Усть-Каменогорск
ясно
-10°
  • Усть-Каменогорск
    -10°
  • Алматы
    +3°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -4°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +3°
  • Караганда
    -5°
  • Кокшетау
    -8°
  • Костанай
    -8°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -10°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +4°
  • Уральск
    -5°
  • Шымкент
    +10°
$
498.55
+0.04
524.28
+1.44
¥
68.76
-0.05
4.75
-0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Евгения Чех
Источник:
Устинка LIVE

О чем молчит седой Саур…

Путешествие по Зайсанскому району - как мир легенд и мифов крепко связан с действительностью

Мы побывали в Зайсанском районе и углубились в нетронутые и живописные окрестности Саур-Тарбагатайского хребта в конце июня. Это самое прекрасное время, когда не растаяли еще белоснежные шапки на округлых вершинах, в том числе - на горе Музтау (3816 метров над уровнем моря), а буйная зелень альпийских лугов, золото полупустынных степей, языки лиственных и хвойных лесов, сливаясь в хаотичных хитросплетениях божественной вышивки, завораживают, приковывая взгляд, передает корреспондент Устинка LIVE.


 Вся палитра красок и оттенков, существующих в мире, простирается за горизонт, а воздух, кажется, звенит от первозданной чистоты и насыщенности ароматами… Свежими, пряными, сладкими - цветочными и ягодными, с полынной горчинкой и еловой смоляной нотой. А звуки? Пение, щебетание, стрекотание, журчание - эта природная симфония заставляет внимать себе молча самых разговорчивых в нашей командировочной команде. Сложно описать все, что мы услышали, увидели, прочувствовали и впитали во время путешествия в угодья и базовый лагерь Охотничьего хозяйства "Зайсанское", но мы попытались…


"Не раз ты странников пленял!"


Полдневный пламень, сух и ясен,
Хрусталь предгорий так прекрасен,
Так бледны дали серых гор!
И пыльный ветер в пальцах вьется,
И Жеменей с отрогов льется,
Ведя с камнями вечный спор…

- На юге высокой стеной стоит хребет Саур с вершиной Музтау, достигающей 12300 футов, на севере вдали виден Алтай, а на западе - Тарбагатай. Между этими хребтами расстилается обширная долина Черного Иртыша, - так в отчете о своем третьем путешествии по Центральной Азии описывал хребет Саур Николай Михайлович Пржевальский.

Весной 1879 года его отряд пересек Саур и попал в уезд Хами, находящийся в то время в административном подчинении Синьцзянского наместничества.

В 1863-1864 годах по территории нынешнего Зайсанского района проходила экспедиция Карла Струве и Григория Потанина, а еще на восемь лет раньше, в 1855 году, регион посетил Шокан Уалиханов. Все они восхищались нетронутой красотой этих мест, обилием представителей фауны и флоры, а также открывающимися для развития возможностями. Говорят, здесь в ущельях и на перевалах Саура находили множество троп в Китай, по ним хаживали контрабандисты, уходили беженцы от советской власти. Любители искать клады отправлялись в путешествие за золотом, но ничего не нашли. С тех пор прошло полтора века, но хребет по-прежнему полон тайн и загадок. Вот и мы, вдохновленные множеством рассказов, рвались в горы…



Многие советовали нам побывать в охотничьем хозяйстве "Зайсанское", которое организовала Аэлита Ахметсалимкызы. Мол, и от города Зайсана всего 18 километров, и все красоты Саура в угодьях представлены "в ассортименте". Отработав все темы нашей редакционной командировки, на закуску оставили самое интересное. И под вечер пятницы двинули в охотхозяйство.


Не прошли, но повеселили…


Закатное солнце золотило степные просторы предгорья. Накатанную трассу до поселка Жанатурмыс преодолели легко. А вот дальше начались приключения.

Местные жители предупреждали, что после обильных июньских ливней горные дороги размыло. Да и своенравная речка Жеменейка еще слишком полноводна и прокладывает себе новые русла там, где захочет. Косились на наш транспорт, качали головой, но успокаивали - должны проехать. Говорили, что на старенький деревянный мост лучше не соваться - еле стоит. Но нам, отважным путешественникам, казалось все нипочем.



 Въехали мы в поселок в самое оживленное вечернее время - люди встречали скот. Так что за нашими эскападами вышли понаблюдать, наверное, все триста жителей Жанатурмыса. Особенное веселье мы принесли местной детворе. Разновозрастная ватага улюлюкала нам вслед. Распугивая игривых телят, флегматичных коров и возмущенных баранов, мы тщетно пытались выбрать направление среди сотни дорог, уходящих в горы. Кое-как выскочили к мосту, вышли, чтобы осмотреться… На наше удивление, деревянное строение ничуть не шелохнулось под колесами машины, пусть и облегченной отсутствием в ней пассажиров. На опорах видны свежие следы цемента, перила только что окрашены и побелены. "Повезло! Отремонтировали…" - решили мы и, счастливые, поехали дальше. Однако радовались мы преждевременно.

