"Великие стройки СССР": как в ВКО могли уйти под воду десятки населенных пунктов
Согласно проекту 1955 года, территория Шульбинского водохранилища должна была подойти вплотную к жилым кварталам Усть-Каменогорска, под затопление попадал поселок Глубокое

Пока в ленинградском филиале института "Гидропроект" – "ЛенГИДЭП" занимались проектированием нового "рукотворного моря" на Иртыше, руководство крупного рабочего поселка спешно обратилось к архитекторам областного центра. В 1955 году в Глубоковском поселковом совете решили срочно заняться вопросом перемещения домов на новое место, передает корреспондент Устинка LIVE.
Известно, что ныне действующая Шульбинская гидроэлектростанция является самой крупной ГЭС в Казахстане, а суммарная длина ее плотин составляет около километра. В зоне затопления существующего водохранилища в свое время также очутились населенные пункты. Под воду ушла деревня Старая Шульба, исчезли поселки Пьяноярский и Убаредмет. Пришлось переносить историческое казачье поселение – Уба-Форпост. Но сколько деревень и рабочих поселков могло быть затоплено, если бы оказался реализован изначальный проект водохранилища?
В фондах Восточно-Казахстанского областного архива хранится уникальный документ. Это схема Шульбинского водохранилища, нарисованная от руки сотрудниками института "ЛенГИДЭП". Судя по надписи на обороте, схема была получена техническим отделом управления "Алтайэнерго" 4 августа 1955 года. На ней в районе, совпадающем с нынешним расположением плотины ГЭС, можно заметить две сходящихся прямых линии, подписанные как "Шульбинский створ". По масштабу карты заметна протяженность этого "створа" – около… двадцати километров! Такой длины могла оказаться плотина нового "моря". Причина, почему вначале требовалось проектирование столь грандиозного сооружения, подпирающего огромную массу воды всего в пятидесяти километрах от Семипалатинска – крупного областного центра, ныне города Семей в Абайской области, остается тайной за семью печатями.
Красным цветом на схеме отмечены контуры водохранилища, которое своей площадью могло оспорить все существовавшие тогда рукотворные водоемы. Переместимся по карте вверх по Иртышу и осмотрим окрестности Усть-Каменогорска. Красные линии размечены вплотную к городским жилым массивам. Вместе с тем, в зону затопления попадают села Прапорщиково, Кировка, Уварово, Донское, Ново-Одесское, Зевакино, и даже Предгорное и Таврия! Под воду могла уйти и "старая" часть поселка Глубокого, у проток Иртыша. В самом разгаре шло строительство Бухтарминской ГЭС, постройка Шульбинской гидроэлектростанции была на очереди, в следующих пятилетках, как и возведение еще одной, "промежуточной" – Донской ГЭС.
С проектом крупного "перекраивания" земной поверхности на протяжении доброй четверти площади Восточно-Казахстанской области были ознакомлены и власти Усть-Каменогорска. 8 октября 1956 года в строительном отделе обкома партии прошло совещание по вопросу размещения площадки обширного одноэтажного строительства в областном центре. Среди рассматриваемых вариантов предлагалась территория между поселком Октябрьским и городскими очистными сооружениями – ниже по течению Иртыша, до района нынешнего "Водоканала" и "Понтонного моста". Предполагалось использовать для постройки индивидуальных домов 150 гектаров, с учетом санитарного разрыва от очистных сооружений. На совещании отметили: согласно сообщению главного инженера проектного института "ЛенГИДЭП" тов. Можевитинина, территория будет подтоплена водами будущей ГЭС, и по этой причине не может быть использована для постройки жилого района. Так в качестве первой очереди застройки приняли территорию нынешнего микрорайона Левый берег, но вопрос поиска пригодных площадей оставался открытым, и с возможным затоплением – обострялся.
Руководству Иртышского полиметаллического комбината, также осведомленному о грандиозных планах гидростроителей, пришлось обратиться в областной отдел архитектуры. "– В связи с тем, что при строительстве Шульбинской ГЭС существующий поселок Глубокое подлежит затоплению, Иртышский комбинат просит Вас составить архитектурно-планировочное задание на строительство нового поселка Глубокого на 3 000 человек", – писал в апреле 1955 года директор комбината А. Астраханцев главному архитектору области А. Драчеву. Помимо этого, руководство вышестоящего главка – управления "Главцинксвинец" отправило просьбу в проектный институт "Алтайгипроцветмет" о составлении проекта планировки рабочего поселка – Новое Глубокое, на те же три тысячи человек. Причем населенный пункт намеревались спроектировать еще в 1951 году, только причина на тот момент была единственная: застройка Глубокого – административного и промышленного центра Иртышского полиметаллического комбината производилась хаотично, без всякого генплана. В 1955 году к этой причине прибавилось и вероятное формирование гигантского водохранилища.
В октябре 1955 года комиссия из числа сотрудников Глубоковского поселкового совета, а также инженеров Иртышского комбината и института "Алтайгипроцветмет" занималась выбором площадки под новый поселок с возможностью последующего его расширения. В результате обследования члены комиссии пришли к выводу: наиболее благоприятной является территория, расположенная северо-восточнее железнодорожной станции Иртышский завод. Последующим действием стало нанесение контуров будущего жилого массива на планы местности для дальнейшего отчуждения колхозных земель. В целом выносу из зоны затопления поселка Глубокого подлежало более 1 400 частных домов, множество домов в составе ведомственного жилого фонда, а также сразу три школы, аптека, больница с поликлиникой и все здания производственной базы Глубоковского судоремонтного завода, Иртышского продснаба и поселковой мельницы. Расчет показал: для переноса столь большой массы строений требуется 80 гектаров земли.
В итоге представители поселкового совета, руководство комбината и вышестоящее начальство вздохнули с облегчением. Планы поменялись: вместо гигантского "Шульбинского створа" в "ЛенГИДЭП"-е приняли проект не столь крупной насыпной плотины. Расчетная площадь будущего Шульбинского водохранилища уменьшилась в десятки раз. Ничуть не менее радостно восприняли новость и в Усть-Каменогорском горисполкоме: необходимость поиска места для новых районов не отпадала, а пустая местность между поселком Октябрьским и очистными сооружениями мгновенно стала вновь пригодной для заселения. И уже в 1957 году на этой территории были распределены участки между индивидуальными застройщиками и металлургическими предприятиями города, для постройки одноэтажных домов. Так вскоре появился поселок Мирный.
Неосуществленное затопление крупного металлургического поселка "простимулировало" местные власти и вышестоящие ведомства заняться-таки проектированием благоустроенного населенного пункта. В архитектурно-планировочном задании нового поселка Глубокого, подготовленном в Восточно-Казахстанском областном отделе архитектуры без малого семьдесят лет назад, предусматривались и прямые магистральные улицы с широкими тротуарами, и взаимосвязанные ансамбли жилой застройки. Учли и развитие административного поселкового центра с общественными зданиями. Этот жилой массив вскоре сформировался в реальности, как нынешний центр Глубокого: улицы Пирогова, Поповича и другие направления, застроенные коттеджами и многоквартирными жилыми домами. Частички "старого" Глубокого в виде старых избушек и изогнутых под разными углами улиц остались нетронутыми.
При написании текста использованы материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области.