Производство в зоне риска: госзакупки в ВКО под угрозой
Бизнес-сообщество региона активно обсуждает системные проблемы и барьеры, которые могут возникнуть после запуска Реестра казахстанских товаропроизводителей с 1 января

Тестирование прототипа Реестра казахстанских товаропроизводителей (Реестр КТП) — нового цифрового инструмента, который позволит подтвердить отечественное происхождение продукции и обеспечить прозрачность предоставления мер государственной поддержки, завершено, передает корреспондент Устинка LIVE.
Бесспорные плюсы?
В первую очередь, реестр будет содержать информацию о производимых в Казахстане товарах и их производителях, видах деятельности, количестве работников и объемах производства. По задумке разработчиков, он станет инструментом для допуска отечественных товаропроизводителей ко всем регулируемым закупкам, а также средством для предоставления финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки. От производителей ожидается улучшение деятельности для увеличения уровня локализации производства в стране. О завершении тестирования прототипа было заявлено в конце октября.
Министерство промышленности и строительства совместно с АО "Центр электронных финансов" проводит детальный анализ всех предложений участников тестирования — отечественных предприятий, которые опробовали систему. После завершения этой работы сервис будет запущен в промышленную эксплуатацию, - сообщили в минпромстрое РК.
Реестр КТП станет единым государственным источником достоверной информации о продукции, произведенной в нашей стране. Включение в него будет возможно только после подтверждения того, что товары действительно местные, а не являются импортированными и лишь собранными внутри республики.
Система устанавливает прозрачные и единые критерии для всех отраслей — от нефтепереработки и машиностроения до легкой, мебельной и химической промышленности. Отраслевые эксперты будут проверять, какие технологические операции выполняются в Казахстане и соответствует ли производство установленным требованиям по локализации, - пояснили в ведомстве.
Для подтверждения локализации производитель должен представить данные о выполнении минимального порога производственных и технологических операций, наличии нормативно-технических документов, а также видеоматериалы каждого этапа производства. Дополнительно будет рассчитываться доля внутристрановой ценности, которая учитывает стоимость импортного сырья и себестоимость готового товара. Если предприятие выполняет все установленные критерии, продукция признается произведенной на территории Казахстана.
Компании должны иметь реальные производственные площади и оборудование, используемое в процессе выпуска заявленной продукции. Эти данные заранее вносятся в цифровой профиль предприятия через личный кабинет реестра, - предупредили в министерстве.
После автоматической цифровой проверки заявка направляется на рассмотрение отраслевой комиссии. Решение о включении продукции в Реестр принимается на основании комплексной оценки всех представленных данных. Такой подход, по мнению разработчиков, исключает формальные проверки и обеспечивает полную прозрачность процедуры.
К слову, Реестр КТП разрабатывается как замена действующих сертификатов формы "СТ-KZ" и индустриального сертификата. Это, как уверены разработчики, значительно упростит бюрократические процедуры, то есть вся необходимая информация о производителе и его продукции будет доступна в онлайн-формате. Однако в стране до конца 2025 года выдача сертификатов продолжается. Зачем, если все документы остаются действительными только до конца переходного периода – до 1 января? Сервис должен стать важным шагом к развитию добросовестной конкуренции, снижению доли псевдопроизводителей и укреплению доверия к отечественной промышленности. Представители бизнеса Восточного Казахстана это понимают и поддерживают.
Задача какая? Развить производственный потенциал, повысить локализацию, усилить импортозамещение, поэтому введение Реестра - важный шаг, - уверена директор по развитию АО “КЭМОНТ”, депутат маслихата ВКО Зоя Новолодская. - Но еще важнее сделать его инструментом реального развития отечественного производства, а не формальной процедурой или угрозой для малого и среднего бизнеса.
От общего к частному...
Предприниматели региона серьезно обеспокоены рисками переходного периода внедрения Реестра КТП. К примеру, ведущее предприятие по производству электрооборудования ВКО АО “КЭМОНТ” сейчас проходит процедуру реабилитации. Именно из-за этого они могут испытывать трудности при включении в систему.
Наши сертификаты просрочены, возможности взять новые уже нет, а с реестром много вопросов. Что нам делать? На частных заказах предприятие не выживет, а у крупных закупщиков нашей продукции основанием для заключения договоров будет только Реестр КТП, - задается вопросом директор по развитию “КЭМОНТа”.
Коллектив предприятия составил обращение в Палату предпринимателей ВКО, в котором озвучил основные риски грядущего года.