"Промучив" еще, как минимум, четыре самые перспективные, на наш взгляд, колеи, скатываясь по ним задом с крутых подъемов, буксуя в грязи, петляя и подкладывая булыжники под колеса, визуально и практически изучая возможности проезда, мы так и не смогли найти тайный проход в величественные урочища капризного Саура. Видать, не прошли мы его испытаний, не принесли дань, не исполнили предначертаний. Вот и возвращались обратно в Зайсан, грустные и разочарованные…


"Журналисты не сдаются!"


Утро вечера мудренее, решили мы, и начали искать проводника в сказочные чертоги хребта. Связались с женщиной-легендой, известной во всем Казахстане, настоящей амазонкой и победительницей волков - Аэлитой. Ее называют Айкой. И, конечно, она нас спасла. Примчалась из своих владений на огромном внедорожнике. Удивительно, что все ловушки, которые казались нам вчера непреодолимыми, с Айкой мы пролетали, словно по расстеленной красной дорожке. К слову, Аэлита, ко всем своим остальным знаниям и умениям - отличный экскурсовод. Внимая ее потрясающим и образным рассказам, мы только крутили головами и слушали, приоткрыв рты.



- Я очень люблю свой родной край, - говорит Айка. - С детства обожаю эти места, горы, гордую и неукротимую Жеменейку, природу и многочисленную живность, которой здесь и не сосчитать. Совсем маленькой я каждое лето отдыхала здесь в пионерском лагере. Когда его закрыли, а потом растащили до основания, было обидно до слез. Вот и решила - восстановлю! Люди должны видеть эту красоту…

В Жанатурмысе нас встречают уже без насмешек. Айку здесь любят, несут кто сметану, кто молоко, а кто корзинки с ягодой. Тут тебе и земляника, и кислица, и малина. Лакомимся прямо в машине – вкуснотища!

Оказалось, что к мосту через горную речку, чудесному ремонту которого мы удивлялись с вечера, приложила руку мама Аэлиты.

- Ей уже 80 лет, - смеется женщина. - Но она в покое сидеть не может. У мамы своя строительная фирма. Она решила мне подарок сделать, отправила сюда рабочих, стройматериалы. Говорит: "К тебе гости из-за границы едут, нужно, чтоб они с комфортом добирались".

К слову, Айка за это лето собирается полностью сделать дороги к своему охотхозяйству, провести линию электропередач, заасфальтировать уже существующую вертолетную площадку на территории центральной усадьбы. Сомнений, что все у нее получится, даже не возникает. Она пришла сюда всерьез и надолго! Она своя, и седой Саур ее привечает…

Лихой внедорожник летит стрелой, преодолевая вброд достаточно широкие разливы Жеменейки. Наш водитель Дамир только головой качает, мол, мы бы не прошли - застряли бы на ночь, в машине, без связи и помощи. А в голову закрадывается мысль, может быть, это и было бы нашей данью духам, свято охраняющим вход в волшебную страну? И пропустили бы они нас, оценив целеустремленность и решительность?



О фазанах, павлинах и не только…


Дорога, петляя и разветвляясь, уверенно несет нас в горы. Вокруг - буйство красок и ароматов. Лиственные деревья сменяют хвойные. Здесь можно встретить сибирскую лиственницу и тяньшанскую ель. В виде примеси встречается сибирская пихта. На южных склонах хребта видны заросли дикой яблони. Аэлита с гордостью показывает свой яблоневый сад.

- Около тысячи саженцев прижилось! - демонстрирует она огороженные посадки еще таких хрупких яблонек. - Тут разные сорта, экспериментируем. По весне уже цвели, надеемся, уже в этом году плоды попробовать.

На вопрос: "Зачем?", Айка отвечает: "Пусть растут! Природе нужно помогать…". И ведь реально помогает. Еще один пример - фазаны. Здесь в горах их ареал расселения. Эти красивые промысловые птицы когда-то обитали здесь сотнями. Во времена нескольких многоснежных зим погибли практически все. Вот и решила Аэлита исправить ситуацию: закупила несколько особей, организовала фазанарий. Теперь в просторных вольерах они спокойно живут и плодятся под наблюдением специалистов-орнитологов. Подрастающих птенцов выпускают на волю. Теперь фазаны здесь опять не редкость. Можно и поохотиться, и вкусным мясом дичи полакомиться.

А для любителей экзотики в фазанарии обитает пара павлинов. Невзрачная самочка красуется перед гостями, а вот обладатель великолепного хвоста-веера позировать отказывается. Недовольно бегает по клетке, пытаясь улизнуть от фотографа. Но в кадр все равно попадает!



Особой гордостью охотхозяйства является постоянно растущая популяция марала, крупного подвида благородного оленя. Рога этого красавца уже украшают коллекции многих охотников, побывавших в "Зайсанском". Местный рекорд трофея - 16 килограммов! На склонах пасутся стада горных баранов - архаров. Грациозная сибирская косуля давно привлекает охотников, несмотря на незначительный вес и размер ее рожек.

