Как распознать у ребенка расстройство аутистического спектра
Родители особенных детей могут сделать бесплатную диагностику при помощи скрининга M-Chat-R/F
Каждая мама хочет, чтобы ее малыш был здоров. Но что делать, если ребенок не болен физически, но странно себя ведет: не смотрит в глаза и не отвечает улыбкой, эхом повторяет слова, проделывает одно и то же движение по нескольку раз, не играет со сверстниками или делает еще что-то, отличающее его от других ребят во дворе? Многие родители наотрез отказываются принимать особенные черты своего чада и до последнего не слышат слов врачей о том, что у крохи может быть аутизм, передает корреспондент Устинка LIVE.
Знакомые женщины и более опытные мамы подсказали Медине, что Алихана нужно проверить на расстройство аутистического спектра (далее – РАС).
И результаты есть. Алихану скоро исполнится шесть лет, он ходит в мини-центр одной из школ. Ему тоже трудно, но он старается. Что для обычных людей рутина, то для мальчика с РАС требует больших усилий.
История Медины - это, по сути, история всех мам детей-аутистов. С небольшими отличиями. Мораль ее такова: важно следить за развитием своих малышей и обращать внимание на все нюансы, а при возникновении настораживающих особенностей не бояться обратиться к специалистам. Сейчас возможность наличия РАС определяют за 5-7 минут при помощи скрининга M-Chat-R/F.
Представители ПМПК подробно рассказали, как происходит обследование потенциальных детей с аутизмом.
Так, диагностику проводят детям от года до семи лет. Родители могут обратиться сами, или их могут направить на консультацию, например, педиатр или воспитатель детского сада, заметив что-то неладное.
Для выявления РАС родителю предлагают заполнить опросник.
Далее заполняют логопедическую карту, где отмечают следующие особенности: отсутствие речи при способности ее понимать, постоянное повторение слов и предложений, часто не имеющих никакого значения, и другие. Часто малыш может говорить на "своем" языке. Он реагирует только на запреты, говорит о себе в третьем лице, использует глаголы в инфинитиве, его голос то повышается, то затухает - все это имеет значение для специалиста.
Специалисты оценят и то, как ребенок реагирует на окружающий мир, особенности его поведения и проявления эмоций, как он играет или что-то изображает. Тем детям, кто набрали более шести симптомов, составят развернутую диагностическую карту и по ней уже вынесут заключение.
Определить РАС можно и в Аутизм-Центре "Асыл Мирас" в городе Усть-Каменогорске (частный фонд Булата Утемуратова).
В центрах "Асыл Мирас", а их в Казахстане восемь, тоже предлагают родителям социально-коммуникативный опросник SCQ. Он позволяет выявить симптомы РАС. Также специалист-логопед-дефектолог или психолог наблюдает за спонтанным поведением ребенка при знакомстве, анализирует реакцию юного посетителя на контакт, оценивает, может ли он спокойно поддерживать беседу. При настораживающих признаках направляют на ADI-R и ADOS-2.
ADI-R - это интервью для диагностики аутизма, при помощи которого определяют особенности речи и общения, социального взаимодействия, выявляют повторяющиеся и стереотипные формы поведения и интересы ребенка. Это обследование позволяет отличить РАС от других психических нарушений, а в раннем возрасте спутать аутизм с той же задержкой развития довольно легко.
ADOS-2 представляет собой целый план диагностики аутизма. Его используют при подозрении на РАС для пациентов любого возраста, даже взрослых, в том числе и неговорящих. На сегодня это золотой стандарт диагностики в мире.
Модуль 1 рассчитан на тех, кто не используют фразовую речь, модуль 2 - для тех, кто говорят фразами, но не свободно, модуль 3 - для свободно говорящих детей, модуль 4 - для свободно говорящих подростков и взрослых.
Полную диагностику по ADOS-2 проводят за 40-60 минут. После обследования специалисты ведут подсчет баллов и делают заключение.
Конечно, установить и подтвердить диагноз может только человек, имеющий специальное образование и опыт работы в этом направлении, но заметить первые признаки РАС у своего ребенка может каждый родитель.
С 12 по 16 августа 2019 года специалисты АутизмЦентра "Асыл Мирас" провели скрининг MChatR/F в поликлиниках УстьКаменогорска. Продиагностировано 103 ребенка, из них трое оказались с повышенным уровнем риска.
