Без крыши: сироты в ВКО начали массово терять места в очереди на жилье
Как утверждают общественники, причина в недобросовестной инвентаризации - временная прописка в другом городе становится основанием для исключения по месту рождения

Сейчас в области более четырех тысяч сирот ожидают положенных им по закону квартир, передает корреспондент Устинка LIVE.
Однако проблема в том, что очередники этой категории начали сталкиваться с тем, что их просто лишают заветного и долгожданного шанса на крышу над головой.
Прописка для выпускников детских домов — это отдельная больная тема, - констатирует руководитель Общественного фонда по защите прав сирот ВКО Александра Исмаилова. - Система нуждается в доработке и единообразном применении закона.
Луиза Миронова жительница Риддера, она приехала в Усть-Каменогорск на учебу. Ее направили из школы-интерната для детей-сирот. После окончания обучения девушка решила остаться работать. Но для официального трудоустройства ей понадобилась прописка. Луиза была вынуждена оформить временную регистрацию. И этот документ, по ее словам, перечеркнул 15 лет ожидания собственного жилья - она потеряла свою очередь на жилье в родном городе.
В съемной квартире в Усть-Каменогорске я была обязана прописаться. Это такой закон, - рассказывает Луиза. - Так как я прописалась в съемной квартире, в Риддере меня сняли с очереди, потому что я не прописана в городе. Почему? На каких основаниях? Если бы мне дали квартиру там, мне было бы уже легче. Там бы и работу себе подыскала.
По словам Александры Исмаиловой, отсутствие постоянной регистрации либо проживание в другом городе не является законным основанием для исключения из очереди для категории сирот и оставшихся без попечения родителей. После выпуска из учреждений у них объективно отсутствует место для регистрации, что приводит к избыточным административным требованиям и создает коррупционные риски, связанные с оформлением временной прописки.
В ходе так называемой "инвентаризации" очереди нередко применяется формальный подход, в результате которого страдают именно сироты, несмотря на то что постановка на учет возможна только до 29 лет, а часть нарушений возникла по вине уполномоченных организаций, - уверена правозащитница. – И это по всему Казахстану, ко мне обращаются уже из Костаная, из Алматы мне писали и других городов, что сталкиваются с такой проблемой. Отдельная беда - учет долей в наследстве, которые не соответствуют минимальным жилищным нормам, установленным законодательством, но при этом используются как основание для отказа или снятия с учета. В соответствии со статьей 73 Закона РК "О жилищных отношениях", снятие с очереди допускается только при утрате оснований нуждаемости. В случае незаконного снятия с очереди на жилье восстановление возможно в судебном порядке.
В прокуратуре ВКО подтверждают, что случай Луизы Мироновой не единичный. Ранее похожие ситуации удавалось оспорить в суде, и сирот восстанавливали в очереди на жилье. В том числе и в Риддере.
Действительно законодательная база не позволяет безосновательно снимать с очереди сирот, в случае их переезда, - подчеркивает старший помощник прокурора ВКО Сауле Губашева. – Тем, кого исключили из очереди, необходимо обращаться сразу в уполномоченный орган либо в прокуратуру. Мы сразу незамедлительно отреагируем, примем меры. В прошлом году 39 детям этой категорий нам удалось выдать жилье.
В надзорном органе обещают тщательно проверить прозрачность очереди, а общественники просят депутатов четко прописать все механизмы в законе, чтобы выпускники детских домов не теряли шанс на квартиру из-за одной справки, без которой невозможно ни учиться, ни работать.