Усть-Каменогорск
ясно
+18°
  • Усть-Каменогорск
    +18°
  • Алматы
    +24°
  • Нур-Султан (Астана)
    +23°
  • Актобе
    +12°
  • Форт-Шевченко
    +15°
  • Атырау
    +12°
  • Караганда
    +22°
  • Кокшетау
    +19°
  • Костанай
    +10°
  • Кызылорда
    +22°
  • Павлодар
    +20°
  • Петропавловск
    +19°
  • Тараз
    +25°
  • Уральск
    +4°
  • Шымкент
    +20°
$
439.43
473.31
¥
60.98
4.82
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО Олеся Краскова
Источник:
Устинка Live

Почему в ВКО подрядчики срывают сроки сдачи объектов

Школьники из Семея вынуждены учиться в спортивном зале, а дети из Зыряновска в этом году остались без игровых площадок

А некоторые медицинские объекты в области приходилось ждать годами. Чиновники объясняют: вина лежит в первую очередь на подрядчиках, которые, выиграв конкурс, не выполняют договорных обязательств, передает корреспондент Устинка LIVE.

У людей возникают вопросы: почему доверяют социальные объекты недобросовестным компаниям? Почему не привлекают местные, проверенные фирмы?

Потому что зачастую этого сделать нельзя. В конкурсе может участвовать любая компания. А подрядчики нередко, не оценив реально своих возможностей, берут сложные объекты, которые переходят в разряд долгостроев. С 1 июля вступили в силу поправки в Закон "О государственных закупках", и большая часть коснулась именно сферы строительства.


Сами мы не местные

Малыши из Зыряновска в этом году так и не дождались новых детских площадок. Средства на их установку в бюджете есть, а подрядной организации, которая их установит, - нет.

Местные власти в июне объявили конкурс на проведение работ, и нашлись желающие улучшить архитектуру города.

- Компания из Алматы предложила самую низкую цену, - рассказывает аким города Зыряновска Константин Передельский. - Документально все было оформлено правильно, и они выиграли конкурс. На первых порах все шло как по маслу. Представители подрядной организации приехали в Зыряновск, ознакомились с фронтом работ и начали искать материалы и технику для установки детских площадок. Но оказалось, что сделать это в моногороде не так-то просто. Местные компании задействовали все свои ресурсы на ремонт дорог и помочь иногородним коллегам они не могут.
Поняв, что работы много, а технику и материалы из Алматы везти невыгодно, они прислали официальный отказ от работы в наших краях.

- Они отправили заявку, и мы расторгли договор, - рассказал Константин Передельский. - Сейчас будем заново объявлять конкурс и искать другую подрядную организацию.

А это еще как минимум месяц-полтора. Пока состоится конкурс, пока определится фирма, а главное - не откажется ли она вновь? А там уже и снег выпадет. Горожане недоумевают - почему нельзя было договориться с местными фирмами, которых хорошо знают в регионе как надежных? Потому что это было бы расценено как коррупционное преступление…

Непростая ситуация сложилась в этом году и в Семее. Ученики школы №28 вынуждены заниматься в спортивном зале. Кабинетов в учебном заведении, где вовсю идет ремонт, попросту не хватает.

В июле из городского бюджета выделили пять миллионов тенге на ремонт потолка третьего этажа. Согласно договору, к 1 сентября компания должна была завершить свои работы. Но подрядчик не рассчитал силы: конкурс выиграл и только после этого стал искать рабочих и технику. В итоге время упущено, и работает компания на объекте всего 10 дней.

Теперь выяснять отношения со строителями местные власти будут в суде.

- Подрядчик обещает сдать объект на этой неделе. А мы готовим материалы в суд, так как работы не выполнены в срок, и выставим пеню, - пояснили в отделе образования города Семея.

Но школьникам от этого не легче… Как и ученикам трех школ Усть-Каменогорска, которые начали учебный год в зданиях с незавершенным капремонтом. Такая ситуация складывается из года в год. Например, областной реабилитационный центр в поселке Грехово Зыряновского района строили почти пять(!) лет вместо положенных полутора. Тогда один подрядчик взял несколько крупных объектов в регионе: реабилитационный центр и детский сад в Зыряновске, а также школу в Катон-Карагайском районе. В итоге ни один объект компания не сдала. Все работы завершала другая фирма, местная. ТОО "Нарын-Сервис" тогда сработало почти в убыток, поскольку средств оставалось мало, а работы - много.

- Мы устраняли дефекты от работы предыдущего строителя, на это вообще не было заложено средств, - вспоминает директор ТОО "Нарын-Сервис" Нигмет Шаухин. - Помимо этих объектов, мы также заканчивали строительство школы в селе Чапаево, которое не завершил другой подрядчик. В итоге в проигрыше остались все: рабочим приходилось месяцами ждать зарплату, мы не получили положенной прибыли, люди годами ждали объект.

