Усть-Каменогорск
малооблачно
+8°
  • Усть-Каменогорск
    +8°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +10°
  • Актобе
    +11°
  • Форт-Шевченко
    +15°
  • Атырау
    +11°
  • Караганда
    +9°
  • Кокшетау
    +6°
  • Костанай
    +8°
  • Кызылорда
    +22°
  • Павлодар
    +8°
  • Петропавловск
    +6°
  • Тараз
    +16°
  • Уральск
    +10°
  • Шымкент
    +17°
$
441.58
+0.17
480
+2.22
¥
61.19
+0.07
4.86
+0.02
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Виктор Скрипниченко
Источник:
Устинка LIVE

КвестИнвест: почему в ВКО "зависают" амбициозные проекты

Перспективные проекты в регионе периодически сливаются в разряд маловыполнимых, а низводит их в сей ранг потеря инвесторов

Зарубежные инвестиции - залог развития. Это не лозунг, а настоятельная необходимость, продиктованная желанием представителей исполнительной власти региона решить насущные проблемы, такие как недостаток детских садов и больниц, загруженность автодорог и общественного транспорта, нехватка высокооплачиваемых рабочих мест. Выстраивая систему, которая будет эффективно работать на достижение этих целей, можно сформулировать три основных этапа с инвесторами: их надо найти, удержать и поддержать.

К сожалению, со вторым условием в ВКО пока не все так гладко, передает корреспондент Устинка LIVE. Да и перспективные проекты как-то периодически сливаются в разряд маловыполнимых, а низводит их в сей ранг как раз потеря инвесторов. Что, возможно, говорит о несостоятельности самих проектов?

Топ возможностей

В конце сентября 2018 года в Восточном Казахстане состоялось одно из знаковых событий для экономики региона - в Усть-Каменогорске прошел крупный инвестиционный форум Altay Invest-2018.

Чтобы понимать масштабы - на мероприятие собрался весь цвет топ-менеджмента крупнейших компаний страны и зарубежья, высокопоставленные иностранные дипломаты и банкиры. В целом около 500 делегатов из 18-ти стран мира - все они прибыли в ВКО, чтобы ознакомиться с ее потенциалом. Возможным инвесторам представили 110 проектов, касающихся сфер туризма, промышленности, энергетики и ЖКХ, АПК и ГЧП, общей стоимостью 886,2 миллиарда тенге. По итогам мероприятия заключили 45 меморандумов на общую сумму 295 миллиардов тенге и… о некоторых благополучно забыли.

К слову, начать можно даже и не с форума, который фактически обязан был обеспечить нашей области просто невероятные перспективы развития. Как ЭКСПО, например…

Время на свалку

Уже не первый год в ВКО говорят о возведении мусороперерабатывающего завода, который решит проблему складирования бытовых отходов и тем самым поможет нашей многострадальной экологии.

Первый раз о необходимости переработки ТБО заговорили в 2008 году - ситуация вроде как назрела. Представили проект, рассказали о технологии, но инвесторов так и не нашли. Тогда акимат, видимо, предположил, что таким делом могут заниматься лишь бизнесмены, зачем бюджету брать на себя лишние обязательства? Не выгорело.

Потом в 2013 уверяли, что через год появится завод по переработке ТБО за 50 миллионов евро. По предварительным данным, мощность завода должна была составить 100 тысяч тонн отходов в год. С тех самых пор обещания построить что-нибудь, связанное с переработкой, стало чуть ли не народной традицией. Но как-то не складывалось. Кто только не отмечался в своем стремлении помочь нам достичь того уровня социального развития, когда использованные полиэтиленовые пакеты и бутылки, разнообразные упаковки из-под молока, йогурта и кефира, кожура от картофеля и прочие отходы жизнедеятельности человека будут не накапливаться на специальных полигонах, а уничтожаться либо перерабатываться.

Не прошло и 12 лет, как восточноказахстанцев опять уверили - мусор таки призовут к порядку! За счет заемных у Европейского банка реконструкции и развития 13 с лишним миллиардов тенге в Семее и Усть-Каменогорске модернизируют системы управления ТБО, а еще на деньги других инвесторов наладят работу сортировочных линий в других городах.

- До 2023 года планируется реализация проектов в нескольких городах области - Усть-Каменогорск, Семей, Риддер и Шемонаиха, - сообщил замакима ВКО Бакытжан Байахметов. - Планируется строительство санитарных полигонов, сортировочных линий и приобретение спецтехники для сбора отходов. В дальнейшем планируется реализация аналогичных проектов в городах Алтай, Аягоз, Зайсан, Курчатов, Серебрянск за счет привлечения частных инвестиций.

Подождем, увидим. Но почему у нас так принято ждать помощи извне, когда решение лежит фактически на поверхности - сколько бюджетных средств порой впустую тратится на имиджевые мероприятия, вместо того чтобы пускаться на актуальные проблемы? А вот невыгоден у нас рентабельный в большей части земного шара "мусорный бизнес", потому и отказываются частные инвесторы, а государство в итоге не хочет тратиться на такие проекты, но зато взять в долг и под проценты - дело святое...

