Усть-Каменогорск
ясно
-10°
  • Усть-Каменогорск
    -10°
  • Алматы
    +3°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -4°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +3°
  • Караганда
    -5°
  • Кокшетау
    -8°
  • Костанай
    -8°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -10°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +4°
  • Уральск
    -5°
  • Шымкент
    +10°
$
498.55
+0.04
524.28
+1.44
¥
68.76
-0.05
4.75
-0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Олеся Краскова
Источник:
Устинка Live

На реанимацию трамвайного парка нужны миллиарды

Власти областного центра, купившие изношенное предприятие, столкнулись с множеством проблем

Трамвай дымит, трамвай сошел с рельсов, трамвай врезался в столб… В сводках происшествий то и дело мелькают новости об авариях с рельсовым транспортом. Львиная доля происходит с участием "новых" алматинских вагонов. Руководство парка говорит - виной всему старые рельсы, но при этом с весны больше трех купленных вагонов на линию так и не выпустили, передает корреспондент Устинка LIVE.

С каждым днем у жителей областного центра назревает все больше вопросов о дальнейшей судьбе рельсового транспорта.


Мал трамвай, да дорог…

Этот год для Трамвайного парка Усть-Каменогорска стал действительно судьбоносным. В марте рельсовый транспорт остановили из-за долгов за электро­энергию, следом банк передал документы в суд, и все имущество парка продали с молотка вдвое дешевле оценочной стоимости. "Новейшая история" Трамвайного парка в Усть-Каменогорске началась 20 марта. Спустя 21 год он вновь стал государственным, а не частным.

А чуть раньше за счет бюджетных средств для Усть-Каменогорска приобрели 13 алматинских вагонов. Именно "СПК "Ертiс", учрежденная областным акиматом, стала обладательницей и купленных вагонов, и устькаменогорского Трамвайного парка. Бюджету эти приобретения обошлись в круглую сумму. Все имущество парка вместе со старыми трамваями купили за 443 миллиона тенге. Алматинские трамваи приобрели за полную стоимость 118,5 миллиона тенге, и еще 87 миллионов ушло на их доставку до Усть-Каменогорска.

В начале мая все вагоны были в областном центре, 29 числа началась их первая обкатка, и в тот же день оба трамвая, запущенные на маршрут, встали на рельсах.

- В первом случае сгорел предохранитель, во втором - в токоприемнике запуталась веревка, - пояснил тогда директор вновь созданного ТОО "Транспортная компания Усть-Каменогорска" Владимир Панков.

Но больше рисковать руководство парка не стало. Началось тщательное обследование вагонов, купленных за бюджетные миллионы, которое идет и по сей день. В депо не хватает нужного оборудования, специалистам приходится заново изучать электронику новых трамваев, а они между тем продолжают с завидной регулярностью сходить с рельсов и становиться участниками ДТП…

Пока Range Rover ­стоят, ездят "шестерки"

Только за август в официальных сводках было зарегистрировано пять ДТП с участием трамваев, в четырех из них фигурировали алматинские вагоны. А их по городу ездит всего три из 13. Что же будет, когда на линию выпустят все? А главное, когда это произойдет?

- Это все равно, что ездить на "шестерке" и пересесть на Range Rover, - говорил в мае Владимир Панков. - Весь ремонтный персонал обучен ремонтировать релейно-контактную схему, а алматинские вагоны на электронном управлении. Кроме того, не хватает рабочих рук. Оборудование, которое есть в парке, также предназначено для старых вагонов, и его нужно постепенно обновлять или переоборудовать. Поэтому на обследование трамваев уйдет около трех месяцев.

Прошло уже почти четыре, но алматинских вагонов на линиях как было три, так три и осталось. Мы поинтересовались в акимате города, когда же запустят остальные?

- Оставшиеся вагоны проходят технические ­осмотры, по мере готовности будут использованы для обслуживания жителей города, - лаконично пояснил заместитель акима Усть-Каменогорска Бауржан Кудияров.

Ускорить процесс поручил недавно вступивший в должность глава областного центра. Один из первых своих визитов в должности акима Усть-Каменогорска Жаксылык Омар нанес именно Трамвайному парку.

