Полезные советы от Устинка Live: Как правильно выбрать поддержанный автомобиль?
На самом деле, обезопасить себя от покупки "автохлама" совсем несложно – нужен лишь некоторый опыт и знания, куда смотреть и что искать
Нашей целью будет покупка подержанного автомобиля в состоянии максимально близком к оригинальному. Такая машина избежала серьезных аварий и вмешательства неквалифицированных сервисных рабочих – её износ определяется естественным ходом времени, а потому даже при большом пробеге и солидном возрасте она обладает еще немалым ресурсом. Осмотр мы будем производить самостоятельно без каких-либо инструментов.
Кузов
Осмотр автомобиля имеет смысл начинать самой большой, уязвимой и сложной в ремонте детали – с кузова.
Чего же мы хотим от кузова? Прежде всего, чтобы он не был битым – это залог его прочности и долголетия. Разумеется, ни один продавец не признается, что машина попадала в аварии, а потому возможные следы ремонта придется искать самим. И первое здесь правило – избегайте полностью перекрашенных автомобилей, в особенности перекрашенных недавно! Такие экземпляры привлекательно выглядят, но под слоем краски может скрываться все, что угодно – шпаклевка, сварные швы, ржавчина, и невооруженным глазом заметить это невозможно. Порой, при хорошей работе маляра с полной разборкой машины даже не понятно, перекрашен кузов или нет. Подозрение может вызвать лишь нехарактерно свежая краска с отсутствием сколов и царапин, неизбежных в процессе эксплуатации. К счастью, продавцы зачастую не скрывают факт перекраски, считая это преимуществом. Но мы будем непреклонны: перекрашенная машина – это кот в мешке, и лучше приобрести слегка поблекший экземпляр с родной краской (которую вполне можно привести в порядок), чем спустя зиму обнаружить непонятные вздутия или трещины на блестящих кузовных деталях.
Сейчас же наша задача – последовательно осмотреть кузов, чтобы понять, в каких местах и как сильно он был поврежден. Для этого обращаем внимание на следующие нюансы:
-
Переходы краски. Редко когда удается определить перекрашенную деталь по отличающемуся цвету, но вот места, где заканчивается новая краска, как правило, заметны. Присмотритесь к выштамповкам, кромкам, стыкам кузовных панелей, проемам, проведите по ним пальцем - нередко там удается обнаружить маленькую ступеньку, образованную новой краской. Отогните уплотнители дверных проемов, осмотрите по периметру рамку заднего и переднего стекла - там так же может быть переход или даже следы краски на пластике после неаккуратного ремонта.
-
Характерным признаком перекраски, причем не слишком качественной, являются сколы лака на покрытии металлик. Заводской лак держится очень хорошо и никогда не отделяется от краски даже при встречных ударах камней о капот. Если же вы обнаруживаете именно сколы лака или даже его небольшое отслоение - эта деталь перекрашена.
-
Ржавчина - тоже хороший индикатор. Иностранные автомобили слабо подвержены коррозии, и с течением лет она появляется лишь в проблемных местах. Это, прежде всего, низ дверей (изнутри), где очень плохая вентиляция, это кромки крыльев, где сбита краска, это поддомкратники с поцарапанным покрытием. Непонятное же вздутие краски посреди ровной чистой поверхности, активно ржавеющие сколы, ржавчина на сварных швах, проступающая из-под замазки - всё это последствия кузовного ремонта.
-
Приглядитесь к креплению дверей, капота, крышки багажника и крыльев. Если эти детали снимались, то на болтах и гайках будет содрана краска.
-
Обращайте внимание на стыки и сварные швы. Зазоры между кузовными панелями должны оставаться ровными по всей длине, а сварные швы по разные стороны кузова не должны отличаться друг от друга. Особо стоит присмотреться к опорам передних стоек - следы ремонта здесь недопустимы! Так же загляните под коврик багажника и при возможности отогните боковые ворсовые обшивки.