Единого метода терапии детей с РАС не существует, все индивидуально. Повысить качество жизни и уровень самостоятельности особенного ребенка можно при помощи специальных курсов, в том числе образовательных, трудотерапии. В некоторых случаях детям прописывают корригирующие препараты, в частности, успокоительные.
Отвечать нужно "да" или "нет":
ПМПК в городе УстьКаменогорске располагается по адресу: наб. им. Славского, 42/1. Телефоны: 578540, 250210.
АутизмЦентр "Асыл Мирас" расположен по адресу: ул. Чехова, 61. Телефоны: 266980, 87712185001.
Следующая →
- Алихан (имя мальчика и его мамы изменено - прим. авт.) - мой первый ребенок. Когда ему было два года, я начала замечать, что с ним что-то не так, - вспоминает Медина. - Он не разговаривал, его было трудно при-учить даже к обычным делам, например, умываться. Сын не мог запомнить, как это делать. Каждый раз приходилось учиться заново.
Знакомые женщины и более опытные мамы подсказали Медине, что Алихана нужно проверить на расстройство аутистического спектра (далее – РАС).
- У нас была проблема, как у всех родителей таких детей - понять и осо-знать, что это не норма, - говорит Медина. - Когда я пошла в ПМПК (кабинет психолого-медико-педагогической консультации - прим. авт.), я уже все знала. Уже перепсиховала, наплакалась. Была готова.Здесь женщина, возможно, немного лукавит - готовым к этому быть нельзя. Диагноз "аутизм" всегда бьет, словно обухом по голове. Посещение с ребенком врача или специализированного центра - уже огромный шаг. Другое дело после определения вида расстройства не впасть в ступор, не опустить руки, а осознать еще одну важную вещь - в наше время все решаемо.
- С Алиханом мы прошли множество курсов, в том числе в других городах. Работы очень много, - рассказывает Медина. - У нас шаг вперед, два назад… Одни навыки приобретаешь, другие теряешь. Например, рисование. Месяц-полтора усиленно занимаемся, все получается. Чуть забросишь - все. То же с письмом, социальными навыками - умыться или покушать, навыками общения… Чтобы помочь сыну, я поступила учиться на дефектолога-логопеда. Да, мне трудно, но как родитель я делаю все, что могу.
И результаты есть. Алихану скоро исполнится шесть лет, он ходит в мини-центр одной из школ. Ему тоже трудно, но он старается. Что для обычных людей рутина, то для мальчика с РАС требует больших усилий.
Анкета по приметам
История Медины - это, по сути, история всех мам детей-аутистов. С небольшими отличиями. Мораль ее такова: важно следить за развитием своих малышей и обращать внимание на все нюансы, а при возникновении настораживающих особенностей не бояться обратиться к специалистам. Сейчас возможность наличия РАС определяют за 5-7 минут при помощи скрининга M-Chat-R/F.
- Многие родители, когда приходят к нам и начинают заполнять опросник, отмечают, что никаких признаков нет. Начинаем беседовать, ставим те же вопросы по-другому, выясняется уже другая картина, - говорит заведующая Областной ПМПК Роза Арнханова. - Они просто не хотят признать это. Психологически очень тяжело принять.
Представители ПМПК подробно рассказали, как происходит обследование потенциальных детей с аутизмом.
Так, диагностику проводят детям от года до семи лет. Родители могут обратиться сами, или их могут направить на консультацию, например, педиатр или воспитатель детского сада, заметив что-то неладное.
Для выявления РАС родителю предлагают заполнить опросник.
Далее заполняют логопедическую карту, где отмечают следующие особенности: отсутствие речи при способности ее понимать, постоянное повторение слов и предложений, часто не имеющих никакого значения, и другие. Часто малыш может говорить на "своем" языке. Он реагирует только на запреты, говорит о себе в третьем лице, использует глаголы в инфинитиве, его голос то повышается, то затухает - все это имеет значение для специалиста.
Специалисты оценят и то, как ребенок реагирует на окружающий мир, особенности его поведения и проявления эмоций, как он играет или что-то изображает. Тем детям, кто набрали более шести симптомов, составят развернутую диагностическую карту и по ней уже вынесут заключение.
Золотой стандарт
Определить РАС можно и в Аутизм-Центре "Асыл Мирас" в городе Усть-Каменогорске (частный фонд Булата Утемуратова).
