Что дети знают о войне?
Великая Отечественная в рассказах школьников Усть-Каменогорска
За эту тему было тревожно и даже страшно браться. Казалось бы, долгих 74 года отделяет нынешнее подрастающее поколение от Дня Победы в 1945-м, а от страшных событий, опаливших миллионы людей, и того больше. Зачем им, живущим под мирным небом, в век высоких технологий и скоростей эти горькие знания и бередящая душу память? Продумывая вопросы, которые мы зададим ребятам, даже не знали, какие получим на них ответы. Но то, что это важно – были уверены.
И пусть своей любимой песней о войне они называют "Кукушку" в исполнении Полины Гагариной. И пусть их рассказы сбивчивы и несколько сумбурны, в них мало личного отношения и глубоких переживаний, но… Отнесем это к детскому волнению перед первым в жизни интервью, а также к собственному взрослому эгоизму. Мол, а вот мы... Главное, наши дети знают, КТО и КАКОЙ ЦЕНОЙ победил в этой войне!
Эта трехлетняя кроха сделала мой День Победы в прошлом году. Спеша на праздничные мероприятия к Мемориалу Славы, я увидела ее, нарядную, с огромными белыми бантами во дворе, под открытым окошком, из которого неслась на всю округу незабываемая "Катюша". Малышка громко, четко выговаривая все слова песни, пела.
А шестилетний Рома Николенко ко Дню Победы всегда готовится особо. Прадедушка сделал ему деревянный автомат, есть у мальчугана и специальное обмундирование. А то, как он рассуждает о войне, без слез слушать невозможно.
Это строки из сочинения шестиклассника Владимира Сурченко, которые он посвятил своему прадеду Константину Томилину, ушедшему на фронт добровольцем, когда ему едва исполнилось 17 лет.
"Свой первый бой Константин Константинович Томилин принял на Курской дуге. На батарее 45-миллиметровых противотанковых орудий, куда он был направлен, бойцы подобрались бывалые, закаленные в боях. Боевое крещение сержант Томилин выдержал. Хватило сил не прятаться за спины других, вместе со всеми пойти в атаку, когда казалось, никакая сила не сможет оторвать от спасительной земли. За это новенького сразу приняли в свою фронтовую семью, по душе всем пришелся парнишка, которого за юный возраст ласково стали называть "сынком". Во время небольших передышек между боями старшие товарищи подбадривали его, подшучивали над солдатской неопытностью, старались угостить кто кусочком сахара, кто сухариком. Наверное, напоминал он им о далеком родном доме, семье и детях. Постепенно набираясь боевого опыта, Константин учился бить врага".
Дальше Володя описывает подвиги своего героического прадеда. За успешную разведывательную операцию, благодаря которой вся дивизия смогла форсировать Неман, замкомандира батареи Томилин получил орден Славы III степени. "А в Восточной Пруссии моему прадеду, чтобы попасть к своим и наладить связь, пришлось пройти под прицельным огнем снайперов 500-600 метров по "коридору смерти". Многие там погибли, а ему удалось пройти. За это - медаль "За отвагу". Долгожданную весть о Победе прадедушка встретил в порту Пилау, но для него война еще не закончилась".
Константин Томилин был участником похода через Большой Хинган, участвовал в боях с японцами. После служил в Порт-Артуре и в городе Дальнем. Демобилизовался в 1950 году, много лет проработал на Усть-Каменогорском свинцово-цинковом комбинате, не раз получал премии за рационализаторские предложения. На улице Бажова он своими руками построил дом, где жил вместе с женой Ниной Алексеевной и тремя детьми.
"Я, как и все мои ровесники, не знаю войны, - пишет школьник. - Не знаю и не хочу, чтобы такое повторилось. Для меня самое главное — это память о тех, кто ценой своей жизни приближал Победу".
Мы говорили о войне и с учащимися школы №15 Усть-Каменогорска. Практически все они с удивительной точностью, достойной "пятерки" на самом серьезном экзамене по истории, называют даты и трагическую статистику потерь, перечисляют самые важные сражения Второй мировой, описывают подвиги героев. Бывает, путаются в сложных формулировках, называя Пакт о ненападении договором, контрактом и даже распиской Гитлера… О личном отношении мы рассуждали вместе.
Денис подготовился к интервью основательно, даже набросал подробные тезисы.
А десятиклассница Регина Буреченко неожиданно вспоминает "Белых журавлей".
12-летние Ангелина Бердюгина и Малика Толеухан, примерив на себя реальность тех страшных лет, вдруг осознали, как тяжело пришлось работать их сверстницам в тылу.