-
Среди возможных косметических дефектов - вмятин и царапин - опасения вызывают лишь помятые пороги. В случае их обширного повреждения от такого автомобиля вообще лучше отказаться - слишком велик риск развития внутренней коррозии из-за нарушения целостности защитного слоя. Уже скоро пороги такого автомобиля могут прогнить до дыр.
-
Иногда на стеклах световых приборов ставится дата изготовления. Её совпадение с годом выпуска автомобиля - очень хороший признак.
Итак, мы осмотрели кузов. Если придраться ни к чему не удалось, значит перед нами либо отличный экземпляр, либо выдающаяся работа кузовных мастеров. И в том, и в другом случае результат осмотра можно признать успешным и с чистой совестью перейти к дальнейшему изучению машины. Если же дефекты кузова все-таки нашлись, то надо попытаться восстановить картину произошедшего. Скажем, одна перекрашенная дверь или снятый капот едва ли говорят о серьезном ДТП, а вот полностью отремонтированный бок или задняя часть автомобиля уже сильно настораживают. Конечно, иногда трудно выяснить, сколь серьезны были повреждения, но, главное, теперь мы можем оценивать риски и принимать в зависимости от этого решение.
Двигатель
При всей сложности двигателя и его электронных компонентов обезопасить себя от приобретения машины с «убитым» мотором нетрудно. Разумеется, компьютерная диагностика поможет выявить и дополнительные проблемы, однако это уже будут менее значимые и недорогие поломки.
Правда, есть здесь один важный момент: не стоит связываться с перебранным мотором. Во-первых, нельзя быть уверенным в качестве проведенных работ, а, следовательно, и в ресурсе такого двигателя, а, во-вторых, сам факт ремонта говорит либо о большом пробеге автомобиля, либо о его варварской эксплуатации. Аналогично и с отремонтированной автоматической коробкой передач. Никогда не приобретайте такой автомобиль – шансы, что проблемы с трансмиссией начнутся вновь, близки к ста процентам! Как показывает опыт, перебирать автоматы у нас не умеют и не хотят, обманывая клиентов на всех этапах, начиная от дефектовки и заканчивая сборкой.
-
Двигатель должен работать ровно. Поднесите руку к выхлопной трубе - сбивчивый, неравномерный, непериодичный выхлоп свидетельствует о неработающем одном или нескольких цилиндрах. Это не всегда опасно, но является поводом для серьезной диагностики в сервисе.
-
Работа мотора не должна сопровождаться стуками. Их появление наиболее вероятно в момент запуска холодного двигателя, при этом не стоит беспокоиться из-за громкого кратковременного стука гидрокомпенсаторов после долгого простоя мотора или легкого высокочастотного постукивания клапанов после прогрева - все это не является неисправностью. Признаком же проблем, причем серьезных, будет низкочастотный глухой стук снизу, усиливающийся при нагрузке на двигатель.
-
На работающем двигателе попробуйте приоткрыть маслозаливную крышку - разряжение внутри мотора должно её присасывать. Если же разряжения нет, или наблюдается даже избыточное давление картерных газов, то это может говорить об износе мотора. Кстати, обратите внимание и на реакцию при снятии крышки - исправный мотор отреагирует лишь небольшим повышением оборотов. Возникающие же при этом перебои, неравномерность работы указывают на неисправность кислородного датчика. Впрочем, это некритично - стоит он недорого.
-
Выхлоп сизого оттенка - верный признак износа мотора, но в отсутствие нагрузки на двигатель он вряд ли появится. Поэтому, стоя на месте, понажимайте сильно на газ, давая оборотам спадать - если мотор действительно дымит, то это должно стать заметно. Подробнее можно почитать здесь.
-
Откройте расширительный бачок охлаждающей жидкости и убедитесь в отсутствии там масла и пузырей воздуха во время работы двигателя. Так же взгляните на внутреннюю поверхность маслозаливной крышки и сами внутренности мотора, нет ли там недопустимой эмульсии. Все это подстрахует от покупки автомобиля с перегретым ранее двигателем.
-
Поинтересуйтесь у продавца, какое масло залито мотор. За исключением редких спортивных моделей, большинство двигателей рассчитано на работу с маслами в диапазоне классов вязкости от 5w30 до 0w40. Слишком же густое (с индексом вязкости 5w50 или даже 10w60) не только вредно для мотора, но и может указывать на повышенный расход масла, который владелец пытается снизить повышением вязкости.
