О спектакле, который тронул до слез десятки зрителей
В Восточно-Казахстанском областном драматическом театре состоялась премьера спектакля, поставленного по одноименной пьесе Олжаса Жанайдарова "Джут"
Темнота в зале. Непривычный мрак на сцене. Крик, мужской и женский, прорезает оглушительную тишину, стоящую в зрительских рядах. Так кричат от боли и отчаяния. Так кричат актеры, которым доверили сыграть самые, пожалуй, тяжелые и неоднозначные роли в этом сезоне…
Это премьера спектакля, поставленного по одноименной пьесе Олжаса Жанайдарова "Джут". Его режиссер Айдын Салбанов, несмотря на все сомнения, решился поставить именно это произведение.
…Сцена поделена на три "островка". На одном из них из темноты выходят Сауле (Надежда Коровина) и Ахмет (Сергей Засорин). Оба в залатанной, но чистой одежде. В руках - банки с прозрачной водой. Они представляют молодую казахскую семью начала 30-х годов прошлого столетия.
Страшно… Страшно, когда жена качает люльку с малышкой, которую нечем кормить. Страшно, когда, чтобы хоть как-то накормить старшего сына, маленького мальчика, отцу приходится отрубить себе два пальца. Но этого мало, его все равно забирает голод. Страшно, когда узнаешь, что тела сына в могиле больше нет - лишь пустая яма. И ноющая рана на левой руке не дает забыть о произошедшем.
Глава семьи приносит домой ужин - несколько корок хлеба. Как поделить на всех?
Актеры перебрасываются репликами, держа зал в напряжении, заставляя прислушиваться к каждому слову. И каждая из фраз, а в совокупности тем более, несет в себе глубокий смысл, мотив и призыв. К сожалению, все их нельзя напечатать на этой странице.
Но не только тема голода и человеческих лишений волнует режиссера.
В небольшом гостиничном кафе, на другом "островке сцены", сидят двое. Журналистка Лена (Юлия Волобуева) и внук своего деда, пережившего джут, Ербол (Михаил Иванов). Перед ними стоят банки. Вода внутри - грязная.
Ербол хочет, чтобы Лена опубликовала записи его деда о событиях тех лет. Просит написать правду. Лена торопится, некогда, мол, ерунду всякую слушать.
Ербол рассказывает Лене - коренной москвичке, вегетарианке, деловой стильной девушке - истории, которые знает сам. О том, что из плесневелого хлеба можно делать сухари. О том, как ему стыдно видеть просящих милостыню пожилых людей. О многом… Лена уже не торопится. Волею судьбы, а точнее Ербола, они оказываются в его номере. Случается близость тел. Ни капли души. Вдруг Лене звонят, оказывается, есть муж. Ербол избивает Лену - за измену. А грязная вода в банках все плещется и выплескивается наружу…
Действие снова переносит нас в прошлое. Ахмет всячески старается "поднять" Сауле с дочкой из той жизни, в которой они застряли.
И он находит способ, как этого избежать. Вот только жене он не по нраву - слишком бесчестно.
Как не трудно догадаться, счастливый финал в подобных историях - редкость. Но мы умолчали о третьем "островке". На протяжении всей постановки Он - единственный герой этой, срединной, мизансцены - закрывает, а затем отодвигает в сторону все новые и новые банки, уже пустые… Кто Он? Палач, Судья, Смерть? А может, - марионетка в чьих-то руках?
По словам актеров, спектакль побудил и их переосмыслить некоторые стороны своей жизни.
А задуматься после просмотра хочется о многом. Об отношениях между собой, к себе самому и к жизни в целом, о ценностях, о душевных качествах, об истории, о предках… О многом. Недаром в зрительном зале стояла, если можно сказать, гробовая тишина. Ни смеха, ни перешептываний. Лишь изредка робкие всхлипывания. Казалось, весь мрак, который представлен на сцене, прокрадывается в душу каждого из нас. Но не с тем, чтобы остаться там навеки, поселив грусть, а с тем, чтобы зажечь какие-то новые, не тронутые ранее огни…
Пьеса "Джут" принадлежит перу 39-летнего российского драматурга, уроженца Алматы Олжаса Жанайдарова. Произведение на острую тему написано в 2013 году и не теряет своей актуальности и сегодня. С пьесой "Джут" драматург занял первое место на Всероссийском драматургическом конкурсе "Действующие лица". Помимо этого, в копилке Жанайдарова несколько первых мест и Гранпри на различных международных конкурсах.
Следующая →
Это премьера спектакля, поставленного по одноименной пьесе Олжаса Жанайдарова "Джут". Его режиссер Айдын Салбанов, несмотря на все сомнения, решился поставить именно это произведение.
- Было страшно задевать эту непростую тему, потому что об этом сегодня не говорят, - признается Айдын Салбанов. - Но и забывать нельзя. Вдумайтесь только - два миллиона человек погибли в годы джута! Это страдания целого народа.
Что может быть страшнее войны?
…Сцена поделена на три "островка". На одном из них из темноты выходят Сауле (Надежда Коровина) и Ахмет (Сергей Засорин). Оба в залатанной, но чистой одежде. В руках - банки с прозрачной водой. Они представляют молодую казахскую семью начала 30-х годов прошлого столетия.
- Сауле, мне страшно, - обращается к жене Ахмет.
