Старые алматинские трамваи купили для Усть-Каменогорска
При этом руководство единственного в городе трамвайного парка узнало о покупке, когда вагоны уже собрались доставлять в областной центр
Рельсовый транспорт вновь грозят остановить 16 февраля. Администрация города объявила, что вместо него будут ездить автобусы, если это понадобится. Но оказалось, что у властей есть еще один "козырь". Неожиданная новость стала известна на этой неделе - за счет бюджетных средств СПК "Ертіс" выкупила 13 старых вагонов, которые перестали использовать в Алматы, передает корреспондент Устинка LIVE.
Для чего это было сделано? Пригодны ли они для использования? И какая судьба ждет действующий трамвайный парк, неужели на его работе можно поставить крест?
В прошлом году демонтировали рельсы и выставили их на продажу. Тогда же пытались реализовать и старые германские вагоны, но долгое время не находились покупатели. Потенциально их могли приобрести три трамвайных парка - павлодарский, темиртауский и усть-каменогорский, больше нигде нет рельсового транспорта.
И вот спустя год стало известно, что алматинские трамваи все-таки привезут к нам. Конкурс прошел в январе, и СПК "Ертіс" за государственные средства приобрела все 13 трамваев по максимальной заявленной стоимости.
Сейчас объявлен конкурс на доставку вагонов. Ориентировочно это обойдется местному бюджету еще в 87 млн тенге. Но почему вагоны приобретают за счет бюджета, ведь трамвайный парк в городе частный?
Вот только директор трамвайного парка о приобретении техники узнал, когда она уже была куплена, и ни о каком дальнейшем сотрудничестве ему не сообщали. Анатолий Успенский рассказал, что всеми силами постарается не допустить выхода на рельсы алматинских трамваев.
Однако в СПК "Ертіс" нас поспешили успокоить. Трамваи прибудут в Усть-Каменогорск в исправном состоянии и полностью готовые к эксплуатации. Прежде, чем покупать, их тщательно осмотрели.
В трамвайном парке Усть-Каменогорска придерживаются другого мнения - "поставить" приобретенные вагоны на рельсы попросту невозможно. Даже их более "современные" собратья не подходят для нашего депо.
Более того, по словам Анатолия Анатольевича, рельсы, которые сейчас на улицах Усть-Каменогорска, не предназначены для этих трамваев. Чтобы те поехали, нужно вложить по самым скромным подсчетам еще около 50 млн тенге.
К таким же выводам в свое время пришли и в Павлодаре. В итоге там по улицам ездят новенькие белорусские трамваи…
Стоит напомнить, что в начале года представители СПК "Ертіс" заявляли, что готовы выкупить имущество трамвайного парка, если оно будет выставлено на торги. Но пока этого не случилось, а трамваи уже на подходе…
Тем же вопросом задаются и в региональном филиале Палаты предпринимателей.
Сейчас Нацпалата принимает все меры, чтобы освободить трамвайный парк от налоговых обременений.
Вместе с инвесторами в город придут и новые трамваи. По примеру Павлодара планируется закупить вагоны в Белоруссии. Их рыночная стоимость около 35 млн тенге каждый.
На линии их должно быть 25. Пока будут использовать имеющиеся, но значительно их модернизируют.
По словам директора трамвайного парка, инвесторы хоть и сомневаются, но все же готовы вкладывать деньги, понимая, что это прибыльный бизнес.
Узнав о покупке старых трамваев, он был глубоко возмущен.
Как решится ситуация, пока не понятно. Но деньги за трамваи уже уплачены. Вот только будут ли они ездить по Усть-Каменогорску? Мы будем следить за развитием событий.
Следующая →
Для чего это было сделано? Пригодны ли они для использования? И какая судьба ждет действующий трамвайный парк, неужели на его работе можно поставить крест?
