Усть-Каменогорск
пасмурно
+6°
  • Усть-Каменогорск
    +6°
  • Алматы
    +15°
  • Нур-Султан (Астана)
    +10°
  • Актобе
    +17°
  • Форт-Шевченко
    +20°
  • Атырау
    +17°
  • Караганда
    +7°
  • Кокшетау
    +11°
  • Костанай
    +13°
  • Кызылорда
    +18°
  • Павлодар
    +6°
  • Петропавловск
    +9°
  • Тараз
    +16°
  • Уральск
    +13°
  • Шымкент
    +19°
$
442.05
474.14
¥
61.07
4.74
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО
Источник:
Устинка Live

Злокачественная терапия: в ВКО больные раком не могут получить обезболивающие

Тяжелобольные люди далеко не всегда получают квалифицированную помощь и умирают дома в тяжелых муках

Сказывается ли нехватка врачей-онкологов? Почему не все получают препараты, и что делать, если вы столкнулись с такой бедой?


"Ему было всего 55 лет, еще жить да жить..."

С этой фразы начинается наш разговор с Еленой Артюшковой. Несколько недель назад девушка похоронила отца. Жизнь мужчины унес рак четвертой стадии. В смерти близкого человека родные винят себя, потому что вовремя не обратились за помощью, а вот в муках умирающего - врачей, которые своевременно не дали нужные препараты. Единственный в Зыряновске онколог ушла в отпуск, наркотических лекарств, которые помогли бы снять боль, почему-то не было, а помощь семье пришла только после обращения в областное Управление здравоохранения.

В ожидании лечения

Евгений Иванович (имя изменено по просьбе родных) жил в одном из сел неподалеку от города Зыряновска. Еще в апреле мужчина почувствовал острое недомогание. Беспокоил желудок, и боль с каждым днем становилась все сильнее. Сначала спасался таблетками из домашней аптеки, а когда терпеть уже не было мочи, обратился в сельскую поликлинику.

- Как раз в это время в село должен был приехать "Поезд здоровья", - рассказывает дочь мужчины Елена Артюшкова. - Фельдшер в СВА записала отца на прием к врачам. Там специалисты провели полный осмотр, сделали УЗИ и сказали, что у отца рак желудка. После этого он уже не медлил, поехал в районную поликлинику за помощью к онкологу.

Специалист приняла, внимательно выслушала и предложила снова пройти все обследования. Имеющегося на руках заключения оказалось недостаточно. Три дня Евгений Иванович проходил УЗИ, ФГДС, сдавал анализы, в том числе и биопсию. Терапевт назначил противоязвенное и противовоспалительное лечение и отправил домой ждать результаты анализов.

- Лечение, которое выписали, никаких результатов не давало, - вспоминает Елена. - Но другого нам не назначали. Онколог сразу предупредила, что ее 15 дней не будет, она в отпуске, а без нее поставить диагноз некому.

В первый день после отпуска специалист приняла больного, подтвердила диагноз и отправила на лечение в областной онкологический диспансер. Мужчину взяли на учет, но в госпитализации ему отказали.

- Мы вернулись в Зыряновск. Отец был уже в тяжелом состоянии, дорога его буквально "добила". В области нам сказали, что у папы последняя стадия рака и ему уже невозможно помочь, - вспоминает Елена. - Мы вернулись в надежде, что его госпитализируют в местную больницу и он будет получать сильнодействующие наркотические обезболивающие.

Но вышло иначе. В Зыряновске в госпитализации отказали и заявили, что сейчас у них нет наркотических препаратов, потому что нет лицензии на хранение наркотиков, в ближайшее время проблему обещали решить. Но у умирающего человека этого времени нет.

Последние дни боли

Смотреть на мучения отца Елена не могла. Поняв, что от терапевта и онколога помощи не дождется, обратилась к главврачу районной больницы.

- После разговора с ним мне перезвонили из поликлиники и сказали, что один из пациентов умер, родственники вернули наркотические препараты, и я могу их забрать, - вспоминает Елена. - Их было недостаточно, а мне непонятно, почему не дают те, что положены по назначению...
В такой ситуации оказалась не только эта семья. Некоторым родственникам смертельно больных в Зыряновске приходится буквально дежурить у кабинета онколога в ожидании, что кто-то принесет уже ненужные обезболивающие.

- Мы столкнулись с тем, что препарата по рецепту не было в аптеке, а за деньги его не продают, - говорит жительница моногорода Алина. - Подсказали, что многие после смерти близких приносят лекарства врачам, вот я сидела и ждала в очереди. Это очень страшно, но оставить больного без укола еще страшнее...