А вот самцы сибирского горного козла, их еще величают козерогами, обладают мощными саблевидными рогами, круто загнутыми к спине. Так, размер их рекордной добычи составил порядка полутора метров.

- На Сауре искали снежного барса, - рассказывает Айка. - Установили фотоловушки. Пока не нашли, но и отрицать наличие здесь ирбиса нельзя. Он слишком скрытен и осторожен. Есть у нас медведи, рыси, волков множество. Даже специальный отстрел ведем, чтоб на скот не нападали стаи.

Прервавшись, Аэлита показывает семейство кабанчиков. На солнечной опушке резвятся мама-свинка и выводок - с десяток шустрых поросят. Наш фотокор раздосадован. Из окошка машины, надсадно прущей в гору, не сильно-то поснимаешь… Так и скрылась вереница пятачковых в густых зарослях, не удосужившись запечатлеться для истории.


Центральная усадьба


И вдруг мы вырываемся из природных объятий, попадая в уголок благоустроенной инфраструктуры. Красивые деревянные домики, в которых усталого путника ждут все блага цивилизации. Радушно распахнула двери самая настоящая казахская юрта, где так приятно отдохнуть за хлебосольным дастарханом. Территорию "охраняют", лениво развалившись на солнцепеке, два чистокровных пса. Поджарые белоснежные тазы встречают нас, лишь приоткрыв один глаз.

Центральная усадьба полна гостей. Мы встретили коллег-журналистов, которые, как и мы, решили окунуться в сказку странствий. По словам местных обитателей, в конный поход, используя солнечный денек, выдвинулись два видных ученых из столицы и Усть-Каменогорска. Саур интересен всем…



Гостеприимная хозяйка владений Аэлита приглашает нас к столу. Такого вкуснейшего сазана, тушенного с овощами, признаюсь, мы еще не пробовали! Попивая ароматный чай с местными травами уже в деревянной беседке, любуемся живописными окрестностями. Зазывным дымком манит баня, готовясь принять вернувшихся из похода всадников. В блаженстве хочется забыть обо всем и остаться здесь навсегда. Но очень резко и неожиданно идиллию нарушает закрывшая солнце черная туча. Засверкали росчерки молний, ударил гром, застучали по крышам тяжелые капли дождя, постепенно превращаясь в град. Обеспокоенная Айка вызывает своего водителя.

- Если хотите выбраться отсюда сегодня, нужно ехать, - обращается она к нам. - Это надолго, через час Жеменейка совсем вас не пропустит! Вот такой он, непредсказуемый Саур…

Прощаемся, прикрываясь от молотящих градин тем, что под руку попало, скользя по мокрой траве, вскакиваем в машину. За окном несущегося уже под гору внедорожника настоящее светопреставление. Едем грустно и молча, за потоками воды окрестности разглядеть не представляется возможным. Чем-то прогневали мы духов? Неожиданная гроза сопровождает нас до самого поселка. Жанатурмыс же встречает нас солнечным просветом. Вспоминаются слова Аэлиты: "Что же вы всего на несколько часов-то к нам? Так и не увидите ничего, не почувствуете!". И появилась цель! Прости нас, седой Саур, мы еще вернемся…


Легенда о Сауре и Жеменейке


Это предание старины глубокой поведал нам старожил Зайсанского района Амантай­ата. Его рассказ мы слушали как красивую легенду, а побывав в урочищах хребта, засомневались: "Сказка ли?".

В давние времена, когда духи являлись казахам в образе человеческом, увидел старый Саур, как подрастает, расцветает, набирает красоту прекрасная хозяйка горной реки Жеменейка. Долго наблюдал он за девушкой, как плела она белоснежные косы, как резвилась на полянках с косулями, как играючи разбрасывала русла и пускала хрустальную воду туда, куда ей хотелось. Питала она бесплодные земли, зацветали они буйной порослью. Видел он и молодого охотника, которого привечала красавица. Помогала ему во всем, охраняла сон во время ночевок, являлась ему, заставляя джигита сгорать от любви. И решил старик взять Жеменейку в жены. А чтобы охотник ему не мешал, превратил он юношу в оленя с огромными ветвистыми рогами. Стал Саур преследовать девушку, на пути горной речки вставали могучие деревья, преграждая вольным водам путь своими корнями. Засыпал тяжелыми камнями ее русло. Но из всех преград вырывалась Жеменейка, где тонкой струйкой, где бурным водопадом. Уходила девушка от нежеланного старого жениха. Несла свои воды навстречу оленю, и встречались они постоянно. Труден и извилист стал путь горной речки, но не сдалась красавица, вырвалась из владений Саура, подарив свои питающие воды людям. И смирился горный хребет, понял, что не угнаться ему за быстрой Жеменейкой, лишь иногда строжится на нее, затапливая талой водой своих ледников да сильными дождями с огненными молниями, что бьют в речные берега.
Следующая →