Что другим негоже
В 2015 году в Алматы простились с трамваями. В южной столице участились сходы вагонов с рельс, а точку в вопросе: нужны или нет трамваи, поставили после двух серьезных аварий. Вагоны, вылетевшие с рельсов, повредили несколько десятков автомобилей, пострадали люди. В акимате Алматы приняли решение, что нужно закрывать депо.В прошлом году демонтировали рельсы и выставили их на продажу. Тогда же пытались реализовать и старые германские вагоны, но долгое время не находились покупатели. Потенциально их могли приобрести три трамвайных парка - павлодарский, темиртауский и усть-каменогорский, больше нигде нет рельсового транспорта.
- В Алматы мы ездили в одно время с директором трамвайного парка Павлодара. Посмотрели вагоны и пришли к выводу, что это просто металлолом, - рассказывает директор трамвайного парка Усть-Каменогорска Анатолий Успенский.
И вот спустя год стало известно, что алматинские трамваи все-таки привезут к нам. Конкурс прошел в январе, и СПК "Ертіс" за государственные средства приобрела все 13 трамваев по максимальной заявленной стоимости.
- Всего уплачено 118 миллионов тенге. Мы приобрели трамваи для дальнейшего использования в городе Усть-Каменогорске, - говорит председатель Правления АО "НК "СПК "Ертiс" Антон Крамаренко. - Они еще в Алматы и готовятся для транспортировки в Усть-Каменогорск.
Сейчас объявлен конкурс на доставку вагонов. Ориентировочно это обойдется местному бюджету еще в 87 млн тенге. Но почему вагоны приобретают за счет бюджета, ведь трамвайный парк в городе частный?
- Сейчас сложно говорить, какая будет схема их использования. Возможно, что это будет инвестиционный проект совместно с действующим хозяином трамвайного парка, - поясняет Антон Крамаренко. - Если он сменится, то с другим владельцем, либо иные формы инвестиционного сотрудничества. Трамваи городу нужны, поэтому мы их купили.
Вот только директор трамвайного парка о приобретении техники узнал, когда она уже была куплена, и ни о каком дальнейшем сотрудничестве ему не сообщали. Анатолий Успенский рассказал, что всеми силами постарается не допустить выхода на рельсы алматинских трамваев.
Это опасно?
- Я случайно узнал о покупке этих трамваев, когда уже был объявлен тендер на поставку вагонов из Алматы, - говорит Анатолий Успенский. - Это вагоны в основном 1983-1986 годов выпуска. Исполнительная власть борется за то, чтобы перевозчики обновляли подвижной состав, а тут закупают старые вагоны. Это такое обновление? У меня самый старый вагон младше этих трамваев.
Однако в СПК "Ертіс" нас поспешили успокоить. Трамваи прибудут в Усть-Каменогорск в исправном состоянии и полностью готовые к эксплуатации. Прежде, чем покупать, их тщательно осмотрели.
- Туда выезжал наш сотрудник, руководитель Управления пассажирскими перевозками Владимир Панков, был представитель владельцев трамваев. Все вагоны очень хорошего качества. Есть определенные вопросы по техническому состоянию, но это мелочи, - пояснил Антон Крамаренко.
В трамвайном парке Усть-Каменогорска придерживаются другого мнения - "поставить" приобретенные вагоны на рельсы попросту невозможно. Даже их более "современные" собратья не подходят для нашего депо.
- Такие же трамваи мы хотели приобрести в Германии, только 2005-2006 годов выпуска. Но прежде чем их купить, нужно было модернизировать базу трамвайного парка - это обойдется в 90 млн тенге. Эти вагоны физически не смогут заехать в депо. Под них нужны домкраты, инструментарий, нужно переоборудовать цеха, - рассказывает Анатолий Успенский. - А главная проблема - запасные части. Они продаются только в Германии и то на более новые трамваи. На те, что сейчас купили, их нет нигде.
Более того, по словам Анатолия Анатольевича, рельсы, которые сейчас на улицах Усть-Каменогорска, не предназначены для этих трамваев. Чтобы те поехали, нужно вложить по самым скромным подсчетам еще около 50 млн тенге.
