В центре внимания — дети: в ВКО подросток пыталась покончить с собой
14-летняя девочка нанесла себе глубокий порез лезвием, так как чувствовала себя одинокой, а мать с отцом часто сравнивали ее с братом, ставя его в пример

В 2023 году в ВКО 20 детей пытались окончить жизнь самоубийством, восьмерых спасти не удалось. В следующем году в регионе количество попыток выросло до 33, две из них оказались завершенными. В 2025 году четверых из 30 детей не удалось спасти и уберечь от опрометчивого поступка, передает корреспондент Устинка LIVE.
Страшная статистика поступает напрямую в КГУ "Региональный центр психологической поддержки и помощи" УО ВКО, где специалисты работают не только с детьми, но и с их окружением, которое зачастую подталкивает подростков к страшным решениям.
Весна 2025 года. Одна из школ Усть-Каменогорска. 14-летняя Жанна (имя изменено из этических соображений) наносит себе глубокий порез лезвием. Учителя и администрация учебного заведения в шоке: семья девочки считалась благополучной. Оба родителя работают на заводе, регулярно участвуют в школьных мероприятиях и поддерживают контакт с педагогами.
По словам матери, ранее она замечала, что дочь причиняет себе вред, однако считала это способом манипуляции и не обращалась за профессиональной помощью. Во время разговора с психологом выяснилось, что девочка испытывала острый дефицит внимания со стороны родителей, которые большую часть времени находились на работе или были заняты бытовыми вопросами. Дополнительным фактором стало постоянное сравнение с братом, которого родители ставили в пример. Ребенок находился в его тени и не чувствовал собственной значимости, а попытка суицида стала способом привлечь внимание к своему состоянию и внутренней боли, — рассказала руководитель КГУ "Региональный центр психологической поддержки и помощи" УО ВКО Лилия Куземко.
Сейчас с ребенком и ее семьей работают специалисты центра.
Со школьницей проводят индивидуальные психологические сессии, с родителями — консультационную работу, направленную на пересмотр подходов к воспитанию, — отметила спикер.
"Мелкие подростковые шалости"
Летом 2025 года из жизни едва не ушла студентка одного из колледжей Усть-Каменогорска. На первый взгляд Айнура (имя изменено) выглядит счастливой. Девушка живет с матерью и отчимом в обеспеченной семье и практически ни в чем не знает отказа. По словам педагогов, ученица она старательная: занятия не прогуливала, домашние задания сдавала вовремя. Никто из преподавателей даже не догадывался, что происходит у подростка на душе.
При беседе с матерью выяснилось, что она знала о некоторых телесных повреждениях дочери, но считала их "мелкими подростковыми шалостями" и не придавала значения. Мать отрицала наличие проблем, стараясь поддерживать видимость благополучной семейной жизни и позицию отчима. Сейчас девушке оказывают индивидуальную психологическую поддержку, параллельно ведется работа с матерью, которая постепенно начала принимать реальное эмоциональное состояние дочери, — рассказала Лилия Куземко.
По ее словам, отношения в семье постепенно улучшаются: мать начинает слышать и понимать дочь, а девушка продолжает посещать консультации специалистов.
Подозрительные признаки
В мае 2025 года серьезную тревогу забили учителя одной из школ областного центра. Ранее открытый и жизнерадостный ученик стал замкнутым и неразговорчивым.
15-летний подросток даже в жаркую погоду начал носить одежду с длинными рукавами, чтобы скрыть следы многочисленных самоповреждений. Для педагогов это стало неожиданностью — ребенок из благополучной, финансово обеспеченной семьи. Психологи выяснили, что причиной стал авторитарный стиль воспитания. Работу специалистов пришлось организовывать комплексно и поэтапно. С подростком проводились индивидуальные консультации, направленные на снижение тревожности и формирование безопасных способов самовыражения. Большое внимание уделялось родителям. Работа была длительной и включала совместные сессии. Сейчас наблюдается положительная динамика: отношения в семье постепенно улучшаются, риск повторных самоповреждений снижен, — поделилась Лилия Куземко.
— Отмечается ли какая-либо динамика по количеству попыток и случаев суицида среди несовершеннолетних?
За последние 10 лет динамика по региону крайне нестабильна, как и во всем мире. Она зависит от множества факторов, поскольку суицид имеет биопсихосоциальную природу риска. Даже при исключении одной группы факторов могут проявляться другие. Сегодня отмечается рост попыток суицида в многодетных, полных и внешне благополучных семьях, а также среди несовершеннолетних с нарушениями психического здоровья — невротическими реакциями, расстройствами пищевого поведения, поведенческими нарушениями и т. д.
— На какие признаки родителям стоит обращать внимание?
В первую очередь — на изменения в поведении. Например, ребенок был непослушным и вдруг стал чрезмерно послушным или, наоборот, был общительным и резко замкнулся. Это может указывать на внутренний кризис. Важно обращать внимание на замкнутость, отчужденность, уход от контакта с реальностью, а также на чрезмерную агрессию, вспыльчивость и импульсивность. Еще один важный признак — наличие стрессового фактора: утрата отношений, потеря близкого человека, физические травмы, уходы из дома, отказ от пищи или ее чрезмерное употребление, употребление алкоголя и психоактивных веществ. Отдельного внимания требуют самоповреждения.
— Можно ли предотвратить подобные случаи?
Прежде всего важно быть внимательными к любым сигналам со стороны ребенка и не игнорировать их. Часто родители списывают тревожные признаки на "подростковый возраст" и не обращаются за помощью вовремя, из-за чего состояние усугубляется. Второй важный момент — эмоциональное состояние самих родителей, поскольку именно их срывы нередко становятся причиной конфликтов в детско-родительских отношениях. Почти в 72% случаев проблемы связаны с нарушением общения в семье: когда не умеют разговаривать, перекладывают ответственность на ребенка, проявляют чрезмерную категоричность, авторитарность или, наоборот, гиперопеку. Родителям важно исключать такие непродуктивные стратегии и формировать у ребенка чувство защищенности — не оставлять его один на один с трудностями.