Как "особые" дети учатся в обычных школах Усть-Каменогорска
Раньше такие дети обучались дома, в интернатах, обособленно, а сейчас они учатся в самых обычных школах
Как себя чувствуют "необычные" ученики? О чем мечтают? С какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают?
В этой школе давно никого не удивляют дети на колясках, с ходунками, "необычной" походкой. Они здесь давно свои…
Тамара Валерьевна рассказывает, что этот класс среди 9-х классов лучше всех написал контрольный тест, а все потому, что ребята много читают и учатся…
К примеру, Маргарита не владеет руками, поэтому эта целеустремленная девочка пишет ногой в тетради и носом на планшете! С ней учитель на уроке работает индивидуально, пока дети пишут тест, она отвечает устно. И всегда на "отлично"!
Педагоги и администрация школы №19 успешно адаптируют к жизни в обществе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дают им возможность быть такими же, как все. Мы в этом убедились!
Старательно пишут в тетради и тянут руку, чтобы ответить. В их аккуратных дневниках пятерки, домашние задания выполнены на "отлично". На уроках им приходится непросто, но они жадно впитывают каждое слово учителя и читают по губам.
Наталья Воевода работает в массовой школе почти 40 лет, с "особыми" детьми - три года. Педагог уверена, что такие дети должны учиться в обычной школе.
Обучение в массовой школе дает возможность ребенку с особыми потребностями чувствовать себя обычным человеком. Да и здоровым детям общение идет на пользу. Наши ученики поддерживают "особых" детей, а главное - становятся милосердными. Они уже и не замечают, что ребята слабослышащие, потому что учатся все вместе…
Ребята из школы №37 в общении очень напоминают ребят из 19-й школы. Такие же добрые, интересные, открытые. Они говорят, что и учителя, и дети их понимают, многие давно изменили отношение в лучшую сторону.
Трудности, безусловно, есть. По словам ребят, тяжело даются алгебра, физика, химия, языки. Именно поэтому в расписании слабослышащих детей есть дополнительные уроки труда, у ребят золотые руки. Программа адаптирована под их особенности здоровья. По словам Натальи Алексеевны, огромную роль в жизни ее учеников играют родители. Благодаря их поддержке, ребята живут полноценной жизнью.
Мы расстаемся друзьями, характерным жестом, положив руки на грудь, ребята признаются мне в любви и снова ждут в гости.
Вопреки всем диагнозам, мальчик пошел в детский сад-школу для детей с нарушениями речи. Первую свою грамоту "За упорство и трудолюбие" он получил там же, во 2 классе. На уроках было сложно, но мальчик старался. А дальше его ждала "большая" школа, о которой он мечтал.
В 5 классе Егор переступил ее порог… Он отличался от своих теперь уже 28 одноклассников и учился "выживать" в условиях массовой школы, учился пропускать мимо издевательства и насмешки, "схватывать на лету" слова учителя, справляться с паникой на перемене. Словно иностранец, он учился жить по правилам "обычных" людей.
Спустя два года в "большой" школе Егор смог завоевать уважение одноклассников и педагогов.
После окончания школы наши герои уже знают, на кого пойдут учиться. Они уверены, что нужно быть финансово независимыми. В нашей области, по данным Управления образования ВКО, 211 студентов с особыми потребностями обучаются на базе четырех колледжей Усть-Каменогорска по 22 специальностям. Оркен мечтает стать архитектором, Данил - юристом, Рита будет переводчиком, Егор - строителем.
P.S В Восточно-Казахстанской области, по информации Управления образования ВКО, инклюзивным образованием охвачен 3091 ребенок, в Усть-Каменогорске их 927.
Следующая →
Каждый ребенок достоин школы
9 "А" класс школы-центра дополнительного образования №19. Меня встречают Оркен, два Данила и Маргарита, уже через минуту они улыбаются и наперебой рассказывают о своей жизни в школе. Их класс - "особенный", коррекционный. У ребят заболевания опорно-двигательного аппарата, здесь они учатся уже несколько лет и довольно успешно.
В этой школе давно никого не удивляют дети на колясках, с ходунками, "необычной" походкой. Они здесь давно свои…
- Мы научились жить и учиться в обычной школе, нам здесь нравится, и друзей у меня много, - делится Данил. - Трудности в учебе, конечно, возникают, но учителя нам помогают. Сложно с математикой, физикой… А вот литература и биология даются легко.Какие они, дети в 9 "А" классе, чем отличаются от обычных, как проходят уроки, об этом мы спросили у учителя русского языка и литературы Тамары Захаровой.
- Они необыкновенные, - с восхищением говорит Тамара Валерьевна. - В отличие от учеников других классов всегда хорошо подготовлены к уроку, по-другому не бывает. Ребята очень творческие! Принимают участие в разных конкурсах. Наш Данил на днях взял Гран-при в конкурсе чтецов и теперь будет выступать на городском празднике.
Тамара Валерьевна рассказывает, что этот класс среди 9-х классов лучше всех написал контрольный тест, а все потому, что ребята много читают и учатся…
- У нас даже была идея провести на параллели литературную викторину, чтобы "утереть нос" всем, - улыбается педагог. - Но и без состязания было понятно, что 9 "А" победит, потому что дети стремятся, у них больше воли к победе, к самоутверждению!
К примеру, Маргарита не владеет руками, поэтому эта целеустремленная девочка пишет ногой в тетради и носом на планшете! С ней учитель на уроке работает индивидуально, пока дети пишут тест, она отвечает устно. И всегда на "отлично"!
Педагоги и администрация школы №19 успешно адаптируют к жизни в обществе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дают им возможность быть такими же, как все. Мы в этом убедились!