Больная тема

Больница на 300 мест в Усть-Каменогорске, перспективы строительства, которые все дальше уходят за горизонт, скоро станет притчей во языцех. Проект государственно-частного партнерства, возведение которого планируется еще с конца 2015 года, так и не может найти своего концессионера (лицо, которое построит ее за свой счет и будет получать какое-то время доход с эксплуатации). Пару лет назад свое согласие на возведение этого комплекса подтвердил турецкий инвестор АО Saridaglar, который подготовил все необходимые документы, но так и не смог договориться с властями региона о снижении рисков, связанных с резким изменением обменного курса валют.

- Основными приоритетами являются законодательные меры, направленные на устранение или, по крайней мере, снижение валютных рисков, - сказал в 2018 году на форуме Altay Invest-2018 заместитель гендиректора турецкого предприятия Иззет Унсал.

Насколько редакция располагает информацией, решения по этому вопросу так и не было найдено, поскольку решается на высочайшем законодательном уровне и явно не за один день. Да и облакимат в лице Управления здравоохранения ВКО уже, по-видимому, не надеется на благополучный исход дела с турецкими партнерами - проект концессии "болтается" на Инвестиционном портале ВКО (invest.e-vko.kz). Правда, в самом начале он стоил 14 миллиардов тенге, сейчас цена выросла - уже 21 миллиард тенге.

Риски, которые так долго обсуждают наверху, отпугивают потенциально выгодных партнеров, а между тем для нас это был бы уже не кредит, здесь условия другие - более привлекательные для области.

Зато наконец-то в Усть-Каменогорске возвели детскую больницу на 200 коек, строительство которой наша республика оплатила сама. Можем ведь, когда захотим.

Нет управы на переправы

На инвестиционном сайте ВКО еще масса проектов, так или иначе презентованных годом-двумя или даже тремя-четырьмя ранее. Здесь вряд ли стоит рассматривать злой умысел и недальновидность властей региона, причины всегда разные - от законодательных до нерентабельных.

Нам, к примеру, и хочется тот же мост через Бухтарминское водохранилище за 30 с лишним миллиардов тенге, но вот найти инвесторов никак не получается. Не верит никто из крупных предпринимателей в то, что с будущей оплаты за проезд по нему можно будет вернуть и приумножить свои вложения. А между тем еще в 2014 году из уст прежнего акима области Бердыбека Сапарбаева звучали слова уверенности в том, что самая длинная и в то же время жизненно необходимая мостовая переправа будет красоваться на своем месте через два-три года. Вроде как и корейская компания согласилась профинансировать. Правда, позже, судя по всему, передумала. На тот момент стоимость проекта составляла 23,5 миллиарда тенге.

- Документы на строительство моста длиной два километра полностью подготовлены, теперь нужно как можно скорее приступить к работам, - сказал в ноябре 2014 года бывший глава региона на встрече с корейцами, которые, к слову, еще и вышеупомянутую больницу обещали построить. - Что касается клиники на 300 коек, то все вопросы сейчас отрабатываются с Министерством здравоохранения и социального развития РК.

Потом в кредите отказал и ЕБРР, сославшись на удорожание проекта и низкую его эффективность. Зато есть с чем сравнить - Иртышский мост в Усть-Каменогорске тоже вот уже пять лет реконструируют.

Впрочем, за переправу через Бухтарму можно не переживать, ведь еще в сентябре 2019-го Президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил Правительству и акимату ВКО рассмотреть вопрос о финансировании ее строительства из средств госбюджета.

Раз уж вспомнили о переправах, то не стоит забывать и о строительстве "мостового перехода через реку Иртыш в створе улицы Виноградова в городе Усть-Каменогорске с выходом на автомобильную дорогу Усть-Каменогорск - Таврия" - наименование долгожданного проекта из длинного перечня на портале invest.e-vko.kz. Стоимость его возведения власти оценили в 62 миллиарда тенге, а затратили уже порядка 67 миллионов только на разработку технико-экономического обоснования, актуальность которого истекает в начале 2020 года. А ведь необходимо еще и ПСД проплатить, и деньги на строительство найти, а лучше концессионера, как это сказано в условиях… Только условия-то как раз и непривлекательны для инвесторов, а то бы уже очередь выстроилась.

Примечательно, что в генплане развития Усть-Каменогорска представлены предложения по строительству шести новых мостов через Иртыш: в створе улицы Виноградова, в створе проспекта Ауэзова, в районе ж/д моста на Пристани и на Аблакетке, в районе села Прапорщикова и напротив аэропорта.

И это еще не все…

Кредитная игла

Вот вроде ВКО и на первом месте среди областей Казахстана в части исполнения проектов ГЧП, но почему-то крупнейшие из них "зависают". Ищем не те пути или вообще не утруждаем себя поисками?

В новостном пространстве периодически слышно, как ЕБРР помогает Восточному Казахстану решить проблемы в сфере пассажирского транспорта, коммунального хозяйства, обещает подсобить в туризме и гид-роэнергетике. И все это по выгодным условиям с льготным периодом за минимальный процент. Напрашивается вопрос - мы сами что-то можем, не занимая? Все-таки промышленный регион. И ведь платить самим за все нет необходимости - создать хорошие условия для концессионеров и ждать, когда иностранцы поднимут нам социальные условия на нужный уровень. А до тех пор мы будем терять инвесторов и брать в долг. А между тем кредитование - это перекладывание финансовой проблемы на будущие поколения, которым придется платить. Вместо нас.

К слову

2,3 триллиона тенге от внешнего долга в 15 триллионов тенге Казахстан должен международным финансовым организациям (Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и т.д.).
Следующая →