-
Осматривая моторный отсек на предмет утечек жидкостей, попробуйте отыскать и дату изготовления крупных деталей, например, радиатора или вентилятора. Родные детали не только подтвердят небольшой пробег, но и укажут на отсутствие серьезных аварий.
Салон
Салон интересен, прежде всего, тем, что он позволяет оценить пробег автомобиля. Потертость руля, сидений, износ уплотнителей дверных проемов и люфт в петлях дверей – всё это хорошие подсказки. Но, к сожалению, дать какие-то общие оценки скорости износа трудно - износостойкость элементов индивидуальна для каждой модели. И, тем не менее, простой выход есть - нужно посмотреть аналогичный автомобиль с большим заявленным пробегом. Не поленитесь и потратьте на это время – вы получите отличную точку отсчета.
В движении
Понятно, что в движении все должно быть тихо, ровно, ничто не должно стучать или вибрировать. Однако и какие-то отклонения от идеала едва ли можно считать основанием отказаться от понравившейся в остальном машины. Фактически на ходу могут серьезно насторожить две вещи: коробка передач и увод автомобиля в сторону. Но обо всем по порядку.
-
Если автомобиль оснащен ручной коробкой передач, то задача выбора упрощается - риск "попасть" на круглую сумму почти нулевой, а диагностика проста: убедитесь, что передачи включается без хруста, рычаг самопроизвольно не выскакивает, и в процессе езды на всех передачах отсутствуют завывания шестерен.
-
Автоматическая трансмиссия требует большего внимания. В её работе не допускаются рывки и шумы - смена передач всегда остается плавной. Поперемещайте селектор, стоя на месте - в момент переключения с "Драйва" на "Реверс" не должно наблюдаться сильного рывка. Если у коробки есть масляный щуп (а последнее время он встречается всё реже), проверьте уровень масла (на работающем моторе) и отсутствие у него резкого паленого запаха.
-
Стуки в подвеске на кочках - вопреки распространенному мнению - никакой угрозы для кошелька и жизни владельца не представляют. За редким исключением, когда речь идет о дорогих автомобилях с пневмоподвеской или амортизаторами с переменным сопротивлением, ремонт подвески - процесс быстрый, успешный и недорогой.
-
Если на ровной дороге отпустить руль, исправный автомобиль продолжит ехать прямо. Увод же в сторону - повод задуматься над причинами: разное ли это давление в шинах или неправильные ли углы установки колес. Последнее уже сильно настораживает, потому как сами по себе углы не сбиваются, а причиной тому вполне мог послужить удар, например, о бордюр. В таких случаях приобретать автомобиль можно только после детальной диагностики на сервисной станции с проверкой углов колес.
-
Вибрация в процессе движения может появиться по разным причинам. Чаще всего - из-за дисбаланса колес. Наиболее же неприятный, но, к счастью, редкий источник вибрации - карданный вал у заднеприводных моделей. Диагностировать его износ можно по низкочастотно вибрации, проявляющейся на небольшой скорости (20-50км/ч) в момент разгона.
Что еще
Среди непосредственных признаков состояния автомобиля существуют и косвенные, которые, тем не менее, могут быть столь же полезны. Один из них – это наличие всех сопроводительных документов (инструкции, сервисной книжки и т.п.), полного комплекта ключей, штатного запасного колеса, родного домкрата и набора инструментов - все это свидетельствует о том, машина находилась в руках аккуратного, внимательного владельца. В идеальном случае продавец может показать и историю обслуживания, что, естественно, позволяет точнее понять состояние автомобиля.
А вообще с опытом просмотров приходит и понимание того, что хороший автомобиль в руках неадекватного владельца долго не живет. И поговорив по телефону с очередным «незнайкой», не способным вразумительно ответить на вопросы, не стоит спешить смотреть его автомобиль – скорее всего, ничего хорошего вы не увидите. Впрочем, кто скажет, где нас ждет удача.