставленные из Монголии.
Вот так жили, работали и умирали в Лениногорске его антигости. Уже справедливо забытые жителями Риддера. Не забытые теми, кто живут на островах, соотнося себя к нации, где память - священное понятие.