Учусь жить
Иван, Дарина и Данил учатся в 9 "К". С ними мы встретились в многопрофильной школе №37 на уроке русского языка. Ребята - слабослышащие. Ученики с педагогом определяют род, падеж, число существительных…Старательно пишут в тетради и тянут руку, чтобы ответить. В их аккуратных дневниках пятерки, домашние задания выполнены на "отлично". На уроках им приходится непросто, но они жадно впитывают каждое слово учителя и читают по губам.
Наталья Воевода работает в массовой школе почти 40 лет, с "особыми" детьми - три года. Педагог уверена, что такие дети должны учиться в обычной школе.
- Там они легче адаптируются к социуму, избавляются от комплексов, - считает Наталья Алексеевна. - Ребята учатся говорить и общаться.
Обучение в массовой школе дает возможность ребенку с особыми потребностями чувствовать себя обычным человеком. Да и здоровым детям общение идет на пользу. Наши ученики поддерживают "особых" детей, а главное - становятся милосердными. Они уже и не замечают, что ребята слабослышащие, потому что учатся все вместе…
Ребята из школы №37 в общении очень напоминают ребят из 19-й школы. Такие же добрые, интересные, открытые. Они говорят, что и учителя, и дети их понимают, многие давно изменили отношение в лучшую сторону.
- Наши дети умеют шутить, хорошо идут на контакт, очень аккуратные, усидчивые, - с теплотой продолжает Наталья Алексеевна. - Если не поняли что-то на уроке - будут сидеть на перемене, разбираться. Они не жалуются и не плачут.
Трудности, безусловно, есть. По словам ребят, тяжело даются алгебра, физика, химия, языки. Именно поэтому в расписании слабослышащих детей есть дополнительные уроки труда, у ребят золотые руки. Программа адаптирована под их особенности здоровья. По словам Натальи Алексеевны, огромную роль в жизни ее учеников играют родители. Благодаря их поддержке, ребята живут полноценной жизнью.
- А чему вы учитесь у детей? - задаю учителю главный мой вопрос.Педагог добавляет, что с детьми главное в работе - любовь. Они не пойдут на контакт, если почувствуют неприязнь или фальшь…
- Многому! Оптимизму, терпению, умению добиваться цели, не пасовать перед трудностями, - говорит Наталья Алексеевна. - Им очень сложно приспосабливаться в жизни. Представьте, ребенок переходит дорогу и не слышит звуков транспорта. Едет в автобусе в час пик, кто-то может толкнуть… Но эти дети все равно позитивны! Очень их люблю и учусь с ними просто жить.
Мы расстаемся друзьями, характерным жестом, положив руки на грудь, ребята признаются мне в любви и снова ждут в гости.
"Большая" школа
Егору 15 лет, он - человек дождя, вернее, когда-то был им… В три года родителям мальчика сказали, что у него аутизм и ребенок не сможет учиться. Тогда мама и поставила цель - социализировать сына, чего бы ей это ни стоило. Егор поздно начал говорить, лишь в 8 лет появилась слабая речь…Вопреки всем диагнозам, мальчик пошел в детский сад-школу для детей с нарушениями речи. Первую свою грамоту "За упорство и трудолюбие" он получил там же, во 2 классе. На уроках было сложно, но мальчик старался. А дальше его ждала "большая" школа, о которой он мечтал.
В 5 классе Егор переступил ее порог… Он отличался от своих теперь уже 28 одноклассников и учился "выживать" в условиях массовой школы, учился пропускать мимо издевательства и насмешки, "схватывать на лету" слова учителя, справляться с паникой на перемене. Словно иностранец, он учился жить по правилам "обычных" людей.
- Что дает нам массовая школа? - спрашивает мама Егора. - Все! Это "школа жизни", здесь он учится не только математике. Главное - сын общается, у него есть приятели. Мы прошли тяжелый долгий путь, но оно того стоило.
Спустя два года в "большой" школе Егор смог завоевать уважение одноклассников и педагогов.
- Он делает класс добрее, потому что сам добрый и искренний, - считает классный руководитель. - Очень ответственный. Конечно, школьная программа дается ему непросто, но мы помогаем! Я уверена, что такие дети, как наш Егор, должны учиться в школе. Наш ученик достоин признания!
- Когда Егор пришел к нам в школу, его не принимали, обзывали, сейчас очень стыдно об этом вспоминать, - присоединяется одноклассница. - Но он смог стать частью класса. Егор такой необычный, но классный! Мы помогаем ему на уроке, когда сложно, объясняем, учителя его хвалят…
Учиться и трудиться
После окончания школы наши герои уже знают, на кого пойдут учиться. Они уверены, что нужно быть финансово независимыми. В нашей области, по данным Управления образования ВКО, 211 студентов с особыми потребностями обучаются на базе четырех колледжей Усть-Каменогорска по 22 специальностям. Оркен мечтает стать архитектором, Данил - юристом, Рита будет переводчиком, Егор - строителем.
- А я буду делать мебель, - объясняет мне Ваня. - Руками смогу зарабатывать. А потом полечу с семьей на отдых к океану.
Сбудутся ли их мечты? Непременно!
Тот, кто знаком с "особыми" детьми и их родителями, знают, какую колоссальную, порой невидимую работу приходится проделывать им ежедневно. Общаясь с этими удивительно стойкими детьми, переоцениваешь многое и точно знаешь, какой ценой им дается "быть, как все"…P.S В Восточно-Казахстанской области, по информации Управления образования ВКО, инклюзивным образованием охвачен 3091 ребенок, в Усть-Каменогорске их 927.