И мне тут же припоминается история, которую недавно рассказала знакомая учительница. Им пришлось забирать нашу усть-каменогорскую школьницу из США только потому, что семья, в которой девочке пришлось жить по обмену, пыталась внушить ей, что Гитлера разбили американцы! Ребенок твердо стоял на своем, вернулся на Родину раньше срока, но с чувством гордости и своей маленькой, но такой большой Победой...
И спокойнее становится на душе, что долго не уйдет в забытье бессмертный подвиг наших предков.
Следующая →
И пусть своей любимой песней о войне они называют "Кукушку" в исполнении Полины Гагариной. И пусть их рассказы сбивчивы и несколько сумбурны, в них мало личного отношения и глубоких переживаний, но… Отнесем это к детскому волнению перед первым в жизни интервью, а также к собственному взрослому эгоизму. Мол, а вот мы... Главное, наши дети знают, КТО и КАКОЙ ЦЕНОЙ победил в этой войне!
Девочка Таня и юный солдат Рома
Эта трехлетняя кроха сделала мой День Победы в прошлом году. Спеша на праздничные мероприятия к Мемориалу Славы, я увидела ее, нарядную, с огромными белыми бантами во дворе, под открытым окошком, из которого неслась на всю округу незабываемая "Катюша". Малышка громко, четко выговаривая все слова песни, пела.
- Тебя, наверное, Катя зовут? - остановившись, спросил я.
- Нет, я Таня! Мне три с половиной года, - бойко отрапортовала она. - Мы сейчас с папой поедем на "Катюше" на праздник. Там будем петь военные песни, есть солдатскую кашу и поздравлять дедушек и бабушек, которые в войне победили. Я много песен знаю, мы с мамой выучили, а сейчас я это... распеваюсь!
А шестилетний Рома Николенко ко Дню Победы всегда готовится особо. Прадедушка сделал ему деревянный автомат, есть у мальчугана и специальное обмундирование. А то, как он рассуждает о войне, без слез слушать невозможно.
- Это было жестокое сражение! Наши прадедушки и прабабушки воевали с фашистами, тогда множество солдат погибло. Я думаю, больше миллиона тысяч, - рассказывает Рома. - А еще люди умирали от голода, когда враги взяли Ленинград в кольцо, потому что все грузовики с едой расстреливали бомбами и снарядами, то танками, то истребителями. Фашисты хотели завоевать нашу страну Советский Союз. Их "город" был маленький, даже меньше Зыряновска, а они хотели большую страну, как у нас, чтобы там все было. День Победы 9 Мая — это праздник, который посвящен умершим солдатам, и тем солдатам, которые умерли потом, уже без фашистов, а еще живым ветеранам, у которых много медалей на груди. Я надеваю пилотку, беру автомат и иду к Вечному огню. Он горит, и никакие хулиганы его не могут потушить. Это как добро, которое всегда побеждает зло, а еще он горит, чтобы мы помнили о наших прабабушках и прадедушках.
"Его называли "сынком"…
Это строки из сочинения шестиклассника Владимира Сурченко, которые он посвятил своему прадеду Константину Томилину, ушедшему на фронт добровольцем, когда ему едва исполнилось 17 лет.
"Свой первый бой Константин Константинович Томилин принял на Курской дуге. На батарее 45-миллиметровых противотанковых орудий, куда он был направлен, бойцы подобрались бывалые, закаленные в боях. Боевое крещение сержант Томилин выдержал. Хватило сил не прятаться за спины других, вместе со всеми пойти в атаку, когда казалось, никакая сила не сможет оторвать от спасительной земли. За это новенького сразу приняли в свою фронтовую семью, по душе всем пришелся парнишка, которого за юный возраст ласково стали называть "сынком". Во время небольших передышек между боями старшие товарищи подбадривали его, подшучивали над солдатской неопытностью, старались угостить кто кусочком сахара, кто сухариком. Наверное, напоминал он им о далеком родном доме, семье и детях. Постепенно набираясь боевого опыта, Константин учился бить врага".
Дальше Володя описывает подвиги своего героического прадеда. За успешную разведывательную операцию, благодаря которой вся дивизия смогла форсировать Неман, замкомандира батареи Томилин получил орден Славы III степени. "А в Восточной Пруссии моему прадеду, чтобы попасть к своим и наладить связь, пришлось пройти под прицельным огнем снайперов 500-600 метров по "коридору смерти". Многие там погибли, а ему удалось пройти. За это - медаль "За отвагу". Долгожданную весть о Победе прадедушка встретил в порту Пилау, но для него война еще не закончилась".
