Усть-Каменогорск
ясно
+9°
  • Усть-Каменогорск
    +9°
  • Алматы
    +10°
  • Нур-Султан (Астана)
    +13°
  • Актобе
    +19°
  • Форт-Шевченко
    +22°
  • Атырау
    +21°
  • Караганда
    +9°
  • Кокшетау
    +14°
  • Костанай
    +16°
  • Кызылорда
    +17°
  • Павлодар
    +11°
  • Петропавловск
    +15°
  • Тараз
    +8°
  • Уральск
    +22°
  • Шымкент
    +11°
$
443.35
475.54
¥
61.18
4.82
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Стигма "короны": пандемия разделила людей на два лагеря

Свыше четырех месяцев название новой "чумы" 2020 года в различных ее вариациях не сходит с таблоидов мировых СМИ

Главные полосы различных изданий безостановочно пестрят заголовками о количестве заболевших COVID-19, разработке вакцины от мировой заразы и влиянии пандемии на глобальную экономику, однако о психологической составляющей всемирной истерии рассказывают лишь единицы, передает корреспондент Устинка LIVE.

А между тем именно страх перед неизвестностью способен превратить человека в злобное существо, неспособное мыслить в рамках цивилизованного общества. А это существенно опасней самой страшной болезни. Речь идет о буллинге (травле), но уже с окрасом коронавирусной инфекции.

Маски сорваны

Как-то Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что уважение к человеку - это условие, без которого нет для нас движения вперед. То, о чем рассказала жительница поселка Белоусовка Евгения Сергеевна (имя и отчество изменены по этическим причинам), повергло в шок и заставило усомниться в продолжении нашего развития как прогрессивной цивилизации. На протяжении длительного времени женщина подвергалась нападкам в социальных сетях со стороны сельчан, потому что ее супруга положили в больницу с подозрением на коронавирусную инфекцию. Местные уверены, что мужчина сам виноват и, более того, не должен был возвращаться с вахты - глава семейства работает в России на Корбалихинском руднике под Змеиногорском.

- Это невозможно, - говорит Евгения Сергеевна. - Нас буквально травят свои же. Таких страшных слов я еще не слышала

Помимо отдельных высказываний формата: "вот занес нам тут инфекцию", звучат даже оскорбительные и действительно страшные: "надо было облить его бензином и сжечь на берегу". Женщина напугана и расстроена, ведь именно в такие моменты ждешь поддержки, но никак не оскорблений.

С ее слов, супруг почувствовал недомогание уже почти под конец второй вахты, которую вынужден был отработать из-за того, что смена из Казахстана так и не приехала. Постоянное нахождение в сырости, тяжелые условия труда и хроническая усталость сделали свое дело - мужчина стал плохо себя чувствовать, появился тяжелый кашель, температура. Начальство приняло решение отпустить работника домой в Казахстан.

Расстояние между российской и казахстанской границей он пересек пешком, здесь же у него взяли экспресс-тест на коронавирус и, получив отрицательный результат на COVID-19, пропустили. Дома самочувствие мужчины стало еще хуже, вызвали скорую, захворавшего белоусовца увезли сначала в местную больницу, а после перевели в Усть-Каменогорск. После этого и начались все мучения семьи.

- К нам домой приехала СЭС, полиция, сказали, что у мужа подтвердился коронавирус, - продолжает Евгения Сергеевна. - Сразу же оцепили район, закрыли близстоящий магазин и залили весь дом хлоркой, взяли с меня обязательство не покидать жилья. Оставили под окнами патрульную машину с полицейскими и уехали. Уже позже, как мне сообщил лечащий врач мужа, у него диагностировали обычную пневмонию.

Женщина долгое время просила местные власти дать опровержение диагноза ее мужа, элементарно беспокоясь за свою безопасность. Более того, с ее же слов, два отрицательных теста против одного (второй, по ее словам, пришел из России), наводят на мысли о неправильном диагностировании. Впрочем, эти сомнения развеял официальный ответ руководителя Управления здравоохранения ВКО Илияса Мухамеджана.

- Диагноз подтвержден лабораторно, сомнений нет, - пояснил главврач региона. - Сделана компьютерная томография, где имеются рентгенологические признаки пневмонии и КВИ. Родственники претензий к сотрудникам больницы не имеют. Там стигма (навешивание социальных ярлыков) со стороны жителей поселка. Но это неправильно. Любой может заболеть КВИ, и делать из заболевшего прокаженного нельзя. Раньше так относились к людям с ВИЧ.

Пугало пандемии

Что ж, мы становимся крайне мнительны, когда дело доходит до угрожающей нам опасности. Если слишком долго размышлять, то под властью тревоги мы можем придумать еще более весомые поводы для беспокойства. Большие потоки информации, связанной с пандемией, спровоцировали у людей различную реакцию на происходящее.

