Усть-Каменогорск
пасмурно
+11°
  • Усть-Каменогорск
    +11°
  • Алматы
    +10°
  • Нур-Султан (Астана)
    +3°
  • Актобе
    -2°
  • Форт-Шевченко
    +7°
  • Атырау
    +2°
  • Караганда
    +4°
  • Кокшетау
    +3°
  • Костанай
    +1°
  • Кызылорда
    +9°
  • Павлодар
    +6°
  • Петропавловск
    +2°
  • Тараз
    +8°
  • Уральск
    -3°
  • Шымкент
    +7°
$
448.15
-1.43
483.46
-3.48
¥
61.99
-0.23
4.86
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Усть-Каменогорск и ВКО Усть-Каменогорск и ВКО
Вера Кисленкова
Вера Кисленкова
Источник:
Устинка Live

Как на самом деле живут и работают депутаты Мажилиса Парламента РК?

Своими впечатлениями о первых месяцах работы поделилась депутат Мажилиса от ВКО Ирина Унжакова

Усть-Каменогорск и ВКО / Как на самом деле живут и работают депутаты Мажилиса Парламента РК?
Фото:
Фото автора

Большинство из нас о депутатах Мажилиса вспоминает только тогда, когда идет на выборы и потом, когда ругает очередной «неправильный» закон. Мы представляем себе сказочную жизнь в столице, квартиру, личного водителя, огромную зарплату и странную работу – поспорить и проголосовать. Но сегодня у нас появилась возможность взглянуть на этот полузакрытый мир изнутри, глазами нашей землячки Ирины Унжаковой.


Она прошла от ВКО в Мажилис Парламента РК по партийному списку партии «Нур Отан». Ирина Сергеевна - известная в области общественница, много лет работающая в сфере гендерных прав. Два месяца назад она переехала в Астану и начала новую жизнь. Депутатскую.

Отель 5 звёзд

Работа нынешнего Парламента началась… со скандала. Столичные СМИ посчитали неэтичным размещение приехавших в Астану со всех регионов страны депутатов в гостинице, где номера стоят 120 тысяч тенге в сутки.

- Первые две недели это просто невозможно было. Я чувствовала себя преступницей, потому что ты живешь в гостинице гостинице «Рахат Палас». Отель роскошный, а номер стандартный. Нас никто в люкс не заселял, - говорит Ирина Сергеевна.

Номера там действительно стоят от 87 до 120 тысяч тенге, но оказалось, что этот отель выбран по госзакупкам.

- Парламент на год закупает услуги размещения у тех гостиниц, кто дешевле предложит, - поясняет Ирина Унжакова. - Любые делегации приезжают, не важно, из нашей страны или откуда-то, они живут здесь.

Через две недели депутатов расселили в казенное жилье.

- Мы тянули жребий на квартиры. Я там буду жить с семьей, поэтому дали трехкомнатную, 80 с небольшим квадратов, включая лоджии, - рассказывает Ирина Сергеевна. - Там стоит казенная мебель. Она вся б/у, как и бытовая техника. Я знаю, что некоторые депутаты писали просьбы что-то там подремонтировать, мне повезло – все в рабочем состоянии. Стены белые, ничего там шелком не обито, никакой супер-техники. Но все-таки это условия, при которых работается. И ты не должен думать, как сделать ремонт, ты должен работать.

Личный шофер тоже оказался байкой.

- Мы имеем право использовать служебный автотранспорт 75 часов в месяц. Ни у кого нет личного водителя. Я звоню, называю свой код, говорю, что мне нужна машина во столько-то, я еду туда-то. Мне потом дают бумажечку, и я расписываюсь - во сколько взяла, во сколько вернула, - поясняет депутат.

Кабинеты в Мажилисе тоже довольно скромные.

- Раньше я думала, какие у них там кабинетищи! – вспоминает Ирина Сергеевна. - А вообще-то основную часть помещений занимают консультанты и советники. Над каждым законопроектом предварительно работает огромное их количество, они детально прорабатывают его на уровне нормативно-правовых актов, чтобы закон ничему не противоречил. Сейчас у меня маленький кабинетик, наверное, два на три метра, и такая же маленькая приемная. Там размещается только стол, два стула приставных, компьютер, шкаф для одежды и все.

«История с моим интернет-фиаско»

Ирина Унжакова много лет работала со СМИ. Однако перед столичными «акулами пера» почувствовала себя беспомощной. Когда только начиналась история с земельным вопросом, она утром пошла на первый этаж Мажилиса к банкомату, снять деньги, чтобы купить билет домой.

