РЕПОРТАЖ: Об инновациях в хирургии в ВКО и почему ИИ никогда не заменит врача
Отделение инновационной медицины ВК ОСМЦ открылось в январе 2022 года и с тех пор здесь внедряют новейшие высокотехнологичные операции в регионе и в Казахстане

Из 20 областей страны Отделение инновационной медицины ВК ОСМЦ на третьем месте по объему выполняемых высокотехнологичных операций. Летом здесь провели ремонт. Освежили стены, сменили мебель, появилось и новое оборудование - ждут поставку медицинской техники для обновленной после ремонта операционной, передает корреспондент Устинка LIVE.
Руководит отделением врач-нейрохирург Жандос Уап. За последние три года под его началом здесь внедрили 14 (!) новых технологий.

Жандос Талгатович показал нам свое отделение. Что интересно, так это палаты – во всех есть отдельный душ, раковина и унитаз. В палате лежат минимум – по два пациента, максимум – по три-четыре, у которых есть все необходимое, включая кнопку вызова медперсонала. В отделении есть уголок досуга с большим аквариумом и своей библиотекой, где пациенты могут посидеть на диванчике, почитать книгу. В такой обстановке и стены лечат! Есть и уголок отдыха для специалистов, куда они приходят перевести дух между операциями, выпить кофе, перекусить что-то по-быстрому, сыграть партию в шахматы.

Трансфер технологий
Однако все это - ничто без врачей. Мультидисциплинарная команда медицинских специалистов - невропатолог, эпилептолог, нейрохирург, сосудистый хирург и другие - работают здесь на самом высоком уровне в регионе. Нейрохирурги шутят: "Хотелось бы роскошный максимум, но у нас пока базовый минимум!", но и с этим они творят чудеса, возвращая своим пациентам здоровье, ясность ума и хорошее качество жизни, а нередко и саму жизнь.
Здесь принимают пациентов из Восточного Казахстана и не только – приезжают оперироваться люди из других уголков страны. Однако "наших" пациентов стараются не отправлять на хирургическое лечение за пределы региона.

У нас политика такая – мы никого из пациентов не отправляем никуда за пределы области. Либо сами делаем операцию, либо стараемся приглашать специалистов из других регионов, - пояснил заведующий Отделением инновационной медицины ВК ОСМЦ Жандос Уап. - Это трансфер технологий (процесс передачи и адаптации технологий знаний и результатов научных исследований для их применения в других организациях – прим автора) - у нас для этого заключен меморандум с Казахстанским Национальным центром нейрохирургии.
Как раз в период съемок нашего репортажа в больницу приезжал эндоваскулярный хирург, врач высшей категории, специалист УДП "Президентский медицинский центр" города Астаны Евгений Мун. Нам повезло с ним лично познакомиться и наблюдать его и специалистов отделения за работой.
В рамках мастер-классов для специалистов отделения он вместе с сосудистым хирургом ВК ОСМЦ Жасуланом Бегалиновым прооперировал пациента с геморроидальной болезнью – врачи провели эмболизацию геморроидальных артерий. Стоя за стеклом операционной, интересуюсь у завотделением, как раньше проводилось оперативное вмешательство для решения такой деликатной проблемы.

Раньше узел иссекали, либо легировали и появлялись рубцы, еще лазером прижигали. Но это тоже нехорошо. При этом мелкие сосуды не видишь, только крупные. А так - завтра пациент уже домой пойдет! – резюмирует Жандос Уап.
Наблюдаем мы процедуру малоинвазивную. Катетер вводят через небольшой прокол в паху и направляют в артерии, питающие геморрой. В эти артерии с помощью специального шприца вводят мельчайшие частицы (200-500 микрон), блокирующие приток крови к геморроидальным узлам и останавливающие кровотечение. Операция хороша тем, что малотравматична для пациента, занимает всего 30 минут времени. Проводится она под местной анестезией. Еще один плюс – скорейшее восстановление.
Евгений Мун после операции пояснил, что традиционное лечение геморроя - это, как правило, трансанальный доступ, который не очень комфортен для пациентов, особенно для мужчин, они очень болезненно это переносят.
Метод эмболизации ректальных артерий основан на том, что через лучевую артерию, то есть прокол через руку либо проколом на бедре мы подходим к артериям, которые кровоснабжают эти геморроидальные узлы и эмболизируем. Это безболезненно, - рассказывает Евгений Васильевич. - Единственное, что помогает только при геморрое 2А стадии, если 2Б и выше, то там уже операция предпочтительно трансанальным доступом. И также эта операция хорошо помогает при ректальных кровотечениях геморроидальных узлов. Ну, основное - это безболезненно и в послеоперационном периоде боли нет. А обычно, когда операция трансанально, потом еще потом болит страшно. Женщины, как правило, спокойно переносят, а мужчины на наркотических анальгетиках могут после операции быть от трех до пяти дней.
Также Евгений Мун совместно со специалистами отделения провел операцию по трансъюгулярному портосистемному шунтированию (TIPS) при портальной гипертензии у пациента с циррозом печени и варикозным расширением вен желудка и пищевода. Операцию сделали пациенту из Караганды. Доступ осуществлялся через прокол из яремной вены. То есть также малоинвазивная операция, во время которой мужчине остановили кровотечение из вен пищевода, и, при том, хирурги специально уменьшили кровоток в селезеночной артерии через прокол бедренной артерии потому, что у него на момент проведения операции тромбоциты были понижены. Если посчитать, то в целом пациенту хирурги провели разом три операции, справившись за пять часов!