Так, еще в феврале в Зайсанском районе прошли массовые акции протеста. Тогда поводом для возмущения стала рассылка в соцсетях информации о том, что якобы в регион направляется целый автобус с инфицированными. Люди требовали закрыть границы с соседним государством и не допустить в их населенный пункт зараженных. По большому счету, страх зайсанцев был обусловлен боязнью за жизни своих детей и близких, но ведь среди пассажиров эвакуационных рейсов из Китая были наши сограждане. Однако "сработали" социальные сети и слух превратился в "стигмы", а соотечественники - в нежеланных гостей. Буквально во всех регионах РК к прилетевшим из-за границы людям стали относиться с подозрением и плохо скрываемой брезгливостью.

Шквал возмущений у жителей ВКО вызвала новость и о том, что в аэропорту Усть-Каменогорска 15 апреля приземлится самолет с туристами, которые отдыхали в странах Юго-Восточной Азии. Тогда на социальные сети обрушилось множество гневных комментариев, от "безобидных" - мол, пусть сидят на своих курортах до окончания пандемии, до самых страшных - "хоть бы самолет не долетел до места назначения…". Тем пользователям, которые пытались вразумить комментаторов, тоже досталось. Люди не принимали доводов о том, что все пассажиры авиарейса перед вылетом прошли медосмотр, после прилета их поместят на карантин, что среди них - наши соотечественники, которым мы должны помочь вернуться на родину, но многие этого словно не слышали… Среди тех пассажиров могли оказаться и наши родные и близкие, разве не так?

А на Украине автобусы с эвакуированными, прибывшими из Уханя, забрасывали камнями и бутылками, были попытки перекрыть дороги и заблокировать въезд в госпитали... Психологический настрой сделал свое дело - страх ополчил своих против своих. Пандемия преодолела новый виток, превратившись в массовую истерию.

По словам психолога Светланы Рыбалкиной, это происходит из-за недостатка именно проверенной информации и огромного количества слухов, откуда поднимает голову самый главный страх - страх смерти. Подозрения превращаются в слепую веру, и начинается травля.

- Есть два способа реакции на события, в том числе и на страхи - проактивный и реактивный, - поясняет психолог. - "Проактивные" люди обращаются к себе, своим ресурсам психики и ищут ответы на вопросы: что я могу сделать и как построить свою жизнь в изменившихся условиях? "Реактивные" же люди ищут виновных вовне. Кто-то должен быть виноватым, и на него просто необходимо сбросить напряжение страха смерти. Причем осознать свой страх у него не получается. Вот тогда появляются "буллеры", которые находят объект для порицания. Тут же находятся и те, кто поощряют эту травлю.

Так, в соседней России в городе Хабаровске соседи желали больной коронавирусом смерти, а в Приморском крае жители даже угрожали сжечь дом семьи, находящейся на карантине.

Ситуация на самом деле страшная - жизнь в обществе, способном тебя "прожевать и выплюнуть" лишь из-за надуманного страха - то еще удовольствие. Разве это нормально, вместо того чтобы постараться обезопасить себя и своих близких от возможного заражения, стараться как можно чаще и сильнее проклинать сограждан, которым и без того не повезло?

- Люди с положительным результатом на КВИ и те, у кого выявлено подозрение на инфекцию, могут испытывать страх не только за свое здоровье, но и за порицание со стороны общества в сторону себя и близких, - продолжает Светлана Рыбалкина. - А выдержать его могут немногие. Как следствие - депрессия, апатия, нарушение сна и аппетита. Кто-то в ответ начинает проявлять агрессию, которая в итоге порождает еще большую агрессию. В итоге это может ухудшить физическое состояние человека.

Все это донельзя смахивает на малодушие, которое проявляли некоторые личности во время Великой Отечественной войны, предпочитая переходить на сторону врага, нежели помогать своим и бороться. А если на минуту представить, что мир накрыла еще большая вспышка неведомой болезни, летальность и распространяемость которой в разы превышает COVID-19, а следовательно, начинает "косить" даже тех, кто занимались травлей инфицированных в соцсетях? Подобное миропонимание по типу "пускай убираются отсюда, приехали тут заражать здоровых" в такие моменты может лишь сослужить им самим дурную службу - руку помощи не протянет даже близкий. А эпидемия, как известно, людей по принципу "свой-чужой" не разделяет - стоит задуматься. В любой ситуации нужно оставаться человеком.

В тему

На заметку тем, кто так или иначе подверглись травле в социальных сетях. Закона, наказующего за подобное аморальное поведение, пока нет. Однако способы борьбы за свои права все­-таки есть.

­ К данному виду травли возможно применить статьи 130 ("Клевета") и 131 ("Оскорбление") Уголовного кодекса РК, поясняет адвокат областной Коллегии адвокатов Александр Швайкин. ­Указанная категория дел считается делами частного обвинения. Производство по ним начинается не иначе как по жалобе потерпевшего. То есть гражданин сам должен собирать доказательства, обращаться в суд. В порядке же гражданского судопроизводства можно прибегнуть к защите нарушенного права путем предъявления иска о защите чести и достоинства по статье 143 Гражданского кодекса РК.
Следующая →