- Куча проблем, вопросов, а ответов нет. Я вижу, у вас пессимистический настрой. Главное сейчас - быстрее выпустить эти трамваи на линию. Купленные на государственные деньги, они до сих пор стоят, - сказал тогда Жаксылык Омар. - Вы не ищите специалистов, которые могут наладить и запустить их. У вас нет предложений, как реабилитировать компанию. Нужно искать варианты. Кроме нас самих, никто не сможет решить наши проблемы.

Решать проблемы, к слову, будет уже новый руководитель. Владимир Панков, который возглавлял Трамвайный парк после передачи его в госсобственность, написал заявление по собственному желанию и ушел с должности.

Непутевые пути

В южной столице трамваи наделали немало шума, и в итоге там трамвайное движение остановили именно из-за схода вагонов. Более того, их планировали утилизировать за ненадобностью.

В Усть-Каменогорске, правда, считают, что вовсе не трамваи виноваты в ДТП - после каждой аварии руководство парка сообщало: виной всему старые изношенные рельсы, а вовсе не вагоны…

По данным специалистов, 100% трамвайных линий Усть-Каменогорска требуют ремонта. Руководство Трамвайного парка не раз повторяло: и старые усть-каменогорские вагоны сходят с рельсов: стрелочные переходы в изношенном состоянии, сами пути приходится ремонтировать практически каждый день.

- Работники службы путей регулярно проводят обход и осмотр шпал и рельсов для того, чтобы предотвратить аварийные ситуации, - поясняет новый директор трамвайного парка Тимур Сагалиев. - В случае обнаружения неисправности специалисты незамедлительно производят ремонт.

При этом Тимур Омарович добавил, что из 29 километров трамвайных путей все 29 нуждаются в ремонте…

Об этом говорил и его предшественник Владимир Панков. Как только он вступил в должность, то сразу приступил к составлению плана затрат на реабилитацию Трамвайного парка. По самым скромным его подсчетам, на замену рельсов нужно порядка двух миллиардов тенге, и тогда следующие 20 лет они прослужат без всякого ремонта.

Помимо этого, нужны средства на обновление самого депо и оборудования, а также покупку запасных частей для трамваев, на которые уже потратили около двухсот миллионов…
Справедливости ради нужно сказать, что работу по улучшению состояния рельсового транспорта в этом году провели - отремонтировали трамвайные переезды в нескольких районах города. Обещали продолжить работы в следующем году.


По новому бизнес­пути

Сейчас местная администрация готовит новый план реабилитации рельсового транспорта в Усть-Каменогорске. Аким города Жаксылык Омар дал поручение руководству отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска разработать ряд предложений по решению проблем перевозчика.

- В настоящее время рассматривается вопрос о выделении средств АО "НК "СПК "Ертіс" в ТОО "Транспортная компания города Усть-Каменогорска", - говорит заместитель акима города Бауржан Кудияров. - Также будет составлен бизнес-план по восстановлению подвижного состава, капитальному ремонту трамвайного депо, административного здания и трамвайных путей.

Сейчас решают вопрос о передаче трамвайных путей на баланс отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска. Но на конкретный вопрос, когда начнется ремонт линий, нам в городской администрации не ответили.

Возможно, если бы эту работу начали в мае, когда трамваи вновь поставили на рельсы, то сейчас уже кипела бы работа по восстановлению путей. Ведь еще тогда аким области поручил в кратчайшие сроки предоставить план работы и рассмотреть вопрос выделения средств.

А пока большая часть трамваев ожидает ремонта, трамвайные пути представляют собой плачевную картину, депо и другое имущество парка находятся в упадке…

Но при этом рельсовый транспорт по-прежнему пользуется популярностью у горожан. Первые трамваи выходят на линию в 5.30, задолго до начала работы автобусов. Неспешные вагоны ездят в тех районах города, где нет автобусного сообщения, доставляют на работу сотрудников промышленных предприятий. В суровые зимние морозы трамваи также надежней, чем дизельные автобусы, а кроме того, проезд в них по-прежнему значительно дешевле и, по словам администрации города, в ближайшее время поднимать его стоимость не планируют.

В следующем году трамвайному сообщению Усть-Каменогорска исполнится 60 лет. Будут ли какие-то улучшения к юбилейной дате, покажет время. Пока же со сменой владельца значимых изменений в работе рельсового транспорта горожане не ощутили…
Следующая →