Электромобили: глобальный рост и стратегические вызовы для Казахстана
По данным Института экономических исследований (ERI), в 2024 году в мире было продано свыше 17 миллионов электромобилей, что составляет более 20% от всех новых автомобилей

В 2025 году этот показатель может превысить 20 миллионов, а, по прогнозу Международного энергетического агентства, к 2030 году доля электрокаров на глобальном авторынке достигнет 40%, сообщает сайт Kazinform.
Одним из главных факторов популярности электромобилей стало снижение цен, особенно в Китае, где уже две трети моделей стоят дешевле бензиновых аналогов. Увеличивается и плотность зарядной инфраструктуры — в среднем на каждые 10 автомобилей приходится одна зарядная станция. Домашняя зарядка по-прежнему остается самым экономичным способом пополнения батареи.
Китай укрепил позиции мирового лидера: в 2024 году в стране было продано более 11 миллионов электромобилей, а на экспорт отправлено 1,25 миллиона машин. Государственная поддержка и активная промышленная стратегия, реализуемая с 2001 года, обеспечили стране технологическое доминирование в сегменте. В Евросоюзе электромобили заняли 20% рынка, в США — 11%, что объясняется мерами стимулирования со стороны государственных органов.
На практике электромобили оказываются в два раза дешевле в эксплуатации в Европе, даже при низкой стоимости нефти. В 2024 году они способствовали снижению глобального спроса на нефть на 1,5 миллиона баррелей в сутки. Это подтверждает, что электромобили — не просто альтернатива традиционному транспорту, а экономически и экологически выгодное решение.
Массовый переход на электротранспорт требует стабильного доступа к таким критически важным минералам, как литий, кобальт и никель. Угрозу представляет и нарастающая конкуренция на фоне геополитической напряженности и введения торговых ограничений, в частности — в отношении импорта китайских электрокаров. Кроме того, остро стоит вопрос модернизации электросетей и внедрения технологий "умной зарядки".
Казахстан, как экспортер нефти, может ощутить негативные последствия снижения глобального спроса на углеводороды. Однако у страны имеются стратегические преимущества: наличие запасов критически важных минералов дает возможность участвовать в международных цепочках поставок, развивая переработку сырья и производство аккумуляторных компонентов. Это открывает путь к укреплению несырьевого экспорта и внедрению зеленых технологий, что становится приоритетом в условиях трансформации мировой экономики.