Пациента сразу же перевели в отделение инновационной медицины. Восстановление займет намного меньше времени, чем, если бы это была открытая операция.
Рассказывая про операцию, Жандос Уап также уточнил, что у таких пациентов, обычно, два варианта – либо она, либо пересадка печени. А ее, как мы знаем, ждать можно долго.
За рубежом через прокол в яремную вену ставят стент, специальный шунт, чтобы продлить жизнь. И в среднем на семь лет жизнь продлевается у людей для того, чтобы в течение этих семи лет дождаться печени. Ну, у нас, конечно, здесь не дожидаются. Ну, хотя бы жизнь продлить, - говорит он. – У нас нет такой госпрограммы, чтобы таким образом помогать пациентам. Хотя мы бьемся везде. К нам координаторы приезжали, онкологи, трансплантологи, им тоже говорили про это. Но операция очень дорогостоящая. Нужны специальные расходники.
В общей сложности, по словам нейрохирурга, за три-четыре года где-то 16 таких операций сделали. В целом в стране их нигде не делают. И если где-то за рубежом бывает, что у больницы есть все, чтобы их делать, но нет команды, у нас наоборот. Есть команда, но нет необходимого инструмента.
Планы и достижения
Всего в текущем году, по словам заведующего отделением, здесь хотят внедрить 13 новых технологий, которых в регионе больше нигде нет. И даже если ОСМС не покрывает эти виды оперативного вмешательства, врачам это необходимо, прежде всего, для практики. В отделении работают молодые резиденты, у них горящие глаза, они стремятся научиться новому и внедрить это в работу.
Так молодой врач-резидент, нейрохирург ассистировал в операции, о которой теперь готовит статью в авторитетный международный медицинский журнал The Lancet.
Описаны только три таких случая патологии с тяжелым пульсирующим шумом в ухе, - рассказывает Жандос Уап. - Главный сурдолог области Жанна Нурлановна Токенова провела диагностику и направила к нам. Это гломусная сосудистая опухоль барабанной полости, веревного отверстия и дуральной артерии венозная фистула. Два сосудистых образования, которые дают шум в одном мозге. И обе патологии одномоментно были "заклеены". И после, на пятые сутки, сурдолог повторно проверила - шум полностью отсутствует. А до этого пациент испытывал буквально "китайскую пытку" шумом в ушах, не мог спать. Операция прошла под наркозом, через внутрисосудистый доступ, без разрезов. Сейчас пациент чувствует себя отлично!
В минувшую субботу в отделение с очередным мастер-классом приезжал врач-нейрохирург Бауржан Кунакбаев из Казахстанского Национального центра нейрохирургии города Астаны. Прооперировали 30-летнего пациента с аневризмой головного мозга и артриовенозной мальфармацией, находящейся в зоне могза, отвечающей за двигательную активность. Это операция на открытом мозге – с трепанацией черепа длилась 12 часов. Пациент сегодня чувствует себя хорошо и восстанавливается.

Врачи отделения проводят мастер-классы и в других городах области и ближайших районов – Алтай, Аягоз, Семей. В прошлом году в Семее имплантировали слуховой имплант взрослому пациенту. Также имплантировали нейростимулятор в спинной мозг пациенту с хроническими болями. Проводят операции на сосудистые паталогии головного мозга, шунтирующие, эмболизации аневризмы через сосуд так далее.
В феврале по плану стоит мастер-класс по внедрению эндоскопической транстаракальной (это через грудную клетку, через прокол) сепатэкомии – нервные окончания иссекать будем учиться, чтобы помогать пациентам с болезнью Рейно и сосудистыми заболеваниями. При Паркинсоне хотим проводить операции (тремор), дистониях разного рода. Это в области не делается, - подчеркнул Жандос Уап. – Мы на месте не стоим. Медсестры, санитарки - параллельно все мы одной командой работаем.
Только за 2025 год в отделении провели 957 операций, и это притом, что в ВК ОСМЦ – в самом отделении шел ремонт, и отделение пять месяцев простаивало! 175 из них – высокотехнологичные. Работает 20 коек, которые использовали на 145%. Это еще раз говорит о продуктивности врачей отделения.
Как думаете, в связи с тем, что во многие сферы сейчас пришел ИИ, говорят, что вскоре он заменит многих профессионалов. Как в медицине и в частности в хирургии? Сможет заменить?- интересуюсь я напоследок у врача.
Интуиции нет у него. Плюс - человеческое общение не заменит ИИ. Есть вербальное, есть не вербальное общение. Держи человека за руку, когда с ним говоришь, и если он дрожит, то разговор оставь на потом, успокой его, если собираешься сказать что-то серьезное пред операцией. Лучше успокой, потом еще зайдешь, поговоришь. У робота это не заложено. Никакой механизм или ИИ это не заменит, - отвечает Жандос Уап.
И видишь, что это действительно так, глядя на теплые отзывы пациентов и их родственников в аккаунте отделения Instagram, 2gis и так далее. Здесь к пациентам относятся хорошо, а потому и на поправку они идут быстро. Ничто, никакие технологии, не заменят ни рук, ни ясного ума, ни горячего сердца врача.





