Усть-Каменогорск
пасмурно
-4°
  • Усть-Каменогорск
    -4°
  • Алматы
    +3°
  • Нур-Султан (Астана)
    -5°
  • Актобе
    -3°
  • Форт-Шевченко
    +2°
  • Атырау
    -2°
  • Караганда
    -2°
  • Кокшетау
    -3°
  • Костанай
    -4°
  • Кызылорда
    +4°
  • Павлодар
    -4°
  • Петропавловск
    -9°
  • Тараз
    +4°
  • Уральск
    -2°
  • Шымкент
    +8°
$
504.49
587.73
¥
71.37
6.57
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Споры о контроле: бизнес Усть-Каменогорска против увеличения списка соцпродуктов

Министерство торговли и интеграции РК вынесло на общественное обсуждение проект приказа о расширении перечня социально значимых продовольственных товаров с 19 до 33 наименований

Усть-Каменогорск и ВКО / Споры о контроле: бизнес Усть-Каменогорска против увеличения списка соцпродуктов

Проект опубликован на портале "Открытые НПА" и будет обсуждаться до 19 декабря 2025 года, передает корреспондент Устинка LIVE.

Напомним, сейчас в список регулируемых продуктов входят: пшеничная мука I сорта и хлеб из нее, весовые рожки, рис и гречка, подсолнечное и сливочное масло, говядина (лопаточно-грудная часть), курятина на кости, пастеризованное молоко (2,5%), кефир (2,5%), творог, картофель, морковь, лук репчатый, капуста белокочанная, сахар-песок, яйца I категории, соль. Минторговли предлагает включить в перечень помидоры, огурцы, яблоки, говядину с костями и мякоть, мясной фарш, баранину с костями, рыбу, ультрапастеризованное молоко, сметану, твердый сыр, чай. В министерстве заверили, что каждая новая позиция будет дополнительно обсуждена с бизнес-сообществом, палатой предпринимателей и госорганами.

Расширение списка социально значимых продуктов питания будет временным и поможет сделать наиболее востребованные товары доступнее для населения, - заверяют в республиканском ведомстве. - Также эта мера позволит обеспечить их ценовую стабильность, исключить непродуктивных посредников, накручивающих высокую торговую надбавку. Производителям товаров, подпадающих под включение в расширенный перечень СЗПТ, это создаст стимулы для увеличения производства и расширения мощностей.

Однако уже свое веское "против" инициативы высказали предприниматели сферы торговли, особенно владельцы "магазинов у дома". На площадке филиала партии Respublica ВКО прошла встреча по обсуждению проекта приказа Минторговли, участие в ней приняли порядка 50 представителей бизнеса, мажилисмен Айтуар Кошмамбетов, руководитель Департамента торговли и защиты прав потребителей ВКО Асхат Сагидоллин, специалисты СПК "Ертыс" и отдела предпринимательства г. Усть-Каменогорска.

Предприниматели не согласны с расширением перечня социально-значимых товаров! – заявила позицию бизнеса руководитель Восточно-Казахстанского областного филиала партии Respublica Алия Мукашева. - И свое несогласие выразили обращением к Министерству торговли и интеграции РК. Доводы следующие: невозможно сдерживать розничные цены только усилением государственного регулирования и контроля. Увеличение перечня до 33 наименований для магазинов у дома снизит исторически сложившуюся наценку (маржу) с 20% до 10-15% и приведет к тому, что предприниматели не смогут обеспечить затратную часть деятельности, не говоря уже о минимальной прибыли.

То есть установление предельно допустимых надбавок на продукты питания ограничит возможность гибко реагировать на рыночные изменения - как в сторону повышения, так и понижения, и элементарно покрывать свои расходы. В условиях роста закупочных цен, логистики и аренды, повышения зарплат работников владельцы магазинов не смогут поднять отпускную цену до уровня, обеспечивающего минимальную прибыль. Это приведет к работе "в ноль" или даже в "минус" по регулируемым позициям. Увеличится административная и бюрократическая нагрузка в виде административных штрафов, дополнительной отчетности, отнимающих время и ресурсы у малого и микробизнеса. "Магазинам у дома" придется тщательно отслеживать закупочные и отпускные цены по 33 позициям, подтверждать наценку не более 15%, регулярно предоставлять данные в государственные органы. Хотя выбор поставщиков продуктов не зависит от желания магазинов.

Цены на продукты исходят от цены производителя или импортера. Поставщики товаров в магазины у дома - оптовики, производители, дистрибьюторы, дилеры - могут отказаться поставлять товары в розничную сеть или сократить объемы поставок, предпочитая другие каналы продаж или иные регионы. Это создаст риск возникновения дефицита этих продуктов, магазины могут начать предлагать более дорогие, но менее качественные аналоги, просто сократить ассортимент или вообще отказаться от социально значимых товаров, - описывают перспективы предприниматели. - Крупные и средние торговые сети, как правило, имеют больше возможностей для получения скидок от поставщиков, субсидии, льготное и товарное кредитование и могут легче выдерживать низкие надбавки за счет больших объемов продаж и ассортимента. Поставщики же одни и те же, для магазинов у дома отпускают товар по другим более высоким ценам, так как тоже считают свои затраты по доставке. Магазины оказываются в невыгодной конкуренции и вынуждены будут закрываться. Для компенсации убытков или недополученной прибыли по СЗПТ в размере 5-10% магазины будут вынуждены повышать цены на другие товары, не входящие в перечень. А это может привести к общему росту инфляции в других сегментах.

Кроме того, розничные реализаторы отмечают, что от Минторговли нет анализа прямого влияния на первопричины инфляции. Простое силовое административное регулирование цен во внутренней розничной торговле не решит корневых проблем роста цен и в итоге инфляции. Также не берутся в расчет увеличение мировых цен на компоненты при производстве продуктов, логистические издержки, рост валюты и монополия поставщиков. А еще практически все дополнительные 14 наименований к перечню относятся к скоропорту, что увеличивает риск списания и к увеличению убытка магазинов.

Для сохранения розничной торговли формата "магазины у дома" как наибольшей прослойки малого и микробизнеса со своей стороны предлагаем оставить перечень из 19 наименований СЗПТ без изменений, так как он на сегодняшний момент оптимален и соответствует требованиям для поддержания продуктовой корзины для социально уязвимых слоев населения, - резюмировала Алия Мукашева. - Для сдерживания цен на социальные продукты и создания конкурентоспособности обеспечить дотации для магазинов у дома, такие же как для производителей или импортеров, крупных и средних торговых сетей.

К слову, ранее предприниматели малого и микробизнеса просили о выделении их тарифа по коммунальным платежам в отдельную сетку тарифов между юридическими и физическими лицами, так как фактически по Предпринимательскому кодексу РК индивидуальный предприниматель является физическим лицом, но Комитет по регулированию естественных монополий отказал, мотивируя тем, что ИП занимаются предпринимательской деятельностью.

Затраты на коммунальные платежи "магазинов у дома" составляют 30% от маржи со всего оборота, не считая прочих затрат, - подчеркивают предприниматели. - Поэтому одной из поддержек по сдерживанию цен на продукты просим решить вопрос о включении именно магазинов шаговой доступности в категорию по тарифам на коммунальные услуги к производителям социально значимых продуктов.

Обсуждения проекта приказа продолжатся, к мнениям представителей бизнеса, возможно, прислушаются. Хотя стабильные цены еще на 14 продуктов, если этого удастся добиться, на фоне безумного галопа удорожания всех позиций бытия, жителей Усть-Каменогорска бы, наверное, порадовало...

Следующая →