Усть-Каменогорск
ясно
+25°
  • Усть-Каменогорск
    +25°
  • Алматы
    +30°
  • Нур-Султан (Астана)
    +31°
  • Актобе
    +28°
  • Форт-Шевченко
    +23°
  • Атырау
    +24°
  • Караганда
    +29°
  • Кокшетау
    +31°
  • Костанай
    +26°
  • Кызылорда
    +38°
  • Павлодар
    +29°
  • Петропавловск
    +29°
  • Тараз
    +32°
  • Уральск
    +19°
  • Шымкент
    +34°
$
517.45
+5.01
598.59
+5.44
¥
72.04
+0.66
6.58
+0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

История железных дорог ВКО: 90 лет назад в Шемонаиху прибыл первый паровоз

Появление поезда в райцентре Восточно-Казахстанской области в 1935 году стало большим праздником - на открытие движения даже прилетел самолет, названный местными "Антихристово чудо"

Усть-Каменогорск и ВКО / История железных дорог ВКО: 90 лет назад в Шемонаиху прибыл первый паровоз
Фото:
Устинка LIVE / А. Смирнов

Станция Шемонаиха стала первым построенным узлом железнодорожной ветки Рубцовск – Риддер, строительство которой началось в 1930 году, передает корреспондент Устинка LIVE. Работам предшествовали изыскания, начатые еще в 1927 – 1928 годах. Изначальный, предполагаемый маршрут трассы определили таким: Шемонаиха, Выдриха, Верх-Уба, Усть-Каменогорск, Риддер.

Из немногочисленных сведений о раннем периоде стройки известно, что этот вариант трассы признали "вредительским": согласно проекту пути, строительство которых проводилось в 1930 году от станции Локоть, обходили весьма важные промышленные объекты Рудного Алтая: Николаевский, Березовский и Белоусовский рудники, а также стройплощадку Иртышского медеплавильного завода в Глубоком. И так строительство ветки было законсервировано уже в конце 1930 года, пока проектировщики продумывали новое, более рациональное направление движения.

В итоге стройка возобновилась в марте 1934 года, по ныне существующей схеме. От станции Локоть дорогу постепенно начали прокладывать до ближайшего райцентра Казахской республики – до Шемонаихи, здесь же и организовали управление строительства. В первые месяцы в селе проводили набор рабочих, шли поставки техники и транспортных средств, оборудования и стройматериалов. На окраине Шемонаихи сформировали штабеля кирпича, шпал, арматуры – сделали своего рода склад под открытым небом. Летом 1934 года началось возведение трассы на отрезке близ села: производили земляные работы, занимались укладкой магистральных, разъездных и вспомогательных путей, возводили железнодорожные мосты через реки, ручьи и овраги.

Руководство строительством, служащие, квалифицированные рабочие прибыли с других строек, основную же массу строителей составляли вербованные из числа местного населения.

По некоторым данным, на стройке были задействованы около шести тысяч заключенных и административно-ссыльных. Постановлением райисполкома и райкома партии были привлечены колхозники, в основном – для подвозки стройматериалов. Как водится, невыполнение постановления влекло партийную и судебную ответственность – и это помимо основной, не менее тяжелой и ответственной работы в колхозах.
И так, по окончанию посевных работ в поле, из Шемонаихи пошли вереницы колхозных подвод с кузовами в виде импровизированных ящиков – их называли бестарками – "без тары". Их применяли в качестве транспорта при подвозке грунта и гравия. Конструкция повозки была максимально простой: на платформу помещали толстые деревянные плахи, формируя таким образом импровизированные борта. Так в отсутствие достаточного числа автомобильной техники, лишь 90 лет назад на советских стройках в большинстве своем перевозились грузы.

Одним из самых масштабных проектов стало возведение 220-метрового железнодорожного моста через реку Убу, за который отвечали подразделения специализированного треста "Мостсталь". На его строительстве использовали, в том числе, и редкую в то время для Шемонаихинского района тяжелую технику – гусеничные тракторы "Сталинец". Сооружались опоры, ставились мостовые брусья, укладывался настил и крепились рельсы. Ради постройки Убинского моста был взорван крупный отвесный утес возле реки – событие, также запомнившееся старожилам.

Сплошь ручной труд, отсутствие всяких механизмов: на строительстве ветки от Рубцовки до Шемонаихи задействовали немаленькое число рабочих – пять тысяч человек. При этом на всем протяжении пути использовались всего три экскаватора, 15 тракторов, из них три – мощных гусеничных, более 20 грузовых автомашин, шесть паровозов и три тепловоза. Большинство работ – переброска камней и грунта, разгрузка шпал и рельсов производились вручную, только скальные и крупные грунтовые выемки выполняли при помощи взрывчатки и единичных экскаваторов. Основные орудия труда – тачка и грабарка, орудовавших этими нехитрыми приспособлениями работников насчитывалось около трех тысяч человек. Причем в сооружении транзитной магистрали так или иначе приняло участие практически все трудоспособное население Шемонаихи.