- Спустилась, а мне в лицо свет и камера: «Что вы думаете по поводу вчерашнего митинга в Атырау?». Я сначала растерялась и даже не услышала толком вопрос. Потом поздоровалась, говорю: «Ребята, у меня сейчас личное дело, я его быстро сделаю, и потом мы можем в мой кабинет подняться и пообщаться на эту тему». И что я вижу в эфире? Вопрос депутату и ответ: «У меня личное дело». Супер!

Она пошла в пресс-службу Парламента, предлагала дать опровержение, но ей настоятельно посоветовали даже не связываться.

Закон как новые туфли

Говорят, что Парламент принимает плохие законы. А если посмотреть вот так?

- Вы хоть раз покупали туфли новые, которые бы не жали или не терли? Когда меряешь - все хорошо, начал ходить – началось: тут натерло, тут давит. И так же все новое, что создается. Когда оно на практике начинает применяться, то оказывается, где-то что-то мы не учли, как правило, социокультурные вещи, - считает Ирина Унжакова. - И с законопослушанием у нас проблема, поэтому часто что-то не складывается. Давайте к этому относиться не «вы плохие», а «вот здесь у нас не сработало, как бы это исправить?». Если вы профессионал в этой сфере, напишите. Конечно, это мнение будет учитываться. У нас все регламенты открытые. У нас поэтому с утра до вечера СМИшники, потому что мы работаем по модели открытого парламента. С нас она началась. Президент сказал, что нам будет работать очень трудно, потому что открытый парламент плюс период кризиса. Но это действительно период очень интересный, потому что сейчас создается совершенно новое понимание, новое видение нашего развития, новая законодательная база.

Иногда закон больше похож не на новые туфли, а на нарыв. Больно, неприятно, но чтобы решить проблему, его необходимо вскрыть. Например, повышение пенсионного возраста для женщин.

- Сейчас 58 лет достигают и ищут работу. Не хотят на пенсию уходить, - рассуждает Ирина Сергеевна. - Продолжительность жизни выросла. Что ты 22 года собираешься сидеть на лавочке? Нет, она хочет и выглядеть хорошо, и быть в центре внимания. Но ей ужасно обидно, а почему? Потому что она могла бы в 58 уже пенсию получать и плюс к этому работать. А теперь нужно потерпеть эти пять лет. Ну, так вы за это время просто больше наработаете, и у вас размер пенсии увеличится. И вы еще государству поможете. Почему у нас так мало думают о стране? Нет, вот я и моя семья. Больше ничего.

Не смотря на то, что каждый закон долго готовится, он обязательно вызывает споры депутатов.

- Я еще ни разу не слышала, чтобы без вопросов обошлось. Я была свидетельницей очень жестких баталий среди даже однопартийцев, не говоря уже о том, что есть представители разных партий. И нужно находить какой-то консенсус со всеми.

И спать!

Объем работы у депутатов такой, что вечером у нее хватает сил только поесть и недолго посмотреть телевизор, и то для того, чтобы «выгрузить все из головы».

- Я так сильно устаю, это просто невозможно. Нужно в свою голову погрузить много информации, которую очень сложно читать, так как она написана правовым языком. Я вхожу в пять разных комиссий, комитетов - по экологии и природопользованию, по жилищно-коммунальному хозяйству, по программе «Нурлы Жол», передаче госфункций в конкурентную среду, по работе с уязвимыми слоями населения. В 9 утра перед нами лежит регламент – куда, во сколько. И это только часть, потому что потом на неделе случаются какие-то форумы, мероприятия, в которых нужно участвовать, и каждый раз от тебя ждут, что ты скажешь что-то умное. Иногда люди думают: «Чего пришел? Не знает ничего». А депутата вот так в пожарном порядке сдернули. Что он успел прочитать в машине, так и попытался там как-то участвовать. Но это не значит, что он глупый человек и непрофессионал в своей сфере.

Как раз наоборот. По ее мнению, в Парламенте собрались умные люди.

- Там очень много компетентных, грамотнейших людей, на которых я смотрю и горжусь, что я в их составе. Меня это очень вдохновляет, - считает Ирина Сергеевна. - И там много профессионалов в области права, просто асы. Я сильно устаю, и часто чувствую себя дискомфортно оттого, что мне не хватает каких-то фундаментальных знаний. Но мне работа очень нравится.

Большинство депутатов задерживается после работы часов до восьми вечера. И в субботу, воскресенье тоже идут в Мажилис, чтобы как-то разложить все по полочкам в голове. И уж тем более не пропускают заседания рабочих групп и Парламента. Потому что «там дисциплина как в армии».

Следующая →