Константин Томилин был участником похода через Большой Хинган, участвовал в боях с японцами. После служил в Порт-Артуре и в городе Дальнем. Демобилизовался в 1950 году, много лет проработал на Усть-Каменогорском свинцово-цинковом комбинате, не раз получал премии за рационализаторские предложения. На улице Бажова он своими руками построил дом, где жил вместе с женой Ниной Алексеевной и тремя детьми.
"Я, как и все мои ровесники, не знаю войны, - пишет школьник. - Не знаю и не хочу, чтобы такое повторилось. Для меня самое главное — это память о тех, кто ценой своей жизни приближал Победу".
"Мы знаем и помним!"
Мы говорили о войне и с учащимися школы №15 Усть-Каменогорска. Практически все они с удивительной точностью, достойной "пятерки" на самом серьезном экзамене по истории, называют даты и трагическую статистику потерь, перечисляют самые важные сражения Второй мировой, описывают подвиги героев. Бывает, путаются в сложных формулировках, называя Пакт о ненападении договором, контрактом и даже распиской Гитлера… О личном отношении мы рассуждали вместе.
- Нам о Великой Отечественной войне рассказывала мама, - дополняя друг друга, говорят братья третьеклассник Денис и семиклассник Илья Барыкины. - Мы постоянно ходим на Стрелку к Вечному огню, обязательно ленты прикалываем. У нас прадедушка воевал, его звали Иван Шевчук, он умер в 2002 году.
Денис подготовился к интервью основательно, даже набросал подробные тезисы.
- Денис, что больше всего тебе запомнилось из рассказов о тех событиях? - спрашиваю, пытаясь вызвать на рассуждения.
- В войне сильно помогли партизаны, - вдруг оживляется парнишка. - И в этих отрядах воевали даже дети, такие, как я. Они ходили в разведку, минировали рельсы, чтобы поезда с оружием не дошли до фронта. Они были очень смелые, их убивали, как взрослых. Расстреливали, вешали, а на шее у них был плакат "Партизан"…
А десятиклассница Регина Буреченко неожиданно вспоминает "Белых журавлей".
- Когда слышу эти слова, у меня мурашки бегут по коже, - вспоминает девушка. - Я представляю, как молодые солдаты, медсестры погибают и, превращаясь в журавлей, летят за облаками, грустно окликая нас… Если бы не они, неизвестно, как бы мы жили. Не было бы впереди светлого будущего и мирного неба над головой. Я всегда буду рассказывать своим детям о той войне, чтобы она не повторилась!
12-летние Ангелина Бердюгина и Малика Толеухан, примерив на себя реальность тех страшных лет, вдруг осознали, как тяжело пришлось работать их сверстницам в тылу.
- Ангелина, а смогла бы ты встать к станку на заводе? - вопрос заставляет девочку глубоко задуматься. - Если бы ты знала, что эти снаряды нужны твоему папе, братьям?
- Тогда, конечно, пошла бы работать, - настороженное личико становится серьезным. - Не только папе, ведь всем, кто нас собой прикрывают, нужно кушать, из чего-то стрелять и бить врага. Я, конечно, не умею этого делать, но меня бы научили ведь, правда?
- Я узнал о войне, когда учился в младших классах, - вступает в разговор 12-летний Рома Буреченко. - Мы тогда ходили на парад, видели ветеранов, положили цветы к Вечному огню, зажгли свечи в память о погибших. Мы и сейчас ходим домой к одному фронтовику, помогаем ему убирать квартиру, наводим порядок, бегаем в магазин за продуктами.
- А меня возмущает, что союзники СССР, Великобритания и США, начали помогать и вступили в войну только в самом ее конце, - эмоционально выражает свое мнение десятиклассница Аида Шаймарданова, носящая фамилию своего прадеда-фронтовика Адилета Шаймардан. - Они ждали, когда наша армия победит, а теперь все заслуги приписывают себе!
И мне тут же припоминается история, которую недавно рассказала знакомая учительница. Им пришлось забирать нашу усть-каменогорскую школьницу из США только потому, что семья, в которой девочке пришлось жить по обмену, пыталась внушить ей, что Гитлера разбили американцы! Ребенок твердо стоял на своем, вернулся на Родину раньше срока, но с чувством гордости и своей маленькой, но такой большой Победой...
И спокойнее становится на душе, что долго не уйдет в забытье бессмертный подвиг наших предков.