По итогам две подрядные организации, которые не сдали объекты, выплатили штраф и лишились лицензии…


Говорим и наказываем

Подобных примеров по области - десятки. Центр крови в Усть-Каменогорске строили три подрядные организации. Такое необходимое учреждение возводили более пяти лет.

В отношении одного из застройщиков Центра - ТОО "Кумаров и К" - было возбуждено уголовное дело. Фирма выиграла несколько тендеров, среди которых был Центр крови и больница в поселке Глубокое. По решению суда пришлось продавать активы компании, выплачивать долги рабочим, а объекты завершать другим строителям. Похожая ситуация была в Зыряновском районе. Городскую котельную в райцентре хотели преобразовать в мини-ТЭЦ. Из рес­публиканского бюджета были выделены колоссальные средства еще в 2012 году, а мини-ТЭЦ в городе так и нет…

Подрядная организация выполнила только половину работ, а с оставшимися средствами подрядчик попросту… исчез. Искали его правоохранительные органы, нашли, осудили, он даже успел отбыть срок наказания, но вряд ли зыряновцам, которые так и не получили социально важный объект, от этого легче…

По каждому случаю, когда строители срывают сроки сдачи объектов, применяются меры.

- В случае неисполнения подрядчиком договорных обязательств направляется исковое заявление в суд не позднее 30 дней после того, как стало известно о факте нарушения, - рассказывает руководитель Управления архитектуры и строительства ВКО Ернар Маулетханов. - Таких подрядчиков признают недобросовестными поставщиками услуг и заносят в черный список. Кроме того, они будут платить неустойку, преду­смотренную ­договором.

Здесь тоже есть ряд проблем, признают специалисты. Не всегда заказчики вовремя подают исковые заявления. А за это время компания успевает вновь поучаствовать в конкурсе, выиграть и получить еще один объект. Но даже попадание в черный список не мешает тому же бизнесмену открыть новую фирму и вновь выйти на конкурс и получить бюджетные средства. Здесь чиновники на местном уровне не в силах что-то изменить.

- Закон о государственных закупках четко регулирует проведение конкурса, - поясняет Ернар Маулетханов. - Там оговариваются квалификационные требования и ограничения, предъявляемые к подрядной организации. Мы не можем просто взять и отдать объект той или иной компании.

И если все фирмы, которые вышли на конкурс, соответствуют единым требованиям, то предпочтение отдается той компании, которая предложила самую низкую цену. В этом, считают многие аналитики, и есть главная проблема.

Кто дешевле?

То, что недобросовестные подрядчики выигрывают конкурсы, давно не новость. Как и то, что в Законе о госзакупках немало недоработок. С момента принятия он претерпел немало изменений, последние вступили в силу с июля 2018 года.

Среди последних нововведений - установка нижних пределов цен на государственную закупку услуг. Таким образом, по словам вице-министра Руслана Бекетаева, удастся избежать необоснованного снижения цен на работы.

- Наименьшая цена редко может гарантировать необходимое высокое качество поставляемых товаров, работ или услуг. При этом создается почва для мелких фирм, которые целенаправленно занижают стоимость, - объяснил Руслан Бекетаев.

Теперь, если потенциальная компания снижает цену от той, что указана в ТЭО или ПСД, более чем на 5% (для нестроительных услуг - на 40%), то такое действие поставщика признается демпингом, и его предложение отклоняют.

А вот ряд других поправок, напротив, упростил жизнь подрядчикам. Теперь участники закупок работ в сфере строительства, имеющие соответствующую лицензию на строительно-монтажные работы и проектирование, могут не предоставлять документы, подтверждающие обладание материальными и трудовыми ресурсами. Специалисты посчитали, что это ненужная формальность, ведь все данные есть в лицензионных документах.

В новой редакции изменены также сроки опыта работы, которые может устанавливать заказчик в конкурсной документации. Они, как и прежде, зависят от стоимости объекта. Но теперь опыт не менее двух лет требуется для участия в конкурсе, где сумма заказа превышает 50 тысяч МРП (ранее было от 100 тысяч МРП), не менее пяти лет на сумму заказа от 200 тысяч МРП (ранее было от 250 тысяч МРП).
  
Эти поправки направлены на то, чтобы снизить коррупционные риски и сделать систему более прозрачной. Но помогут ли они уменьшить число недобросовестных подрядчиков? Вопрос, скорее, риторический. Никаких ограничений по количеству объектов, на которых одновременно может работать подрядная организация, нет. Кроме того, никаких преимуществ местным строителям изменения в нормах закона не дают, и по-прежнему приехать в далекий Зыряновск могут подрядчики из Алматы, которые в итоге откажутся от проведения работ. Без изменения Закона о госзакупках ситуация не исправится...
Следующая →