Мы все поддерживаем цели, озвученные главой государства, но, чтобы они заработали, нужно менять саму философию отбора в Реестр — от количественного к качественному подходу. Только так можно добиться реального роста локализации. Порог технологических операций (ТО) должен учитывать не только их количество, но и значимость, влияние на конечную добавленную стоимость и использование местного сырья. Без этого мы не сможем отличить реального производителя от сборочного цеха. Сейчас критерии нередко сводятся к подсчету ТО. Но само по себе количество операций не отражает реальную долю казахстанского производства, - озвучивают спорные моменты в КЭМОНТе.
Кроме того, технологии изготовления одного и того же оборудования зачастую разные: привязаны к станочному парку, к уровню инновационности, стратегии развития и даже к истинным интересам собственника.
Мои личные вопросы, например, обновляемость данных сервиса: статусы меняются - импорт сырья, персонал, налоги - соответственно Реестр устаревает, - отмечает Зоя Новолодская. - Правоприменение: как исключать недобросовестных и как быстро восстанавливать честных производителей? Есть ли процедуры обжалований? Есть сомнения в безопасности хранения данных: возможны утечки из-за избыточного сбора, долгого хранения и непрозрачного контроля доступа. Как не исключается и промышленный шпионаж. Например, инсайдеры или целевые фишинговые атаки на компании из Реестра.
Также сервис абсолютно не учитывает интеллектуальную собственность и научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы. Методики, коды, техкарты и спецификации изделий не оцениваются – это при том, что разработчики, конструкторы и технологи – одни из самых дорогих сотрудников на предприятиях. Документация, предположительно, попадает в реестр без должной защиты. Также риском является сложная и долгая процедура получения патентов и спорная принадлежность прав на разработки при господдержке.
Есть вопросы и по соблюдению коммерческой тайны, требования "доказывать локализацию" вынуждают раскрывать чувствительные детали: поставщиков, маржу, состав узлов.
Еще один спорный момент, если с января отменят привычные сертификаты, запустится ли в срок и в полном объеме Реестр? Сколько компаний "осилят" прохождение критериев, что будет с теми, кто не успеет? За счет чего они будут вынуждены выживать? Однозначно необходимо продлить действия СТ-KZ и ИС на весь период перехода, с возможностью получать сертификаты и защитить свои производства. Пошагово, вместе с предпринимательским сообществом нужно исключить все системные барьеры и противоречия, которые обязательно проявятся в период внедрения, - констатирует депутат.
Не один в поле воин!
В Палате предпринимателей ВКО состоялось заседание Совета машиностроения, где представители предприятий региона этой сферы также обсудили проблемные вопросы, возникающие в связи с переходом на новый Реестр казахстанских товаропроизводителей. Обсуждение было бурным, опять задавалось множество вопросов, на которые пока, увы, нет ответов. Бизнес-сообщество очень обеспокоено высокой степенью регуляторной нагрузки и рисками, которые могут возникнуть при внедрении нового инструмента. Представители предприятий уверены, что при вводе Реестра без доработки ряда норм, существует угроза срыва участия многих местных производителей в государственных закупках в I квартале 2026 года.
Среди ключевых вопросов, поднятых участниками: необходимость автоматического включения в Реестр держателей индустриального сертификата, возможность внесения в Реестр ранее произведенной готовой продукции, по которой отсутствуют видеоматериалы изготовления, уточнение методики оценки производственных мощностей и критериев "нового производства", - сообщили в ПП ВКО. – В новом сервисе отсутствуют четкий механизм определения уровня локализации и доли внутристрановой ценности, ясность классификации предприятий по низким, средним и высоким показателям производственной деятельности. Очень волнует необходимость временно ограничить госзакупки, пока процесс внедрения Реестра полностью не отработан, чтобы исключить коррупционные риски.
Отдельный блок обсуждения посвятили вопросам видеофиксации производственных процессов для подтверждения локализации. Требование установить камеры на каждом участке цикла несет дополнительные финансовые затраты и для многих предприятий может стать технически и экономически невыполнимым.
Если соблюдать требования буквально, предприятию придется оборудовать камерами десятки производственных участков, обеспечить хранение и передачу видеоматериалов. Это превращается в дорогостоящий проект, несоразмерный с возможностями производственников, - резюмировали участники заседания.
По итогам встречи в Палате предпринимателей ВКО взялись систематизировать проблемные вопросы и направить консолидированный перечень в Департамент обрабатывающей промышленности Нацпалаты "Атамекен". До анонсированного перехода остается чуть более полутора месяцев. Если предложения производителей не учтут, а риски не устранят, переходный период внедрения Реестра КТП может наделать много бед, вплоть до банкротства предприятий.