Как лаванда может восстановить степь: в ВКО экспериментируют с бедными почвами
Высев кормовых и медоносных культур на деградирующих почвах стал новым трендом в восстановлении плодородия земель РК, в нашем регионе добавили в севооборот нетрадиционную лаванду

Идея принадлежит Общественному объединению "Центр социально-психологической помощи "Оберег"", она оказалась настолько интересной, что получила финансовую поддержку Глобального экологического фонда (ГЭФ) в рамках проекта малых грантов, передает корреспондент Устинка LIVE.
Суть проекта проста: засеять 30 гектаров в сухостепной зоне эспарцетом, а по периметру высадить кусты лаванды. Как отмечают в "Обереге", в идеале многолетние растения должны в течение пяти лет напитывать почву полезными микроэлементами, включая азот, а также увеличить содержание гумуса. Дополнительно ежегодно здесь аграрии могут убирать урожай кормовых, а также получать доход со сбора лаванды. Разные части этого растения используют в качестве ароматизаторов или приправ, при приготовлении аромамасел. С точки зрения экологии и экономики проект перспективный для Восточного Казахстана.
От идеи до реализации
В качестве партнера для реализации проекта общественная организация выбрала Восточно-Казахстанский многопрофильный колледж. На землях учебного заведения под проект выделили 30 гектаров земли. Научное сопровождение ведут специалисты Казахского НИИ мараловодства, пчеловодства и органических технологий сельского хозяйства. Эспарцет взяли местной селекции сорта "Шыгыс", который уже показывает хорошие результаты в нашей почвенно-климатической зоне. Хотя выбор в сортах и производителях семян был, даже подумывали привезти семена российской селекции. Но от этой идеи отказались в пользу казахстанского сорта. С лавандой оказалось сложнее, чтобы лучше изучить технологию ее выращивания, казахстанские специалисты ездили в Китай.
Обмен знаниям шел активный. В Поднебесной побывала делегация специалистов из ВКО, чтобы ознакомиться с условиями посадки лаванды там. Подготовительная работа, изучение технологии, переговоры шли не один месяц. В ходе реализации проекта возникло несколько сложных моментов. Инициаторы проекта столкнулись как с прогнозированными в заявке на получение гранта ГЭФ рисками, так и совершенно неожиданными. Сложности начались, когда сроки сева были упущены. Чуть позже засеяли эспарцет и сафлор. Тут посевам помогли дожди, не давшие всходам сгореть. А вот сроки сева лаванды были безнадежно упущены. Проблема в том, что ВКО отличается низким объемом осадков. Потому и сроки сева нового и весьма капризного растения были короткие.Мы нашли компанию, которая выращивает лаванду в такой же климатической зоне, как и наша. В дополнение к высеву самой лаванды китайцы устанавливают ульи, но не для сбора меда, а чуть меньших размеров. У них пчелы играют роль только опылителей, - рассказала координатор проекта Галина Пахомова.
Как результат весной 2025 года удалось засеять поле смесью эспарцета и ячменя, последний выступил в роли почвокровной культуры, защитив молодые побеги эспарцета от перегрева. По периметру прошли сафлором, оставив межрядье для лаванды, - рассказывают инициаторы проекта. - Посевные работы вели студенты колледжа. Участие в обработке экспериментального поля приняли учащиеся еще нескольких организаций среднего образования.
Как раз в период сева на базе колледжа-партнера проекта проходили соревнования механизаторов. Студенты поприсутствовали и на встречах с китайской делегацией, члены которой делились своим опытом в выращивании лаванды.
Семена лаванды мы передали специалистам, чтобы они попробовали прорастить их и получить саженцы. С поставщиками семян также обговариваем возможность поставки саженцев из Китая. Когда к нам с обучающими лекциями приезжали китайские специалисты, они рассказали, что в нашем случае можно попробовать высадить лаванду в зиму в августе-сентябре. Мы понимаем, что это риск, но наши коллеги из НИИ соглашаются, что стоит попробовать, - отметили в "Обереге".
Без рисков не обошлось!
Для полива "важных" культур руководство колледжа настояло на том, чтобы обустроить неподалеку скважину. В ГЭФ на корректировку этих расходов в рамках проекта пошли. Но, учитывая специфику региона, реализовать идею со скважиной не удалось. Сначала пробурили скважину 27 метров, но запас воды оказался слишком низким – она текла не напором, а тонкой струйкой.
Такая скважина оказалась бы бесполезной. Работы продолжили, но пройдя отметку в 40 метров, приняли решение остановиться. Специалисты и местные аграрии отметили, что в этой местности слои воды могут залегать на глубине до 120 метров. Таких средств на решение проблемы полива в рамках проекта у сторон не оказалось, - констатировали общественники. - Если говорить о других рисках, то экспериментальное поле с ценными растениями потребовало охраны и изначально в проекте мы предлагали установить электропастуха – ограждение под напряжением, которое бы отпугивало животных. Ценные растения, а также ульи, которые в рамках проекта все же будем закупать, требовали охраны или хотя бы присмотра. Обеспечить защиту посевов в открытом поле от потравы животными оказалось непросто. Хотя, если удастся вырастить лаванду, то колючий полукустарник станет естественной защитой посевов эспарцета.
Чтобы нивелировать эти риски, инициаторы проекта нашли альтернативного партнера. В рамках ознакомительных и обучающих семинаров идеей оздоровления почвы с помощью эспарцета и лаванды заинтересовались несколько местных аграриев.
Есть договоренность с одним из хозяйств, что они по собственной инициативе параллельно высадят у себя лаванду вне проекта. Мы уже встречались, и крестьянам интересна эта идея. Если удастся освоить выращивание лаванды, то опыт можно будет тиражировать и дальше, - отметила Галина Пахомова.
Если сотрудничество с предпринимателями сложится, то у проекта появится две дополнительные экспериментальных площадки - колледж по условиям договора обязан в течение пяти лет не менять культуру на засеянных 30 гектарах. Тогда стороны, включая ученых НИИ, смогут оценить реальный результат работы проекта. В случае успеха в рамках общественной инициативы удастся проверить не только идею восстановления деградирующих земель с помощью многолетних трав, но и дать возможность студентам колледжей ВКО изучить новую для региона культуру и технологию ее выращивания. Экономическая выгода для сторон очевидна.