Летят, куда хотят: правила для снегоходчиков хотят прописать в ВКО
Сегодня у туристов нет административной ответственности за неотмеченный маршрут в специальной базе, а отсутствие отметки осложняет работу спасателей

Мы уже писали о том, что во время Совета по туризму осветили проблему - что аварийно-спасательные работы поиску и оказанию помощи туристам чаще всего проходят потому, что путешественники не оставляют данные о своем маршруте. Возвращаясь к теме, хочется напомнить, что в регионе есть специальный QR-код для обязательной регистрации маршрутов туристов, передает корреспондент Устинка LIVE.
Путешественник сам, либо гид-инструктор, если в поход идет группа, сканирует код, заполняет онлайн-форму с маршрутом, датами и своими контактами. Эти данные поступают напрямую в оперативный центр ДЧС ВКО, где при необходимости спасатели смогут быстро отреагировать и оказать помощь.
Как во время интервью рассказал заместитель начальника ДЧС ВКО Исхар Савазов, с начала года по этому QR-коду зарегистрировалось 30 групп туристов – в общем количестве 110 человек.

По туристам наша постоянная работа включает поисково-спасательную работу тех, кто где-то потерялся - на воде, либо в горах или лесу, - рассказывает Исхар Савазов. - По крупным туристским маршрутам у нас есть правила безопасности на водоемах. И там определено, что организаторы туристских групп информируют территориальные, полномочные органы о маршрутах. То есть, условно, возьмем Каспий, на крупных водоемах, если есть такой вид деятельности у ИП, у ТОО, либо у физических лиц, они информируют 112, говорят, куда выезжают. В реальности так должно быть.
Правила есть, ответственности - нет
Есть аналогичные правила, которые называются "Правилами информирования территориальных органов полномочных органов движения по труднодоступной местности в водных, горных и спелеологических объектах, связанных с повышенным риском для жизни".
У нас немного объектов в этом перечне. Один из них - это Белуха, второй - Катон-Карагайский национальный парк. Там также прописано, что туристы информируют службу 112. Но, во-первых, на сегодня у них нет никакой ответственности, нет меры в отношении организаторов тура и самих туристов, не прописано, что они обязаны информировать о выходе на маршрут, - констатирует Исхар Савазов.
Правила принимали приказом министра, рассматривались и согласовывались всеми соответствующими госорганами, а административная ответственность для тех, кто не докладывает о выходе на туристические маршруты в них так и не была прописана. Потому большинство туристов предпочитает не докладывать о своих походах, как итог – спасатели ищут людей уже спустя сутки или двое после того, как они перестают выходить на связь.
Туристы часто уходят в горы, полагаясь на опыт, и надеясь, что пронесет. Либо не знают о необходимости регистрации маршрута и существующий механизм с помощью QR-кода. Уходят в горы, при этом берут с собой иностранных граждан.
В этом году гиды взяли иностранцев, пошли на Белуху. И там потерялись в этих горах. Во-первых, оказалось, у этого гида у самого нет никакого вида лицензии, он не имеет права водить людей в горы, тем более, в самому ему толком не известные места, - поделился примером собеседник.
А потому, по мнению Исхара Савазова, необходимо, чтобы, во-первых, был четкий перечень тех, кто занимается туристической деятельностью – гидов—инструкторов и они были все лицензированы. Во-вторых, определенные утвержденные маршруты. И, в-третьих, была прописана ответственность этих туристов и самих организаторов маршрутов. Тогда у тех же спасателей во время поисково-спасательных работ будет четкое понимание, кто куда пошел, где их в случае чего искать и какое конкретное количество людей спасать.
Сотрудникам ДЧС важно знать маршруты, потому как сотовая связь в горах теряется. Телефоны на холоде и в режиме постоянного поиска сети садятся быстрее. Темнеет в горах рано. Плюс там, как правило, существенно холоднее. Время играет большую роль.
Касаемо снегоходов, как отметил Исхар Савазов, должно быть понимание, что это транспортное средство. Имея личный самолет, как попало на нем не летают. Так и здесь. Нужны определенные правила передвижения и трассы.
Сбился на минуту голову не туда повернул, и все, уже уехал в сторону Российской Федерации. Условно - в тайгу. Он сам там не знает, куда он едет. А маршрутов у нас нет. У лыжников есть маршруты, у альпинистов есть, и у снегоходчиков должны быть, - считает Исхар Савазов.
В январе планируется совещание по туризму, где эти вопросы обсудят уже более детально в присутствии представителей областного управления туризма, Департамента по ЧС ВКО и турбизнеса.
Куда захотели, туда и полетели?
К слову, сами туристические гиды-инструктора вовсе не против "отмечаться" у полномочных органов. Они это делают перед выходом на утвержденные маршруты, например в Прибелушье или Катон-Карагайский нацпарк. Но они также отмечают, что принудить туристов двигаться строго по этим маршрутам невозможно.