Страшно… Страшно, когда жена качает люльку с малышкой, которую нечем кормить. Страшно, когда, чтобы хоть как-то накормить старшего сына, маленького мальчика, отцу приходится отрубить себе два пальца. Но этого мало, его все равно забирает голод. Страшно, когда узнаешь, что тела сына в могиле больше нет - лишь пустая яма. И ноющая рана на левой руке не дает забыть о произошедшем.
- Сауле, я кушать хочу, - говорит Ахмет.
Глава семьи приносит домой ужин - несколько корок хлеба. Как поделить на всех?
- Сауле, мы умрем, - произносит Ахмет.
- Ахмет, мы выживем, - отвечает ему Сауле…
Актеры перебрасываются репликами, держа зал в напряжении, заставляя прислушиваться к каждому слову. И каждая из фраз, а в совокупности тем более, несет в себе глубокий смысл, мотив и призыв. К сожалению, все их нельзя напечатать на этой странице.
Но не только тема голода и человеческих лишений волнует режиссера.
- Ахмет и Сауле ни разу ни в чем не обвинили друг друга, как бы тяжело и страшно ни было. Они поддерживали друг друга до конца, - делится мнением Айдын Салбанов. - А как бы сейчас повели себя люди?
Я больше не буду!
В небольшом гостиничном кафе, на другом "островке сцены", сидят двое. Журналистка Лена (Юлия Волобуева) и внук своего деда, пережившего джут, Ербол (Михаил Иванов). Перед ними стоят банки. Вода внутри - грязная.
Ербол хочет, чтобы Лена опубликовала записи его деда о событиях тех лет. Просит написать правду. Лена торопится, некогда, мол, ерунду всякую слушать.
- Холодно тут у вас, в Москве, - говорит Ербол.
- На улице плюс 15, - отвечает Лена. Но он говорит не о погоде.
Ербол рассказывает Лене - коренной москвичке, вегетарианке, деловой стильной девушке - истории, которые знает сам. О том, что из плесневелого хлеба можно делать сухари. О том, как ему стыдно видеть просящих милостыню пожилых людей. О многом… Лена уже не торопится. Волею судьбы, а точнее Ербола, они оказываются в его номере. Случается близость тел. Ни капли души. Вдруг Лене звонят, оказывается, есть муж. Ербол избивает Лену - за измену. А грязная вода в банках все плещется и выплескивается наружу…
- В годы джута погибли два миллиона человек. Но представьте, сколько людей гибнет сегодня каждый день? Аборты, войны, измены, убийства, например, из-за денег… Сколько людей ежедневно погибают духовно? Вот он - главный джут нашего времени, - считает Айдын Салбанов. - Я могу понять, как раньше было: неурожай, кушать нечего - это, так сказать, природный кризис. А сегодня? Люди сами создают ту ситуацию, в которой потом вынуждены жить. Сами друг друга убивают.
Терпи, жаным
Действие снова переносит нас в прошлое. Ахмет всячески старается "поднять" Сауле с дочкой из той жизни, в которой они застряли.
- Сауле, я не хочу голодать, - говорит Ахмет.
И он находит способ, как этого избежать. Вот только жене он не по нраву - слишком бесчестно.
- Надо потерпеть. Когда что-то меняется, всегда тяжело, - отвечает ей Ахмет.Народу ведь обещали, что все изменится, и не будут они больше кочевать, жить в юртах, а будут жить в современных домах…
Как не трудно догадаться, счастливый финал в подобных историях - редкость. Но мы умолчали о третьем "островке". На протяжении всей постановки Он - единственный герой этой, срединной, мизансцены - закрывает, а затем отодвигает в сторону все новые и новые банки, уже пустые… Кто Он? Палач, Судья, Смерть? А может, - марионетка в чьих-то руках?
- Каждый из этого спектакля вынесет что-то свое, и нам, конечно же, есть, что сказать, - говорит Михаил Иванов. - Но наша задача в том, чтобы суметь донести задумку пьесы, задумку режиссера, сказать то самое, главное. А дальше уже пусть каждый думает сам.
По словам актеров, спектакль побудил и их переосмыслить некоторые стороны своей жизни.
- Наши персонажи абсолютно нам не близки, абсолютные противоположности, - делится Юлия Волобуева. - От этого одновременно и тяжело, и интересно. Но это определенно не тот спектакль, после которого хочется выйти на поклон к зрителю, приплясывая и улыбаясь.
А задуматься после просмотра хочется о многом. Об отношениях между собой, к себе самому и к жизни в целом, о ценностях, о душевных качествах, об истории, о предках… О многом. Недаром в зрительном зале стояла, если можно сказать, гробовая тишина. Ни смеха, ни перешептываний. Лишь изредка робкие всхлипывания. Казалось, весь мрак, который представлен на сцене, прокрадывается в душу каждого из нас. Но не с тем, чтобы остаться там навеки, поселив грусть, а с тем, чтобы зажечь какие-то новые, не тронутые ранее огни…
Об авторе
Пьеса "Джут" принадлежит перу 39-летнего российского драматурга, уроженца Алматы Олжаса Жанайдарова. Произведение на острую тему написано в 2013 году и не теряет своей актуальности и сегодня. С пьесой "Джут" драматург занял первое место на Всероссийском драматургическом конкурсе "Действующие лица". Помимо этого, в копилке Жанайдарова несколько первых мест и Гранпри на различных международных конкурсах.