- Они элементарно без бандажей. Это как резина на автомобиле. Из-за того, что нет бандажей, и были частые сходы с рельсов в Алматы. Получается, там использовать эти вагоны опасно, а в Усть-Каменогорске можно? - задается вопросом директор трамвайного парка.
К таким же выводам в свое время пришли и в Павлодаре. В итоге там по улицам ездят новенькие белорусские трамваи…
Поторопились?
Сейчас руководство трамвайного парка задается вопросом - зачем купили трамваи?- Получается, нашу судьбу уже предрешили? Если местные власти собираются таким путем обновлять трамвайный парк, то эту "рухлядь" просто опасно выпускать, - говорит Анатолий Успенский.
Стоит напомнить, что в начале года представители СПК "Ертіс" заявляли, что готовы выкупить имущество трамвайного парка, если оно будет выставлено на торги. Но пока этого не случилось, а трамваи уже на подходе…
Тем же вопросом задаются и в региональном филиале Палаты предпринимателей.
- Возникает вопрос, что делать с трамваями, которые сейчас закупили. Ведь их доставка никак не обсуждалась с руководством единственного в городе трамвайного парка, - говорит директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий. - Были выделены большие бюджетные средства, их можно было бы вложить в обновление существующего парка. Пока действия СПК "Ертіс" вызывают недоумение.
Сейчас Нацпалата принимает все меры, чтобы освободить трамвайный парк от налоговых обременений.
- У трамвайного парка точно такая же ситуация, как у всех перевозчиков, но тех мы поддерживаем, а трамвайный парк почему остается в стороне? - задается вопросом Игорь Шацкий. - Мы, естественно, намерены оказать им поддержку. Все долги не вина руководства парка - это искусственно созданные налоговыми органами проблемы.
Иностранцы вместо своих
Вопрос с долгами трамвайный парк пока решает своими силами. Свет в конце тоннеля - инвестиционный проект, который сейчас на стадии оформления документов.- Иностранная компания готова вложить необходимые средства для обновления парка техники, погашения долгов по кредитам, за электроэнергию и по заработной плате, - рассказал директор трамвайного парка. - Мы отдаем им 50% акций и становимся полноправными партнерами. Сейчас для нас это - единственный выход. Такие же условия мы неоднократно предлагали местным властям, но они отказывались.
Вместе с инвесторами в город придут и новые трамваи. По примеру Павлодара планируется закупить вагоны в Белоруссии. Их рыночная стоимость около 35 млн тенге каждый.
- Это экономичные трамваи, они потребляют в половину меньше электроэнергии. Даже по самым скромным подсчетам мы будем ежемесячно экономить по три млн тенге на электроснабжении, - говорит Анатолий Успенский. - Всего мы купим семь новых вагонов.
На линии их должно быть 25. Пока будут использовать имеющиеся, но значительно их модернизируют.
- Наши вагоны, которые мы сейчас используем, считаются самыми надежными на постсоветском пространстве. Холодные они потому, что не отапливаются, там просто под сидениями стоят калориферы, мы их отремонтируем и усовершенствуем, - заверил Анатолий Анатольевич.
По словам директора трамвайного парка, инвесторы хоть и сомневаются, но все же готовы вкладывать деньги, понимая, что это прибыльный бизнес.
- Я возглавил трамвайный парк в 2010 году, тогда убытки были 60 млн тенге в год, - говорит Анатолий Успенский. - Уже в 2012 мы стали работать в прибыль, смогли обновить трамвайные пути по улице Ворошилова. Нам не нужно поднимать тариф.
Узнав о покупке старых трамваев, он был глубоко возмущен.
- Я обратился в Комитет национальной безопасности, в администрацию Президента, в Комитет по противодействию коррупции, изложив всем свою позицию, - говорит Анатолий Успенский.
Как решится ситуация, пока не понятно. Но деньги за трамваи уже уплачены. Вот только будут ли они ездить по Усть-Каменогорску? Мы будем следить за развитием событий.