Усть-Каменогорск
ясно
-10°
  • Усть-Каменогорск
    -10°
  • Алматы
    +3°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -4°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +3°
  • Караганда
    -5°
  • Кокшетау
    -8°
  • Костанай
    -8°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -10°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +4°
  • Уральск
    -5°
  • Шымкент
    +10°
$
498.55
+0.04
524.28
+1.44
¥
68.76
-0.05
4.75
-0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Мир Мир Татьяна Золотарева
Источник:
Устинка LIVE

Как врачи и пилоты санавиации ВКО спасают жизни

Наш корреспондент провела один день с теми, кто ежедневно бороздит небесные просторы, и узнала все о тонкостях их работы

Часто ли вы поднимаете голову, чтобы посмотреть в небо, полюбоваться солнцем, ровными белыми линиями, медленно расплывающимися после того, как самолеты уже скрылись из виду, или найти загадочные силуэты в пролетающих мимо облаках? Остановитесь! Позвольте себе полюбоваться бесконечностью небес, почувствовать ощущение свободы. Каково это - управлять крылатой машиной и чувствовать себя птицей, парящей в облаках?

Решаюсь подарить организму "встряску" - один день провести с пилотами санавиации и узнать все тонкости профессии, передает корреспондент Устинка LIVE.

9I3V5048.jpg


"Небо - наш родимый дом"

Ранним утром в приподнятом настроении направляюсь в городское Управление по ЧС, усаживаюсь в микроавтобус спасателей и еду в аэропорт Усть-Каменогорска. Пасмурная дождливая погода не портит мой настрой.

КПП №1 - режимный объект. Поэтому на входе нас тщательно проверяют, измеряют температуру и обрабатывают руки. Пройдя проверку, едем в ангар - огромный авиационный гараж. Здесь вертолеты моют, ремонтируют и обслуживают. Один из них - санитарный Еврокоптер ЕС-145, на котором нам предстоит лететь. Эта иностранная винтокрылая машина надежна и современна. Многоцелевой вертолет не боится дождей и морозов, он как настоящий солдат стойко переносит "все тяготы и лишения службы".

Со мной сегодня фотокорреспондент Виталий - он щелкает затвором камеры и восхищенно качает головой. Он очень любит вертолеты! Как, впрочем, и я. В детстве я даже собирала их масштабные копии из пластика. И вот они перед нами - в жизни куда более занятные и грозные.

ЕС-145 - один из идеальных для Восточного Казахстана вертолетов. И об этом нам рассказал пилот Илья Точай, который за три года совершил почти 640 летных часов. Принял участие в более 10 спасательных операциях и 200 санитарных рейсах.

- После окончания школы решил стать пилотом, поступил в академию гражданской авиации (Алматы), после четырех лет учебы год работал в Караганде, потом столько же в южной столице и летом приехал в Усть-Каменогорск. В августе стал командиром воздушного судна ЕС-145, - говорит Илья Сергеевич. - Полеты разнообразные: санитарные - перевозка больных, спасательные и поисковые операции. В среднем два-три вылета в неделю, иногда приходится делать по нескольку рейсов в день в разные населенные пункты.

Один из вызовов Илья Точай запомнит надолго. Случай произошел весной 2018-го в Карагандинской области - нужно было спасти двух рыбаков, у которых из-за непогоды перевернулась лодка, и люди оказались за бортом.

- С помощью вертолета и лебедки удалось поднять их на борт несмотря на сильный ветер и дождь. Для этого пришлось совершить целый маневр и буквально зависнуть в воздухе на несколько минут, стараясь удержать борт на высоте девятиэтажного жилого дома, одновременно доставая из воды пострадавших, - вспоминает пилот. - Каждый полет по-своему уникальный, скучать не приходится.

Илья Точай.jpg


Где он окажется на следующей неделе или через месяц, пилот не знает - закрепленных маршрутов нет. Главное, говорит Илья, в небо, ведь полет - это уже часть жизни.

И работа, и жизнь

У бывшего военного летчика командира воздушного судна ЕС-145 Артура Габбасова уже около двух тысяч часов налета. Он с детства грезил о небе.

- В прошлом управлял МИ-8, МИ-17. Последние годы пилотирую на Eurocopter АО "КазАвиаСпас", - рассказывает Артур Габбасов. - Когда сижу в кабине и управляю вертолетом - непередаваемое счастье. Сколько себя помню, хотел летать – добился!

