Усть-Каменогорск
пасмурно
-5°
  • Усть-Каменогорск
    -5°
  • Алматы
    +1°
  • Нур-Султан (Астана)
    -8°
  • Актобе
    -4°
  • Форт-Шевченко
    +1°
  • Атырау
    -4°
  • Караганда
    -12°
  • Кокшетау
    -4°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    -3°
  • Павлодар
    -12°
  • Петропавловск
    -5°
  • Тараз
    +3°
  • Уральск
    -2°
  • Шымкент
    +3°
$
523.17
-1.41
550.06
-1.85
¥
71.81
-0.32
4.93
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Где медорганизациям ВКО найти средства на погашение кредиторской задолженности

Члены Регионального общественного совета по вопросам образования и здравоохранения при ВК филиале партии AMANAT напрямую обратились в Минздрав РК за разъяснениями

Усть-Каменогорск и ВКО / Где медорганизациям ВКО найти средства на погашение кредиторской задолженности
Фото:
pexels.com

C 1 января 2018 года финансирование организаций здравоохранения осуществляется Фондом социального медицинского страхования (ФСМС), передает корреспондент Устинка LIVE.

С тех пор и существуют проблемы с нехваткой средств, решить которые уже на протяжении многих лет не получается.

В дефиците ресурсов

Мы уже не раз писали о бедственном положении некоторых учреждений здравоохранения области, которые особенно последние два года не могут найти средства, чтобы рассчитаться со своими кредиторами. Почему возникла такая ситуация, что в 21 медорганизациях региона из 28 образовалась кредиторская задолженность, в том числе и за 2024 год?

На сегодняшний день погашено 4 миллиарда тенге из 4,5 миллиарда за 2023 год, - сообщил на заседании регсовета главный врач Городской больницы №4 Усть-Каменогорска Сергей Попов. - В то же время, по состоянию на 20 ноября общая сумма кредиторской задолженности в области составила 4,7 миллиарда тенге, в том числе просроченная за два года - 1,1 миллиард тенге.

Проблемы с получением оплаты за оказанные медуслуги возникали в следствии несвоевременного финансирования из Фонда социального медицинского страхования, но благодаря активному авансированию в первом полугодии, наверстыванию графика оплаты в дальнейшем, дефицит средств по этому направлению удалось стабилизировать в ВКО. Между тем есть проблемы с выплатой денег за услуги по гарантированному объему бесплатной медпомощи от Минздрава РК – это общереспубликанская тенденция и как будет складываться финансирование по ГОБМП дальше прогнозировать невозможно. Между тем, специалисты здравоохранения Восточного Казахстана отмечают и системные проблемы, которые привели к такому систематическому долговому дефолту медорганизаций.

Тариф на медицинские услуги – те деньги, который получают медорганизации региона, формируется в соответствии с Методикой формирования тарифов на медуслуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и/или в системе обязательного социального медицинского страхования. В тариф включаются расходы по фонду оплаты труда, коммунальных услуг, на приобретение лекарственных средств, медицинских изделий, по питанию и оснащению мягким инвентарем, - подчеркнул Сергей Попов. - Следует отметить, в структуре тарифа на медицинские услуги фонд заработной платы составляет 80-90%. При этом, тариф на медицинские услуги ежегодно в среднем увеличивается только на 9,3%, что не покрывает повышение заработной платы. Кроме того, в тарифах на оказание стационарной и стационарозамещающей медпомощи не учитывается ежегодное увеличение цен на коммунальные услуги - в 2023 году цены на отопление, холодную воду, канализацию увеличены на 80%.

Все эти факторы вкупе привели к образованию кредиторской задолженности по медицинским организациям Восточного Казахстана. Назрела жизненная необходимость искать другие источники денег.

Помощь из местных бюджетов?

Нужно отметить, что в прошлом году на основании постановления Восточно-Казахстанского областного акимата из резерва области учреждениям здравоохранения было выделено 200 млн тенге, что очень помогло медорганизациям в своевременной выплате заработной плате и оплаты коммунальных платежей. Между тем, нормальной бюджетной помощи мешают законодательные препоны.

В соответствии со статьей 54 Бюджетного кодекса Казахстана из областного бюджета финансирование сферы здравоохранения осуществляется за исключением направлений, финансируемых из республиканского бюджета и Фонда социального медицинского страхования. В связи с чем, не допускается выделение средств из областного бюджета на покрытие кредиторской задолженности организаций здравоохранения, финансируемых за счет средств ФСМС, - пояснил Сергей Александрович для членов регсовета и представителей из Министерства здравоохранения РК, участвовавших в заседании в режиме видеоконференцсвязи. - Вместе с тем, для помощи медорганизациям на покрытие расходов из средств местного бюджета, не нарушая действующее законодательство, необходимо знать структуру утвержденных тарифов. Информация необходима также во избежание нецелевого использования выделенных средств. На направляемые нами запросы мы получали ответ, что эта информация является служебной и ограниченного распространения. Однако она нужна для возможности местного финансирования хотя бы некоторых составляющих кредиторской задолженности. Просим оказать помощь и пояснить ситуацию по этому вопросу.

Представитель Минздрава РК отметила, что для утверждения действующих тарифов применялись усредненные данные по всем регионам и выделить какие-то составляющие не представляется возможным.

Причем выделение средств из местных бюджетов на погашение задолженности возможно и не противоречит законам. Председатель Регионального общественного совета Зарина Камасова обратилась с просьбой направить в Восточный Казахстан официальный ответ республиканского ведомства с пояснениями таких возможностей финансирования. А на его основании дальше уже начнется работа с местными исполнительными органами по вопросам выделения дополнительных средств. К продвижению темы подключится и ВК филиал ФСМС в лице его директора Данияра Исенова.

Следующая →