- В нашем центре трехмесячные курсы проходят дети от нуля до 15 лет, - поясняет руководитель учреждения Жанар Омарова. - Диагностику проводят в игровой форме со специально подобранными игрушками, которые позволяют определить, как ребенок взаимодействует с окружающей средой, выявить у него стереотипные движения и определить другие нюансы.
В центрах "Асыл Мирас", а их в Казахстане восемь, тоже предлагают родителям социально-коммуникативный опросник SCQ. Он позволяет выявить симптомы РАС. Также специалист-логопед-дефектолог или психолог наблюдает за спонтанным поведением ребенка при знакомстве, анализирует реакцию юного посетителя на контакт, оценивает, может ли он спокойно поддерживать беседу. При настораживающих признаках направляют на ADI-R и ADOS-2.
ADI-R - это интервью для диагностики аутизма, при помощи которого определяют особенности речи и общения, социального взаимодействия, выявляют повторяющиеся и стереотипные формы поведения и интересы ребенка. Это обследование позволяет отличить РАС от других психических нарушений, а в раннем возрасте спутать аутизм с той же задержкой развития довольно легко.
ADOS-2 представляет собой целый план диагностики аутизма. Его используют при подозрении на РАС для пациентов любого возраста, даже взрослых, в том числе и неговорящих. На сегодня это золотой стандарт диагностики в мире.
- ADOS-2 включает в себя пять модулей, - рассказывает старший супервайзер Аутизм-Центра "Асыл Мирас" города Усть-Каменогорска Динара Дюсембинова. - Каждый модуль предлагает задания для людей разных уровней развития, разговорной речи и возраста.Например, модуль Т рассчитан на детей от года до двух лет. В качестве заданий малышу требуется поиграть с мячом, с мыльными пузырями. Специалисты проверят его реакцию на препятствия в игре, на имя, на совместное внимание, поддразнивание, игнорирование, улыбку, угощение и другое, а также оценят, насколько привычны для него те или иные действия.
Модуль 1 рассчитан на тех, кто не используют фразовую речь, модуль 2 - для тех, кто говорят фразами, но не свободно, модуль 3 - для свободно говорящих детей, модуль 4 - для свободно говорящих подростков и взрослых.
Полную диагностику по ADOS-2 проводят за 40-60 минут. После обследования специалисты ведут подсчет баллов и делают заключение.
Конечно, установить и подтвердить диагноз может только человек, имеющий специальное образование и опыт работы в этом направлении, но заметить первые признаки РАС у своего ребенка может каждый родитель.
В тему
С 12 по 16 августа 2019 года специалисты АутизмЦентра "Асыл Мирас" провели скрининг MChatR/F в поликлиниках УстьКаменогорска. Продиагностировано 103 ребенка, из них трое оказались с повышенным уровнем риска.
Важно
Единого метода терапии детей с РАС не существует, все индивидуально. Повысить качество жизни и уровень самостоятельности особенного ребенка можно при помощи специальных курсов, в том числе образовательных, трудотерапии. В некоторых случаях детям прописывают корригирующие препараты, в частности, успокоительные.
Опросник для родителей
Отвечать нужно "да" или "нет":
- Нередко складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Часто не откликается на свое имя.
- Редко обращается к вам с просьбой что-то подать, предпочитает достать сам.
- Редко выполняет просьбу что-то принести, показать, выполнить.
- Мало интересуется играми или общением со знакомыми взрослыми и сверстниками.
- Любит играть один, не играет с детьми в совместные игры.
- Может подолгу играть в одни и те же игры или заниматься одним и тем же любимым занятием.
- Часто играет не с обычными игрушками, а с предметами окружающего быта, водой и т.п. (крутит в руках, перебирает, раскладывает в ряды, сортирует).
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть или убежать.
- Настойчиво требует постоянства в чем-либо: еде, одежде, в порядке расположения вещей и т.д.
- Делает только то, что представляет для него интерес, невозможно заставить сделать что-либо против его желания.
- Не жалуется и не просит, чтобы пожалели, если больно упал или ударился, кто-нибудь обидел, что-то не получается.
Наша справка
ПМПК в городе УстьКаменогорске располагается по адресу: наб. им. Славского, 42/1. Телефоны: 578540, 250210.
АутизмЦентр "Асыл Мирас" расположен по адресу: ул. Чехова, 61. Телефоны: 266980, 87712185001.