Артур Габбасов.jpg


Он немногословен, как и все военные, оно и понятно - эти парни доказывают все на деле. В октябре 2018 года мобильная бригада отделения санавиации ВКО предотвратила авиакатастрофу, в составе которой был наш герой.

- Медицинский вертолет вылетел в Риддер к пострадавшему с тяжелой черепно-мозговой травмой. Мужчину срочно нужно было доставить в нейрохирургическое отделение Специализированного медцентра в Усть-Каменогорске, - вспоминает командир воздушного судна Артур Габбасов. - Во время перелета случилась чрезвычайная ситуация - одному члену экипажа на борту ЕС-145 стало внезапно плохо - спазм головного мозга. Бессознательный пилот своим телом придавил рычаги, педали управления. Судно стало пикировать на высоте 700-800 метров, поэтому счет шел на секунды…

Вначале Артур Габбасов подумал, что произошел отказ техники, но коллега не реагировал на его команды. Командир мобилизовал сотрудников санавиации, которые помогли вытащить второго пилота, принял управление на себя и совершил экстренную посадку. Судно приземлил недалеко от села Винного. К счастью, состояние больного пассажира не ухудшилось, во время экстренной посадки он не пострадал. Пострадавшего и пилота доставили в больницы. За героизм в чрезвычайных ситуациях Артура Габбасова и его коллег - фельдшера и врача-реаниматолога - удостоили нагрудными знаками.

Мне бы в небо

Пока мы рассматриваем винтокрылую машину, пилоты строят маршрут, проверяют технику. Хотя за состоянием вертолета следят техники, обязанность экипажа - все проконтролировать. Мы полетим на полигон, который специалисты АО "Аэропорт Усть-Каменогорска" между собой называют "Березка", а после по прямой.

Ну вот, маршрут построен! Вылет не экстренный, а потому к вертолету отправляемся не бегом, а спокойным шагом. Перед полетом - обязательный инструктаж. Пристегиваем ремни в кабине, надеваем наушники с системой шумоподавления, так что можно спокойно общаться. Слушать переговоры пилота и диспетчера очень интересно и атмосферно!

Артур Габбасов и Илья Точай проверяют все кнопочки. Запускают двигатель. Ждут, пока все параметры придут в норму. Разгон, отрыв, набор высоты - и вот мы уже покоряем небо!

Невероятные эмоции переполняют еще при взлете. Как только пилот приводит винт в действие, по телу начинает идти приятная вибрация. И вот уже через мгновение становится понятно, что вертолет оторвался от земли и устремился ввысь. В этот момент исчезает надежная точка опоры. Кажется, что ты летишь, словно птица. Затем накрывает новая волна ощущений, чувствуется наклон вперед, скорость при этом невысокая. Но вот пилот резко разгоняется, начинается самое интересное. Крылатая скорая очень быстро набирает высоту, возникают ощущения свободного полета и непобедимости.

9I3V4573.jpg


Неожиданно вертолет ныряет вниз и затем опять вверх. Мы практически "облизываем" горные вершины, что позволяет делать редчайшие кадры.

От видов, которые перед нами, просто дух захватывает. И поверьте - это не метафора! Мы взмываем к самым вершинам гор, покрытым белоснежным снегом. Самая увлекательная часть полета - высадка на горную вершину!

9I3V4939.jpg


- Как вам полет? - интересуется после приземления командир воздушного судна Илья Точай.
- Отлично! - не скрываем восторга.
- Если вам полет понравился, значит, экипаж справился с заданием на "отлично", - улыбается командир.

Замерших, но донельзя счастливых, нас вернули к цивилизации, в объятья шумного, никогда не спящего города. Уже в автобусе меланхолично смотрю на меняющийся за окном пейзаж, вспоминаю, что бывала во многих местах, общалась с людьми разных профессий. И потому задаюсь вопросом - а хотела бы я работать вместе с очередным героем моего материала? Но каждому - свое, и мы должны делать то, в чем сильны. А вертолеты меня восхитили, я бы хотела быть пилотом.

Интересно

Eurocopter EC145 - средний двухдвигательный многоцелевой вертолет, разработанный концерном Eurocopter в конце 1990-х годов. Применяется в качестве административного, полицейского и спасательно-медицинского вертолета.

Экипаж - 1-2 пилота.

Пассажировместимость - до 9 человек.

Наибольшая высота полета - 5485 метров.

Максимальная взлетная масса - 3585 килограммов.

Длина вертолета - 13,03 метра, а высота - 9,96 метра (с хвостовым винтом).
Следующая →