На Курчумской переправе люди по 10 часов ожидают паром
Часто причиной задержки рейсов становится шквалистый ветер или поломки старых дизельных паромов
21 октября, десять часов утра. Курчум. Более сотни людей ожидают паром на берегу Иртыша. Пожилые люди, молодые мамы с малышами на руках, водители большегрузов - все они торопятся попасть на другую сторону реки. Пронизывающий ветер и моросящий дождь со снегом не предвещают ничего хорошего - надвигается шторм, а это значит, что баржа может не прийти и вовсе.
Это не сценарий к остросюжетному фильму, а реальная проблема в Восточно-Казахстанской области. В тот день людям пришлось десять часов ожидать прихода парома, а попасть на тот берег переправы Кызыл Ту (Кулынжон) они смогли только на следующий день к семи часам утра. И такое, по словам местных жителей, для Курчумского района не редкость.
А после того как восстановили дорогу до Калжира, поток людей, переправляющихся через Бухтарминское водохранилище, пополнился и жителями Зайсанского района.
В акимате Курчумского района пояснили, что причиной задержки этого рейса стал шквалистый ветер до 17 метров в секунду.
Разводит руками от бессилия перед природой и руководство переправы.
Частые задержки рейсов из-за погодных условий или поломок старых дизельных паромов постоянно приводят к тому, что люди вынуждены ждать продолжения своего пути часами, а то и сутками. Не спасло ситуацию и то, что с этого года, по информации Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, оба парома передали в аренду на три года с последующим выкупом в ТОО "Құйған айлағы". Специалисты предприятия говорят, что ремонтировать транспорт, выпущенный еще в Советском Союзе, хлопотно и затратно - таких запчастей не выпускает ни один транспортный завод Казахстана, поэтому им приходится часто заказывать недостающие детали из соседних государств.
Проектно-сметная документация на постройку моста давно подготовлена, проведена и государственная экспертиза. Но нет финансирования. На встрече с сенаторами аким области Даниал Ахметов заявил, что изменение курса тенге и незастрахованность финансового риска препятствуют реализации проекта.
Глава региона отметил, что для решения проблемы по строительству моста через Бухтарму уже проделана большая работа. Поиск инвестора, заключение соглашений с Европейским банком реконструкции и развития и другими иностранными компаниями, подготовка проекта, - все это потребовало немало усилий. Но потенциальные инвесторы обеспокоены тем, что проект дорожает с каждым днем.
По информации руководства области, если мост все-таки будет построен и сдан в эксплуа-
тацию, он соединит не только Курчумский, но и Зайсанский и Катон-Карагайский районы. Это может снизить отток жителей с этих районов. Но пока национальная валюта не стабилизируется, а проблема инвестиций не будет решена на законодательном уровне, вопрос начала строительства моста останется нерешенным.
Следующая →
Это не сценарий к остросюжетному фильму, а реальная проблема в Восточно-Казахстанской области. В тот день людям пришлось десять часов ожидать прихода парома, а попасть на тот берег переправы Кызыл Ту (Кулынжон) они смогли только на следующий день к семи часам утра. И такое, по словам местных жителей, для Курчумского района не редкость.
Ветер с моря дул...
Единственный водный путь, связывающий между собой сразу несколько районов, безусловно, важен для экономики всего региона. Здесь с шести часов утра и до десяти вечера перевозят не только пассажиров, но и продукты питания, лекарства и твердое топливо. Два дизельных парома, "Курчум" и "Иртыш", ежедневно переправляют с одного берега на другой до 600 машин и около трех тысяч человек.А после того как восстановили дорогу до Калжира, поток людей, переправляющихся через Бухтарминское водохранилище, пополнился и жителями Зайсанского района.
- Хорошо, что отремонтировали дорогу от Зайсанского до Курчумского района, - говорит ожидающий парома зайсанец Хафиз Найзабаев. - Теперь, чтобы поехать в Усть-Каменогорск, нам не нужно трястись несколько часов по плохой дороге через Кокпектинский район. Однако можно надолго, как сегодня, остаться тут, у переправы.
В акимате Курчумского района пояснили, что причиной задержки этого рейса стал шквалистый ветер до 17 метров в секунду.
- Сводки синоптиков о штормовом предупреждении начали поступать от операторов сотовой связи еще с 21 октября. Согласно правилам внутренних водных путей, ветер скоростью более 17 метров в секунду считается чрезвычайно сильным, поэтому работа водного транспорта должна быть приостановлена. После того как ветер стал слабее, оба парома возобновили свою работу, - сообщили в администрации района.
Разводит руками от бессилия перед природой и руководство переправы.
- От нас ничего не зависит, - говорит директор ТОО "Құйған айлағы" Бакытбек Нурпеисов. - Скорость ветра на реке еще более сильная, чем на суше. Поэтому выпустить паром в шторм мы не можем, это небезопасно.
Частые задержки рейсов из-за погодных условий или поломок старых дизельных паромов постоянно приводят к тому, что люди вынуждены ждать продолжения своего пути часами, а то и сутками. Не спасло ситуацию и то, что с этого года, по информации Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, оба парома передали в аренду на три года с последующим выкупом в ТОО "Құйған айлағы". Специалисты предприятия говорят, что ремонтировать транспорт, выпущенный еще в Советском Союзе, хлопотно и затратно - таких запчастей не выпускает ни один транспортный завод Казахстана, поэтому им приходится часто заказывать недостающие детали из соседних государств.
А воз и ныне там
В качестве решения актуальной проблемы руководством области было запланировано строительство моста через Бухтарминское водохранилище. Впрочем, и тут не все гладко.Проектно-сметная документация на постройку моста давно подготовлена, проведена и государственная экспертиза. Но нет финансирования. На встрече с сенаторами аким области Даниал Ахметов заявил, что изменение курса тенге и незастрахованность финансового риска препятствуют реализации проекта.
Глава региона отметил, что для решения проблемы по строительству моста через Бухтарму уже проделана большая работа. Поиск инвестора, заключение соглашений с Европейским банком реконструкции и развития и другими иностранными компаниями, подготовка проекта, - все это потребовало немало усилий. Но потенциальные инвесторы обеспокоены тем, что проект дорожает с каждым днем.
- Инвесторы были как из Турции, так и из Китая и Великобритании. Сейчас один из инвесторов действительно намерен построить мост. Есть специалисты, которые могут начать строительство, - говорит Даниал Ахметов. - Из-за того, что стоимость проекта 33 миллиарда тенге, инвестор соглашается с вложением средств в проект при условии, что возврат вложенного им капитала будет гарантирован государством, потому что он приносит деньги не в тенге, а в долларах. А это около 90 миллионов. В случае падения курса тенге к доллару очевидно, что инвестор понесет убытки. Поэтому для решения этой проблемы мы работаем с правительством. В законе нигде не написано о предоставлении гарантий за счет средств иностранного инвестора. Сейчас мы готовим предложения по внесению изменений в закон. Мы будем четко знать, каким будет результат работы, только через полгода.
По информации руководства области, если мост все-таки будет построен и сдан в эксплуа-
тацию, он соединит не только Курчумский, но и Зайсанский и Катон-Карагайский районы. Это может снизить отток жителей с этих районов. Но пока национальная валюта не стабилизируется, а проблема инвестиций не будет решена на законодательном уровне, вопрос начала строительства моста останется нерешенным.