Усть-Каменогорск
ясно
+9°
  • Усть-Каменогорск
    +9°
  • Алматы
    +10°
  • Нур-Султан (Астана)
    +13°
  • Актобе
    +19°
  • Форт-Шевченко
    +22°
  • Атырау
    +21°
  • Караганда
    +9°
  • Кокшетау
    +14°
  • Костанай
    +16°
  • Кызылорда
    +17°
  • Павлодар
    +11°
  • Петропавловск
    +15°
  • Тараз
    +8°
  • Уральск
    +22°
  • Шымкент
    +11°
$
443.35
475.54
¥
61.18
4.82
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Анна Коцарева
Источник:
Устинка LIVE

Как распознать у ребенка расстройство аутистического спектра

Родители особенных детей могут сделать бесплатную диагностику при помощи скрининга M-Chat-R/F

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш был здоров. Но что делать, если ребенок не болен физически, но странно себя ведет: не смотрит в глаза и не отвечает улыбкой, эхом повторяет слова, проделывает одно и то же движение по нескольку раз, не играет со сверстниками или делает еще что-то, отличающее его от других ребят во дворе? Многие родители наотрез отказываются принимать особенные черты своего чада и до последнего не слышат слов врачей о том, что у крохи может быть аутизм, передает корреспондент Устинка LIVE.

- Алихан (имя мальчика и его мамы изменено - прим. авт.) - мой первый ребенок. Когда ему было два года, я начала замечать, что с ним что-то не так, - вспоминает Медина. - Он не разговаривал, его было трудно при-учить даже к обычным делам, например, умываться. Сын не мог запомнить, как это делать. Каждый раз приходилось учиться заново.

Знакомые женщины и более опытные мамы подсказали Медине, что Алихана нужно проверить на расстройство аутистического спектра (далее – РАС).

- У нас была проблема, как у всех родителей таких детей - понять и осо-знать, что это не норма, - говорит Медина. - Когда я пошла в ПМПК (кабинет психолого-медико-педагогической консультации - прим. авт.), я уже все знала. Уже перепсиховала, наплакалась. Была готова.
Здесь женщина, возможно, немного лукавит - готовым к этому быть нельзя. Диагноз "аутизм" всегда бьет, словно обухом по голове. Посещение с ребенком врача или специализированного центра - уже огромный шаг. Другое дело после определения вида расстройства не впасть в ступор, не опустить руки, а осознать еще одну важную вещь - в наше время все решаемо.

- С Алиханом мы прошли множество курсов, в том числе в других городах. Работы очень много, - рассказывает Медина. - У нас шаг вперед, два назад… Одни навыки приобретаешь, другие теряешь. Например, рисование. Месяц-полтора усиленно занимаемся, все получается. Чуть забросишь - все. То же с письмом, социальными навыками - умыться или покушать, навыками общения… Чтобы помочь сыну, я поступила учиться на дефектолога-логопеда. Да, мне трудно, но как родитель я делаю все, что могу.

И результаты есть. Алихану скоро исполнится шесть лет, он ходит в мини-центр одной из школ. Ему тоже трудно, но он старается. Что для обычных людей рутина, то для мальчика с РАС требует больших усилий.

Анкета по приметам


История Медины - это, по сути, история всех мам детей-аутистов. С небольшими отличиями. Мораль ее такова: важно следить за развитием своих малышей и обращать внимание на все нюансы, а при возникновении настораживающих особенностей не бояться обратиться к специалистам. Сейчас возможность наличия РАС определяют за 5-7 минут при помощи скрининга M-Chat-R/F.

- Многие родители, когда приходят к нам и начинают заполнять опросник, отмечают, что никаких признаков нет. Начинаем беседовать, ставим те же вопросы по-другому, выясняется уже другая картина, - говорит заведующая Областной ПМПК Роза Арнханова. - Они просто не хотят признать это. Психологически очень тяжело принять.

Представители ПМПК подробно рассказали, как происходит обследование потенциальных детей с аутизмом.

Так, диагностику проводят детям от года до семи лет. Родители могут обратиться сами, или их могут направить на консультацию, например, педиатр или воспитатель детского сада, заметив что-то неладное.

Для выявления РАС родителю предлагают заполнить опросник.

Далее заполняют логопедическую карту, где отмечают следующие особенности: отсутствие речи при способности ее понимать, постоянное повторение слов и предложений, часто не имеющих никакого значения, и другие. Часто малыш может говорить на "своем" языке. Он реагирует только на запреты, говорит о себе в третьем лице, использует глаголы в инфинитиве, его голос то повышается, то затухает - все это имеет значение для специалиста.

Специалисты оценят и то, как ребенок реагирует на окружающий мир, особенности его поведения и проявления эмоций, как он играет или что-то изображает. Тем детям, кто набрали более шести симптомов, составят развернутую диагностическую карту и по ней уже вынесут заключение.