Строители-железнодорожники не забыли и об улучшении культурно-бытовых условий жителей села, в котором на момент 1934 года еще не было ни общественной бани, ни постоянно действующей киноустановки. По распоряжению начальника строительства А. Н. Кудрявцева была проложена временная ветка от путей у нынешнего железнодорожного вокзала до речки Шемонаихи. На этих временных рельсовых путях разместили три вагона, в которых находились соответственно баня, прачечная и клуб, где показывали немые фильмы. Так и получилось, что первая общественная баня и первое кино в Шемонаихе появились в годы строительства железной дороги.

Открытие движения по железной дороге, состоявшееся 31 июля 1935 года, стало по-настоящему знаменательным событием и хорошо запомнилось жителям Шемонаихи. В этот день недалеко от вновь построенной станции на большой поляне собрались строители, путейцы, областное и районное начальство и жители села. Исследователь Станислав Черных привел в своей книге "Под небом Алтая" воспоминания писателя Анатолия Иванова, в детском возрасте ставшего свидетелем появления первого поезда и первого самолета в Шемонаихе.

"– Люди нетерпеливо поглядывали в небо. И вот скоро вдали обозначилась точка, она все увеличивалась, пока не стала ясно различима двукрылая машина, гул от которой раздавался далеко окрест. – Антихристово чудо, – едва слышно, побелевшими губами шептали крестящиеся женщины. – Невидаль-то какая! Летит, словно птица! Самолет сделал два круга, пошел на снижение и пробежал по земле. Летчик подрулил машину ближе к толпе и выключил двигатель. Над полем установилась звенящая тишина, только было слышно легкое шуршание продолжавшего крутиться пропеллера. Из кабины вылезли улыбающийся летчик и мужчина лет сорока, на крыло аэроплана принялись по очереди забираться ораторы".

Так удивительный агрегат стал еще и импровизированной трибуной. Вспоминали, что после торжеств по случаю открытия железной дороги четверо лучших строителей были подняты в воздух на борту самолета. Редкая возможность в середине 1930-х – прокатиться на летающей технике! Неизвестному фотографу удалось запечатлеть момент приземления самолета. Видно, как за воздушной диковинкой бегут дети, а на фоне – нехитрая жилая застройка Шемонаихи 1930-х: избушки с соломенными крышами.

Фото 1

Собственно, этот самолет привез областное начальство, которое заседало тогда в Семипалатинске. Свои воспоминания об этом событии записал Павел Парманов, тогдашний председатель Шемонаихинского райисполкома, в том же году перешедший на работу в Усть-Каменогорск. "– 31 июля 1935 года прибыл первый пассажирский поезд из Рубцовки до станции Шемонаихи, на этом участке дороги Рубцовка – Риддер работы были полностью выполнены. В этот же день в Шемонаиху прилетел первый самолет с секретарем обкома партии из города Семипалатинска на торжественное открытие движения. На митинге рабочих-строителей и трудящихся райцентра я выступил с речью с крыла самолета. Сфотографировал меня неизвестный мне любитель".

Фото 2

Отправке первого поезда было уделено всеобщее внимание. "– После митинга все отправились к станции, где на всех парах уже стоял паровоз, украшенный лозунгами и транспарантами, – вспоминал Анатолий Иванов. –Руководители и передовики стройки взобрались на него, и паровоз, дав продолжительный гудок, медленно поехал к железнодорожному мосту через реку Уба. Толпа неотступно следовала за ним. Под громогласные крики "Ура!" паровоз преодолел мост, движение по мосту было открыто. Гулянья и песни по этому случаю не смолкали до поздней ночи".

Так летом 1935 года открылось движение на изначальном, 120-километровом участке пути – от Локтя до Шемонаихи. Предстояло завершить начатое: достроить пути до следующей крупной станции – Защита, наконец – открыть сквозное движение до станции Риддер, что и происходило в последующие годы. В 1936 году в Шемонаихе построили ныне существующее здание вокзала, сформировали первые улицы пристанционного поселка, ныне – микрорайона Железнодорожного. Тогда же, в 1936 году в пристанционном поселке построили первую в Шемонаихинском районе типовую среднюю школу – № 116, позже известную, как школа № 4.

Фото 3

Тишину размеренной сельской жизни нарушили гудки паровозов и лязг механизмов. Развитие движения поездов, формирование железнодорожных служб, появление множества профессий, связанных с транспортом – во вчерашнем селе начался новый виток развития. Шемонаиха в 1938 году получила статус рабочего поселка. Память о паровозниках шемонаихинского депо сохранилась в виде особого экспоната – паровоза серии Л 1955 года выпуска, который установлен в Усть-Каменогорске, возле железнодорожного вокзала на Защите. Он, как и многие паровые локомотивы, до последнего – до 1970-х годов трудился на станции Шемонаиха.

Фото 4

При написании текста использованы материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области.

Следующая →