Усть-Каменогорск
пасмурно
-4°
  • Усть-Каменогорск
    -4°
  • Алматы
    +9°
  • Нур-Султан (Астана)
    -3°
  • Актобе
    +16°
  • Форт-Шевченко
    +15°
  • Атырау
    +15°
  • Караганда
    -4°
  • Кокшетау
    -4°
  • Костанай
    +5°
  • Кызылорда
    +17°
  • Павлодар
    -7°
  • Петропавловск
    -5°
  • Тараз
    +12°
  • Уральск
    +10°
  • Шымкент
    +17°
$
538.63
+0.86
622.23
-0.72
¥
75.43
+0.03
6.71
+0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Почему в ВКО и в целом по стране "буксует" развитие придорожного сервиса

В этом году на трассах республиканского значения региона уже установлены восемь санитарно-гигиенических узла (СГУ), еще два - на подходе, но будут ли они работать – большой вопрос

Усть-Каменогорск и ВКО / Почему в ВКО и в целом по стране "буксует" развитие придорожного сервиса
Фото:
Устинка LIVE / В. Иванов

О болевых точках и новых подходах к организации сети жизненно необходимых объектов нам удалось побеседовать с председателем правления АО "НК "ҚазАвтоЖол" Дарханом Иманашевым, передает корреспондент Устинка LIVE.

Вместе с ним представители СМИ преодолели все 450 км автодороги Усть-Каменогорск – Алтай – Рахмановские ключи. Только в Улькен Нарыне и Катон-Карагайском районе теперь есть уже четыре точки "всеобщего притяжения", до конца года еще один СГУ появится недалеко от села Берель. К слову, это не просто придорожные туалеты, а вполне себе такой туристический сервис: есть женские, мужские современные удобства, отдельная кабинка – для людей с особыми потребностями, а также молельная и комната матери и ребенка, помещение для обслуживающего персонала и фудкорт. Там, где мы побывали, смогли насладится приличным кофе, купить напитки и даже в легкую перекусить.

Мы уже не первый год на наших трассах занимаемся организацией СГУ, - подчеркнул Дархан Иманашев. – А главное, нам приходится еще и обслуживать их. Мы посчитали, содержание одного такого туалета нам обходится от 700 до 900 тысяч тенге в месяц! Расположены точки примерно в 200 километрах друг от друга, бригады хаотично ездят между ними, не успевают вовремя приводить их в порядок. В итоге, удовольствия нет, комфорта нет, качества нет! Проблем и жалоб возникает очень много. Все путешественники готовы заплатить за комфортные условия 100-150 тенге. Поэтому мы приняли решение ставить такие современные объекты именно придорожного сервиса, отдавать их в аренду местным предпринимателям, чтобы они уже могли получать с содержания коммерческую выгоду.

Организация одного такого СГУ обходится нацкомпании в сумму порядка 35 млн тенге. Ощутимые вложения, и можно бы радоваться и благодарить, однако катонские предприниматели не спешат этого делать.

Меня попросили в акимате, чтобы я взялся за это дело, - рассказал нам молодой представитель турбизнеса Меир. – Но перспективы меня абсолютно не радуют. Государство помогает на содержание узла 87 тысячами в месяц. Проходимость на наших дорогах даже в короткий туристический сезон пока маленькая. Даже если туалет будет платным, полученных средств, в том числе от продажи на фудкорте, мне не будет хватать на летнее содержание. Не говоря о зимнем. Только электричество для отопления помещения обойдется в 150 тысяч в месяц! Я пока не знаю, как буду работать здесь…

В общем, "осчастливленными" себя предприниматели не чувствуют. И если сейчас во время визита большого начальства презентация СГУ по законам гостеприимства и проходила с пафосной помпой, далеко не факт, что объекты сразу же по отбытию делегации не закрывают. Но радует, что глава "ҚазАвтоЖол" все это прекрасно понимает.

К сожалению, в рамках наших полномочий мы сейчас мало, что можем сделать, - подчеркивает Дархан Иманашев. – 25 метров от дороги наши, дальше – местных исполнительных органов. Они отдают объект в аренду частному инвестору, мы только даем разрешения на врезку съездов. Причем на этой трассе может быть в дальнейшем реконструкция, ремонты. В итоге СГУ остаются бесхозными, никто их не может контролировать, не мы, не акиматы – стоит да стоит. Однако сейчас мы внесли предложения в правительство, в администрацию президента, чтобы ситуацию изменить, внедрить опыт России. Там как, 200 метров от дороги находится в ведомстве Росавтодора. Компания сдает участок в аренду на 20 лет, причем предлагает бизнесу просчитанные вариант, что здесь необходимо: АЗС, кофейня, гостиница, магазин. Помогают обеспечить инфраструктуру, дороги, организуют содержание, предоставляют технику. Земля в госсобственности, все согласовано. А инвестор начинает работать и дальше ежемесячно вносит 2,5-5% от дохода на основании роялти. Всем хорошо и удобно. У нас вроде бы понимание и поддержка такого решения есть.

Желательно, чтобы предложение "ҚазАвтоЖол" внедрили как можно быстрее, пока установленные ими СГУ еще "живы". Впереди суровая зима, как объекты будут выглядеть к началу туристического сезона-2026 в Катоне, неизвестно. К слову, в нацкомпании все-таки несколько обезопасились в плане сохранения дорогостоящих удобств – на каждом СГУ есть QR-код, по которому каждый посетитель может оставить в чате КАЖ сообщение не только с благодарностью, но и с жалобой, озвучить проблемы на объекте, даже то, что он закрыт. А дальше дорожники включают свои внутренние управленческие ресурсы, "напрягают партнеров" и акиматы. И по информации Дархана Иманашева, с начала года, благодаря этой инициативе, количество негативных отзывов на придорожный сервис в Казахстане удалось снизить в два раза.

Следующая →