Основное, за чем к нам едут в зимний период – бескрайние просторы тайги с хорошим снежным покровом, который достигает местами четыре метра глубины. Залегание - по апрель с текущим сходом снега. В апреле еще катают, - говорит гид-инструктор Вячеслав Егоренко. – Основные проблемы снегоходчиков: первое – у нас нет централизованной лавинной обстановки. В местах, где я работаю, у меня из года в год идет наблюдение по лавинному состоянию склонов. Чтобы выводить лыжников на склон, это же касается и снегоходчиков, я провожу тестирование – смотрю насколько безопасно работать на склоне. Был случай, когда завалило снегоходчика в Риддере. И вот основная проблема – у нас пренебрегают мерами безопасности, считая, что пронесет.
Вторая проблема, как подчеркивает Вячеслав, это отсутствие у туристов навыка ориентирования на местности.
Навыков работы с картами – как находить азимут, как элементарно пользоваться компасом – нет. Это допотопные методы, но это основа, которая может иногда спасти ситуацию, когда отказал GPS-навигатор, сел телефон и ты оказался один на один с природой. Это жуткое состояние на самом деле. И в такой ситуации важно знать, откуда ты пришел и куда тебе идти, как встать на местность и определить, куда двигаться. Бывает, метет так, что белая пелена и дезориентация. И тут поможет только компас или GPS, который в данном случае не панацея, он может сесть.
У горнолыжников есть четкие правила безопасности, как рассказал Вячеслав Егоренко, и они катаются в рамках защитных сеток и под ответственность курорта есть конкретные места, где это происходит. А вот у снегоходчиков все иначе. Группы приезжают на местность, например на базу отдыха, где есть инструктора и выходят с ними на склон.
Инструктора знают направления и маршруты и люди находятся под их ответственностью, - говорит он. - А есть те, кто приезжает, ставит авто вдоль трассы, спускает снегоход и едет на все четыре стороны, ясно что там нет ни гидов, ни инструкторов - куда захотели, туда и полетели.
Однако Вячеслав отмечает, что инструктора-гиды на снегоходах по большей части не имеют образования – нет ни специальных корочек, ни сертификатов. И это вопрос безопасности и ответственности за людей, которых они ведут в горы.
В Риддере есть места, где снегоходчики выходят – от 100 до 200 человек каждый день. И вот в таких местах необходимы таблички, ограничивающие передвижение в том или ином направлении, или где будут размещены правила какие-то, - говорит он. - И должен быть кто-то, кто будет за соблюдением этих правил следить. То есть нужен сотрудник, который будет там дежурить каждый день. Честно, я плохо себе это представляю. От государства это будет человек или это будет аутсорсинг какой-то. Но кто-то должен регулировать эту ситуацию. И должность это будет хорошо оплачиваемая. Потому что сама по себе работа на склоне – не из легких.
Организатор туров и гид Ярослав Дубоделов считает, что определение "четкие маршруты для снегоходчиков" – само по себе звучит утопично. Для них в приоритете нетронутый чистый снег. Маркировать свои маршруты на снегоходах мало кто станет – считает он.

Тут надо "плясать" совсем от другого, по моему мнению, - говорит Ярослав Дубоделов. - Надо как-то обязать тех, кто организует эти вылазки, опять же, это не про частников разговор – не про тех, у кого есть снегоход, и кто на выходные поехал покататься. А про те же "Риддер Резорт", "Берлога", где по 100 снегоходов стоит, они принимают туристов и с ними, с гидами уезжают на маршруты. То есть писать на каждый выезд какую-то форму заполнять, отправлять, когда каждый день эти выезды происходят, это вполне реально. Маршрутный лист, трек-линию прилагать. То есть утром они на маршрут встали, отправили сообщение по WhatsApp с маршрутным листом за подписью главного гида. И, в случае чего, у МЧС уже есть, что там, например, три оператора выехали на маршрут, и они примерно понимают, по какой линии они поехали. А частников ты вообще никак не обяжешь отмечаться, куда он там поехал покататься.
Однако и тургиды, и спасатели солидарны в одном - прописать правила для изменения ситуации со снегоходчиками необходимо. Но кто этим мог бы конкретно заняться – пока неясно. Возможно, во время следующего заседания, которое состоится в январе, это станет яснее.