малооблачно

Мир Мир Алина Кольцова
Источник:
Интерфакс

Ученые обнаружили фактор риска, схожий у болезни Альцгеймера и коронавируса

Исследователи подсчитали, что одна из мутаций гена OAS1 увеличивает риск сенильной деменции примерно на 3-6% в популяции в целом, в то время как связанные варианты этого же гена повышают вероятность тяжелых исходов COVID-19

Новости мира / Интересные новости / Ученые обнаружили фактор риска, схожий у болезни Альцгеймера и коронавируса
Устинка LIVE

Специалисты Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выявили ген, варианты которого увеличивают одновременно риск развития болезни Альцгеймера и тяжелого течения COVID-19, сообщает портал медицинской информации Medical Xpress.

Исследователи подсчитали, что один генетический вариант гена OAS1 увеличивает риск болезни Альцгеймера примерно на 3-6% в популяции в целом, в то время как связанные варианты этого же гена повышают вероятность тяжелых исходов COVID-19, - говорится в сообщении.

Отмечается, что у пациентов с тяжелой инфекцией COVID-19 также могут наблюдаться воспалительные изменения в головном мозге.

Мы идентифицировали ген, который может способствовать гипертрофированному иммунному ответу, повышающему риск как болезни Альцгеймера, так и COVID-19, - приводятся в сообщении слова автора работы доктора Дервиса Салиха.

Ген OAS1 экспрессируется в особом типе иммунных клеток, который составляет около 10% всех клеток, обнаруженных в мозге - микроглиях.

Ученые секвенировали генетические данные 2547 человек, половина из которых страдала болезнью Альцгеймера. Они обнаружили, что люди с определенной вариацией, называемой rs1131454, гена OAS1, чаще страдали болезнью Альцгеймера.

Изучив четыре варианта гена OAS1, снижающих его активность, исследователи обнаружили, что варианты, повышающие риск болезни Альцгеймера, наследуются вместе с вариантами, которые, как оказалось, увеличивают базовый риск необходимости интенсивной терапии COVID-19 на целых 20%.

В рамках того же исследования в иммунных клетках, обработанных для имитации эффектов COVID-19, исследователи обнаружили, что ген контролирует, насколько активно иммунные клетки организма выделяют провоспалительные белки.

Выяснилось, что клетки микроглии, в которых ген экспрессировался более слабо, имели преувеличенную реакцию на повреждение тканей, вызывая "цитокиновый шторм", который приводит к аутоиммунному состоянию, когда организм атакует сам себя.

Активность OAS1 меняется с возрастом, поэтому дальнейшие исследования генетической сети могут помочь понять, почему пожилые люди более уязвимы к болезни Альцгеймера, COVID-19 и другим связанным с ней заболеваниям.