В областном Управлении здравоохранения недоумевают, почему с лекарствами складывается такая ситуация. В Зыряновске одна из крупнейших в районе больниц. У нее есть лицензия и условия для хранения наркотиков. С этим вопросом еще предстоит разобраться. Елена написала жалобу в ведомство, по ней сейчас проводится проверка. После обращения напрямую в облздрав дело сдвинулось с мертвой точки. Умирающему мужчине предложили госпитализацию, но он уже был не в состоянии ехать в областной центр. Остался дома доживать последние дни, где и умер.

Могла ли ситуация сложиться по-другому, если бы в городе был не один, а несколько врачей-онкологов? Почему смертельно больным отказывают в госпитализации, и как решается вопрос дефицита кадров и препаратов?

У нас всего хватает!

Положить больного в областной онкодиспансер могли при условии, что там были места. Но их для безнадежно больных всего 10(!) на всю область.

- Мы кладем больных для адекватного обезболивания, чтобы, когда он поехал домой, врачи уже знали, как ему помочь, - рассказывает заместитель руководителя Управления здравоохранения ВКО Ильяс Мухамеджан. - Также откачиваем жидкость, если есть в этом необходимость. Эта помощь для улучшения качества жизни на последних стадиях рака.

В момент обращения мест не было, поэтому больного отправили на лечение домой. Мест в этом отделении нет и сейчас, все кровати заняты.

Помочь могли на месте, уже не онколог, а терапевт. На последних стадиях заболевания назначают только симптоматическое (поддерживающее) лечение.

- Онколог назначает лечение, когда больной получает препараты против роста онкологических клеток, - говорит Ильяс Мухамеджан. - А в этом случае, когда уже последняя стадия рака, есть онколог или нет - это неважно. Терапевты должны выдать рецепты на наркотические препараты.

Другой вопрос - достаточно ли одного врача-онколога, если при его выходе в отпуск нет замены? К примеру, в Зыряновском районе на два города с численностью населения более 50 тысяч человек всего два узких специалиста - один в Серебрянске, другой в райцентре. Если специалист в отпуске, то больного направляют в областной центр.

В штатном расписании Риддерской городской больницы выделено 1,25 ставки врача-онкохирурга. Работает один человек.

- По нормативам на город в 50 тысяч человек достаточно одного врача-онколога, - поясняют в областном Управлении здравоохранения. - Все штаты у нас рассчитаны согласно нормативам. Врачей-онкологов достаточно для качественного медицинского обслуживания населения.

В Министерстве здравоохранения придерживаются другого мнения. В конце июля министр здравоохранения РК Елжан Биртанов сообщил, что в целом дефицит врачей-онкологов превышает 40% и наша область была в этом списке. В Управлении здравоохранения ВКО дают другую информацию, и на вопрос, почему данные расходятся, нам не ответили. Но предоставили следующие цифры: 33 онкологических кабинета обслуживает 21 врач-онколог, и 12 врачей работают по совместительству...

Выявлять и лечить

Елена тяжело пережила мучительную смерть отца. На действия врачей районной поликлиники она еще планирует пожаловаться в прокуратуру, но при этом девушка признает, что, возможно, обратись они за помощью раньше, таких страшных последствий можно было бы избежать.

Об этом сейчас говорят и на уровне министерства, призывая всех казахстанцев своевременно проходить скрининговые обследования.

В этом году был принят комплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями в Республике Казахстан на 2018-2022 годы. На его реализацию выделено 35,1 млрд тенге.

Средства будут направлены на расширение услуг в поликлиниках, на увеличение доступности диагностических услуг (КТ, МРТ) пациентов с подозрением на онкологические заболевания, на внедрение молекулярно-генетического тестирования злокачественных опухолей, на проведение международных консультаций сложных случаев диагностики путем телепатологии.

Но стоит ли говорить о таких высоких технологиях, когда люди не всегда могут получить обезболивающие препараты, а на время отпуска врача-онколога в регионах единственный выход - это консультация терапевта и обследование в областном центре?

Возможно ли добиться высоких результатов в борьбе со страшным недугом, пока нормы законодательства предусматривают одного врача-онколога на 50 тысяч человек?

Проблема дефицита кадров также включена в комплексный план - специалистов будут обучать, создавать им условия для работы. Но прежде чем принимать все эти меры, нужно признать, что врачей не хватает...


За прошлый год в Казахстане зарегистрировано 33 029 новых онкобольных, от рака умерло 16 692 человека. Численность небольшого городка...
Следующая →