Золотой стандарт


Определить РАС можно и в Аутизм-Центре "Асыл Мирас" в городе Усть-Каменогорске (частный фонд Булата Утемуратова).

- В нашем центре трехмесячные курсы проходят дети от нуля до 15 лет, - поясняет руководитель учреждения Жанар Омарова. - Диагностику проводят в игровой форме со специально подобранными игрушками, которые позволяют определить, как ребенок взаимодействует с окружающей средой, выявить у него стереотипные движения и определить другие нюансы.

В центрах "Асыл Мирас", а их в Казахстане восемь, тоже предлагают родителям социально-коммуникативный опросник SCQ. Он позволяет выявить симптомы РАС. Также специалист-логопед-дефектолог или психолог наблюдает за спонтанным поведением ребенка при знакомстве, анализирует реакцию юного посетителя на контакт, оценивает, может ли он спокойно поддерживать беседу. При настораживающих признаках направляют на ADI-R и ADOS-2.

ADI-R - это интервью для диагностики аутизма, при помощи которого определяют особенности речи и общения, социального взаимодействия, выявляют повторяющиеся и стереотипные формы поведения и интересы ребенка. Это обследование позволяет отличить РАС от других психических нарушений, а в раннем возрасте спутать аутизм с той же задержкой развития довольно легко.

ADOS-2 представляет собой целый план диагностики аутизма. Его используют при подозрении на РАС для пациентов любого возраста, даже взрослых, в том числе и неговорящих. На сегодня это золотой стандарт диагностики в мире.

- ADOS-2 включает в себя пять модулей, - рассказывает старший супервайзер Аутизм-Центра "Асыл Мирас" города Усть-Каменогорска Динара Дюсембинова. - Каждый модуль предлагает задания для людей разных уровней развития, разговорной речи и возраста.
Например, модуль Т рассчитан на детей от года до двух лет. В качестве заданий малышу требуется поиграть с мячом, с мыльными пузырями. Специалисты проверят его реакцию на препятствия в игре, на имя, на совместное внимание, поддразнивание, игнорирование, улыбку, угощение и другое, а также оценят, насколько привычны для него те или иные действия.

Модуль 1 рассчитан на тех, кто не используют фразовую речь, модуль 2 - для тех, кто говорят фразами, но не свободно, модуль 3 - для свободно говорящих детей, модуль 4 - для свободно говорящих подростков и взрослых.

Полную диагностику по ADOS-2 проводят за 40-60 минут. После обследования специалисты ведут подсчет баллов и делают заключение.

Конечно, установить и подтвердить диагноз может только человек, имеющий специальное образование и опыт работы в этом направлении, но заметить первые признаки РАС у своего ребенка может каждый родитель.

В тему


С 12 по 16 августа 2019 года специалисты Аутизм­Центра "Асыл Мирас" провели скрининг M­Chat­R/F в поликлиниках Усть­Каменогорска. Продиагностировано 103 ребенка, из них трое оказались с повышенным уровнем риска.


Важно


Единого метода терапии детей с РАС не существует, все индивидуально. Повысить качество жизни и уровень самостоятельности особенного ребенка можно при помощи специальных курсов, в том числе образовательных, трудотерапии. В некоторых случаях детям прописывают корригирующие препараты, в частности, успокоительные.


Опросник для родителей



Отвечать нужно "да" или "нет":
  • Нередко складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • Часто не откликается на свое имя.
  • Редко обращается к вам с просьбой что-то подать, предпочитает достать сам.
  • Редко выполняет просьбу что-­то принести, показать, выполнить.
  • Мало интересуется играми или общением со знакомыми взрослыми и сверстниками.
  • Любит играть один, не играет с детьми в совместные игры.
  • Может подолгу играть в одни и те же игры или заниматься одним и тем же любимым занятием.
  • Часто играет не с обычными игрушками, а с предметами окружающего быта, водой и т.п. (крутит в руках, перебирает, раскладывает в ряды, сортирует).
  • Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда­-то залезть или убежать.
  • Настойчиво требует постоянства в чем-­либо: еде, одежде, в порядке расположения вещей и т.д.
  • Делает только то, что представляет для него интерес, невозможно заставить сделать что­-либо против его желания.
  • Не жалуется и не просит, чтобы пожалели, если больно упал или ударился, кто-­нибудь обидел, что­-то не получается.

Наша справка


ПМПК в городе Усть­Каменогорске располагается по адресу: наб. им. Славского, 42/1. Телефоны: 57­85­40, 25­02­10.
Аутизм­Центр "Асыл Мирас" расположен по адресу: ул. Чехова, 61. Телефоны: 26­69­80, 8­771­218­50­01.
Следующая →