Усть-Каменогорск
ясно
-10°
  • Усть-Каменогорск
    -10°
  • Алматы
    +3°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -4°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +3°
  • Караганда
    -5°
  • Кокшетау
    -8°
  • Костанай
    -8°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -10°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +4°
  • Уральск
    -5°
  • Шымкент
    +10°
$
498.55
+0.04
524.28
+1.44
¥
68.76
-0.05
4.75
-0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Анна Коцарева
Источник:
Устинка LIVE

О спектакле, который тронул до слез десятки зрителей

В Восточно-Казахстанском областном драматическом театре состоялась премьера спектакля, поставленного по одноименной пьесе Олжаса Жанайдарова "Джут"

Темнота в зале. Непривычный мрак на сцене. Крик, мужской и женский, прорезает оглушительную тишину, стоящую в зрительских рядах. Так кричат от боли и отчаяния. Так кричат актеры, которым доверили сыграть самые, пожалуй, тяжелые и неоднозначные роли в этом сезоне…

Это премьера спектакля, поставленного по одноименной пьесе Олжаса Жанайдарова "Джут". Его режиссер Айдын Салбанов, несмотря на все сомнения, решился поставить именно это произведение.

- Было страшно задевать эту непростую тему, потому что об этом сегодня не говорят, - признается Айдын Салбанов. - Но и забывать нельзя. Вдумайтесь только - два миллиона человек погибли в годы джута! Это страдания целого народа.

Что может быть страшнее войны?


…Сцена поделена на три "островка". На одном из них из темноты выходят Сауле (Надежда Коровина) и Ахмет (Сергей Засорин). Оба в залатанной, но чистой одежде. В руках - банки с прозрачной водой. Они представляют молодую казахскую семью начала 30-х годов прошлого столетия.

- Сауле, мне страшно, - обращается к жене Ахмет.

Страшно… Страшно, когда жена качает люльку с малышкой, которую нечем кормить. Страшно, когда, чтобы хоть как-то накормить старшего сына, маленького мальчика, отцу приходится отрубить себе два пальца. Но этого мало, его все равно забирает голод. Страшно, когда узнаешь, что тела сына в могиле больше нет - лишь пустая яма. И ноющая рана на левой руке не дает забыть о произошедшем.

- Сауле, я кушать хочу, - говорит Ахмет.

Глава семьи приносит домой ужин - несколько корок хлеба. Как поделить на всех?

- Сауле, мы умрем, - произносит Ахмет.

- Ахмет, мы выживем, - отвечает ему Сауле…

Актеры перебрасываются репликами, держа зал в напряжении, заставляя прислушиваться к каждому слову. И каждая из фраз, а в совокупности тем более, несет в себе глубокий смысл, мотив и призыв. К сожалению, все их нельзя напечатать на этой странице.
Но не только тема голода и человеческих лишений волнует режиссера.

- Ахмет и Сауле ни разу ни в чем не обвинили друг друга, как бы тяжело и страшно ни было. Они поддерживали друг друга до конца, - делится мнением Айдын Салбанов. - А как бы сейчас повели себя люди?

Я больше не буду!


В небольшом гостиничном кафе, на другом "островке сцены", сидят двое. Журналистка Лена (Юлия Волобуева) и внук своего деда, пережившего джут, Ербол (Михаил Иванов). Перед ними стоят банки. Вода внутри - грязная.

Ербол хочет, чтобы Лена опубликовала записи его деда о событиях тех лет. Просит написать правду. Лена торопится, некогда, мол, ерунду всякую слушать.

- Холодно тут у вас, в Москве, - говорит Ербол.

- На улице плюс 15, - отвечает Лена. Но он говорит не о погоде.

Ербол рассказывает Лене - коренной москвичке, вегетарианке, деловой стильной девушке - истории, которые знает сам. О том, что из плесневелого хлеба можно делать сухари. О том, как ему стыдно видеть просящих милостыню пожилых людей. О многом… Лена уже не торопится. Волею судьбы, а точнее Ербола, они оказываются в его номере. Случается близость тел. Ни капли души. Вдруг Лене звонят, оказывается, есть муж. Ербол избивает Лену - за измену. А грязная вода в банках все плещется и выплескивается наружу…

- В годы джута погибли два миллиона человек. Но представьте, сколько людей гибнет сегодня каждый день? Аборты, войны, измены, убийства, например, из-за денег… Сколько людей ежедневно погибают духовно? Вот он - главный джут нашего времени, - считает Айдын Салбанов. - Я могу понять, как раньше было: неурожай, кушать нечего - это, так сказать, природный кризис. А сегодня? Люди сами создают ту ситуацию, в которой потом вынуждены жить. Сами друг друга убивают.

Терпи, жаным


Действие снова переносит нас в прошлое. Ахмет всячески старается "поднять" Сауле с дочкой из той жизни, в которой они застряли.

- Сауле, я не хочу голодать, - говорит Ахмет.

И он находит способ, как этого избежать. Вот только жене он не по нраву - слишком бесчестно.

- Надо потерпеть. Когда что-то меняется, всегда тяжело, - отвечает ей Ахмет.
Народу ведь обещали, что все изменится, и не будут они больше кочевать, жить в юртах, а будут жить в современных домах…

Как не трудно догадаться, счастливый финал в подобных историях - редкость. Но мы умолчали о третьем "островке". На протяжении всей постановки Он - единственный герой этой, срединной, мизансцены - закрывает, а затем отодвигает в сторону все новые и новые банки, уже пустые… Кто Он? Палач, Судья, Смерть? А может, - марионетка в чьих-то руках?

- Каждый из этого спектакля вынесет что-то свое, и нам, конечно же, есть, что сказать, - говорит Михаил Иванов. - Но наша задача в том, чтобы суметь донести задумку пьесы, задумку режиссера, сказать то самое, главное. А дальше уже пусть каждый думает сам.

По словам актеров, спектакль побудил и их переосмыслить некоторые стороны своей жизни.

- Наши персонажи абсолютно нам не близки, абсолютные противоположности, - делится Юлия Волобуева. - От этого одновременно и тяжело, и интересно. Но это определенно не тот спектакль, после которого хочется выйти на поклон к зрителю, приплясывая и улыбаясь.

А задуматься после просмотра хочется о многом. Об отношениях между собой, к себе самому и к жизни в целом, о ценностях, о душевных качествах, об истории, о предках… О многом. Недаром в зрительном зале стояла, если можно сказать, гробовая тишина. Ни смеха, ни перешептываний. Лишь изредка робкие всхлипывания. Казалось, весь мрак, который представлен на сцене, прокрадывается в душу каждого из нас. Но не с тем, чтобы остаться там навеки, поселив грусть, а с тем, чтобы зажечь какие-то новые, не тронутые ранее огни…

Об авторе


Пьеса "Джут" принадлежит перу 39-­летнего российского драматурга, уроженца Алматы Олжаса Жанайдарова. Произведение на острую тему написано в 2013 году и не теряет своей актуальности и сегодня. С пьесой "Джут" драматург занял первое место на Всероссийском драматургическом конкурсе "Действующие лица". Помимо этого, в копилке Жанайдарова несколько первых мест и Гран­при на различных международных конкурсах.
Следующая →