Религиозная ситуация в ВКО стабильна, а меры ее госрегулирования – эффективны
Это выводы исследователей ОФ "Антарес А" после реализации проекта по профилактике экстремизма, укреплению межконфессионального согласия и толерантности межэтнических отношений

Важно, что мероприятия, организованные специалистами неправительственного сектора, охватили напрямую более 300 жителей Восточного Казахстана – в основном молодежи, а удовлетворенность участников составила от 75 до 85%, передает корреспондент Устинка LIVE.
Еще один интересный аспект проекта – детальное изучение религиозной ситуации в области в разрезе городов и районов, а также выработка конкретных предложений, которые помогут в дальнейшей профилактике распространения деструктивных течений в регионе.
Теория как основа дальнейшего развития
В ВКО доминируют две основные религиозные конфессии – ислам (сунниты) и православие. Мусульмане составляют большинство в девяти районах, охватывая свыше 90% населения. Православие преобладает в остальных четырех районах - 62–75%. Остальные конфессии - буддисты, протестанты и другие присутствуют в регионе в незначительных долях - менее 3%.
Всего в области зарегистрировано 148 религиозных объектов. Из них 56% или 83 объекта – мусульманские, 22% - 33 объекта – православные и 18% - 26 объектов – протестантские, - приводит статистику руководитель Общественного фонда "Антарес А" Виктор Дак. - Остальные конфессии -индуизм, иудаизм и прочие - занимают менее 5% от общего числа объектов. В среднем на одну религиозную организацию приходится около 4 891 жителя, что свидетельствует о средней плотности религиозной инфраструктуры в регионе.
По районам существуют ярко выраженные конфессиональные различия. Районы с преобладающей долей населения, исповедующей ислам, включают Тарбагатайский - 99%, Зайсанский - 97.7%, Курчумский - 92.8%, Марқаколь - 92.1% и Катон-Карагайский - 91.7%. Православные христиане преобладают в городе Риддере -75%, Шемонаихинском районе - 71.8%, Алтай - 69.5%. Смешанный конфессиональный состав характерен для Усть-Каменогорска: здесь 53% населения – сунниты, 44,8% – православные. Кроме того, в районах Самар, Үлкен-Нарын и Уланском большинство составляют мусульмане – от 71 до 76%, тогда как православных там – 22–27%.
Динамика регистрации религиозных объектов в области имеет волнообразный характер. Первый значительный подъем пришелся на 1988–1995 годы – произошло так называемое "религиозное возрождение" после распада СССР, - поясняет общественник. - Второй период активного роста зарегистрирован в 2001–2012 годах, особенно в Усть-Каменогорске и Риддере. Третий период с 2014 по 2021 год характеризовался более умеренными темпами прироста объектов.
Больше всего мечетей, церквей, храмов в областном центре – 31 объект:
- Зайсанский район - 17 объектов;
- Тарбагатайский район - 16 объектов;
- Уланский район - 15 объектов;
- район Алтай - 13 объектов;
- Шемонаихинский район - 11 объектов;
- район Самар - 4 объекта;
- район Улкен Нарын - 3 объекта.
Средняя обеспеченность населения религиозными объектами соответствует примерно одному объекту на 4,9 тысячи жителей. По районам наблюдаются как перегрузка, так и дефицит инфраструктуры. Риск "перенасыщенности" отмечается в Катон-Карагайском, Курчумском, Тарбагатайском и в Маркаколе. Эксперты считают, что высокая концентрация религиозных объектов может потребовать дополнительного мониторинга с целью предотвращения возможных экстремистских влияний. Средняя плотность зарегистрирована в Риддере, районе Алтай и Уланском районе. Здесь ситуация относительно сбалансирована, могут быть эффективно использованы программы межконфессионального диалога.
Очень низкая плотность отмечается в Глубоковском районе - 9 303 человека на один объект, в Усть-Каменогорске - 12 198 человек на объект.
Эти данные указывают на дефицит инфраструктуры и здесь целесообразно расширять сеть религиозных для сбалансированного развития религиозной инфраструктуры, - отмечает Виктор Дак. - Высокие риски обусловлены неравномерностью развития и концентрацией религиозных объектов в отдельных районах, что может указывать на недостаточный контроль за процессом регистрации. Кроме того, пограничные районы требуют особого внимания ввиду заметного роста религиозной активности. Рост в некоторых районах – Алтай и Шемонаихинский - остается контролируемым и умеренным, что указывает на относительную стабильность ситуации. В районах Улкен Нарын и Самар активность настолько мала, что риски социальных волнений считаются практически несущественными. Отсутствие резких скачков в динамике числа объектов в последние годы также снижает потенциальные угрозы.
Меры профилактики – основа конструктивного диалога
На основе данных изучения религиозной безопасности в регионе общественники предложили свои рекомендации с учетом особенностей районов и городов, таких как гендерное распределение, по одному признаку: пол, возраст, уровень дохода, уровень образования, область интересов, место проживания и тому подобное, или сочетание нескольких характеристик целевых групп. Профилактические меры включают в себя работу с молодежью, в том числе категории NEET, с учреждениями образования, а также религиозными общинами и объединениями.
В районах с преобладанием количества населения, исповедующего ислам - Тарбагатайский, Зайсанский, Курчумский, Марколь, Катон-Карагайский - рекомендуется усилить профилактику экстремизма среди молодежи и поддерживать традиционные исламские ценности, чтобы предотвратить радикализацию. В православных районах - Риддер, Шемонаихинский, Алтай - следует развивать межконфессиональный диалог и образовательные программы для недопущения националистических и экстремистских настроений. В смешанных районах, особенно в Усть-Каменогорске, необходимо укреплять межрелигиозную терпимость и сотрудничество между конфессиями для сохранения социальной стабильности. В районах с низкой плотностью объектов – Глубоковский и Усть-Каменогорск - целесообразно расширять сеть религиозных общин для сбалансированного развития инфраструктуры, - советуют в НПО.
В приграничных районах также следует усилить контроль за регистрацией новых религиозных организаций, что позволит выявлять аномалии в темпах роста и предотвращать появление деструктивных течений. Необходима практические мероприятия для межконфессионального сотрудничества. Можно сделать вывод - ситуация с религиозной безопасностью в Восточно-Казахстанской области характеризуется контролируемым развитием, общая оценка: уровень религиозной безопасности региона находится на удовлетворительном уровне с устоявшейся тенденцией к стабилизации во всех районах, что свидетельствует об эффективности мер государственного регулирования в сфере религиозной деятельности.
Практическое сопровождение проекта
С мая по сентябрь специалистами ОФ "Антарес А" было проведено три конкурсных мероприятия как в областном центре, так и в районах. Цель - углубить знания участников о культуре, традициях и истории Казахстана, способствовать укреплению дружбы и единства среди различных этнических групп, а также создать атмосферу легкости и позитива, где каждый мог проявить свои знания и умения. Мы уже писали, как прошел в Усть-Каменогорске зажигательный и массовый познавательный QUIZ. А также про опрос жителей города Алтай.
Кроме того, общественники провели 11 сентября в Риддере семинар для учащихся и молодежи на тему: "Пути предупреждения влияния деструктивных религиозных течений". Цель тренинга - формирование у студентов и школьников критического мышления и осознания рисков, связанных с деструктивными религиозными группами. Участники получили знания о признаках деструктивных религиозных течений, воздействии на личность и общество, а также о методах профилактики и противодействия их влиянию.
Мы старались развить навыки анализа информации и формирования здорового отношения к религиозным убеждениям, что поможет молодежи делать осознанный выбор и избегать манипуляций, - рассказал заместитель директоры ОФ "Антарес А" Серик Байбусунов. - Мероприятие прошло в позитивном ключе, ребята с интересом воспринимали информацию. По отзывам, они получили новые знания и информацию для размышлений и дальнейшего развития. То есть порядка 30 человек научились выявлять опасность для свои убеждений, сопротивляться деструктивному влиянию в дальнейшем.
С целью повышения информированности о религиозных течениях, особенностях вероисповедания различных конфессий общественники также организовали встречи молодежи в вузах и организациях технического и профессионального обучения со специалистами и экспертами, в том числе представителями правоохранительных органов. Это позволило повысить уровень критичности восприятия, что в конечном итоге будет являться эффективной профилактикой вовлечения студентов и учащихся в экстремистские и/или террористические религиозные деструктивные организации. Всего прошло четыре встречи в Восточно-Казахстанском университете имени С. Амманжолова, Восточно-Казахстанском государственном техническом университете имени Серикбаева, Казахско-Американском свободном университете и Восточно-Казахстанском гуманитарном колледже имени Абая. На встречах обсуждались важные для молодежи темы, такие как: "Профилактика религиозного экстремизма среди молодежи: как предотвратить радикализацию?", "Молодежь и религия: как сохранять баланс между духовными убеждениями и современными вызовами общества?", "Влияние социальных сетей на восприятие религиозных учений и на радикализацию молодежи". Общий охват учащихся составил 109 человек.
С целью вовлечения прихожан религиозных объединений, в том числе молодежи из "группы риска" - реабилитированные лица, люди из окружения деструктивистов - к здоровому образу жизни и социальной активности проведено четыре футбольных матча среди прихожан и лиц, в отношении которых применяется пробация. Всего в соревнованиях приняли участие 20 человек. Проведение культурных и образовательных мероприятий, таких как семинары, тренинги и фестивали, становится катализатором для формирования новой общественной культуры, - констатирует Серик Байбусунов. - Люди учатся не только принимать различия, но и ценить их, видя в многообразии не угрозу, а богатство. Это, в свою очередь, способствует снижению уровня конфликтов и напряженности в обществе, что является важным шагом на пути к стабильности и безопасности. В первую очередь, такие мероприятия создают пространство для диалога, где представители различных конфессий и этнических групп могут открыто обсуждать свои взгляды и переживания. Это не только укрепляет доверие между ними, но и формирует осознание общей ответственности за будущее региона. Социальный эффект нашего проекта можно сравнить с мощным потоком, способным смыть преграды недопонимания и ненависти, оставляя после себя лишь чистую реку взаимопонимания и уважения.
Немаловажно то, что проект оказывает влияние на молодежь, которая является наиболее уязвимой к экстремистским идеологиям. Образовательные программы, направленные на формирование критического мышления и навыков толерантного общения, закладывают основы для создания нового поколения, способного противостоять радикальным идеям. Ребята, вовлеченные в позитивные инициативы, становится активными участниками процесса, что не только укрепляет их идентичность, но и формирует чувство принадлежности к обществу.
Я уверен, что социальный эффект проекта выходит за рамки простого противодействия экстремизму. Он создает платформу для построения гармоничного общества, где каждый человек, независимо от своей веры или национальности, чувствует себя услышанным и ценным. И в этом процессе, когда сердца людей открываются навстречу друг другу, зреет надежда на светлое будущее, свободное от ненависти и предрассудков, - резюмирует глава ОФ "Антарес А" Виктор Дак.