Усть-Каменогорск
пасмурно
-4°
  • Усть-Каменогорск
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Нур-Султан (Астана)
    -7°
  • Актобе
    -3°
  • Форт-Шевченко
    +10°
  • Атырау
    +5°
  • Караганда
    -8°
  • Кокшетау
    -5°
  • Костанай
    -5°
  • Кызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Уральск
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Выйти из сумрака: почему городское освещение так дорого обходится?

В Восточный Казахстан вместе с модернизацией уличного освещения пришли новые схемы освоения бюджета

Расследования / Выйти из сумрака: почему городское освещение так дорого обходится?
Фото:
Устинка LIVE

Мы неоднократно поднимали тему модернизации уличного освещения. Писали о планах городских и областной администраций по установке в двух ключевых населенных пунктах региона — Усть-Каменогорске и Семее — новых опор освещения и замене ламп на энергосберегающие там, где эти опоры уже стоят. Рассказывали о заемных на все это дело средствах в Европейском банке реконструкции и развития, а также вместе со всеми жителями области радовались новым светлым местам и ожидаемому снижению криминальных событий, происходящих в неосвещенных локациях.

Постепенно проект городского освещения претворяется в жизнь и, чего греха таить, многим из нас импонирует, даже несмотря на то, что в социальных сетях львиная доля пользователей огульно критикует местные власти. Но так как мы на постоянной основе ведем мониторинг государственных трат, то было бы неправильным обойти стороной и тему освещения улиц областного центра. Благо, вопросов накопилось действительно немало, передает корреспондент Устинка LIVE.

Свет моего города

Покопавшись на портале государственных закупок, через который проходят все официальные траты госучреждений, невозможно не отметить существенное удорожание услуг по обслуживанию светоточек. О чем идет речь, поясним немного ниже, пока же сделаем для непосвященных небольшой экскурс в историю светомодернизации, о которой начали говорить еще в 2016 году.

В целом на обновление систем уличного освещения двух городов ВКО планировалось направить 4,8 миллиарда тенге: 3,6 миллиарда тенге кредитных средств от Европейского банка реконструкции и развития и 1,2 миллиарда в качестве софинансирования из бюджета. Всего в областном центре планировалось заменить 14 с половиной тысяч светильников, 212 километров проводов и 214 шкафов управления, а в Семее предполагается заменить семь с половиной тысяч ламп, 687 опор, 130 километров проводов и 196 шкафов управления. Если в пересчете на нацвалюту, то в Усть-Каменогорск власти предусмотрели вложения более чем на 2,9 миллиарда тенге, на Семей - свыше 1,8 миллиарда тенге.

Заемные у ЕБРР средства, по ранним заверениям властей, уже выплачиваются, но интересно не это. В прошлом году осветительные сети Усть-Каменогорска и Семея забрали у городских коммунальщиков и передали в ведение АО "Региональный центр ГЧП ВКО", собственником которого является Управление финансов ВКО. В тот момент передачу прав обосновали требованием ЕБРР, которому нужен был заемщик-юрлицо со 100% участием государства. Однако, получив на свой баланс светоносные сети двух населенных пунктов, общество также получило право, как бы странно это ни звучало, сдавать этим же городам их в аренду. И в понятную структуру внедрилась еще одна контора. И это не считая тайваньских поставщиков новых фонарей.

Чтобы было понятнее, раньше в Усть-Каменогорске поставщиком услуг освещения было ТОО "ГОРСВЕТ LTD", с которым заключал договоры посредством портала госзакупок городской Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Предприятие имеет производственную базу, оборудованную специальными станками по ремонту опор освещения, кронштейнов, светильников и лицензию на необходимые строительно-монтажные работы. И все вроде было понятно.

Например, по итогам 2017 года, как написано в техспецификации, ТОО "ГОРСВЕТ LTD", согласно данным, опубликованным на портале госзакупок, получило за "Содержание и текущий ремонт сетей наружного освещения и гирлянд в Усть-Каменогорске" (19522 светоточки, 788 км воздушной и кабельной линии) по бюджетной программе "Освещение улиц в населенных пунктах" 393 262 473 тенге.

В 2018 году предприятие заработало на госконтракте 636 204 165 тенге за обслуживание

20 529 светоточек и 818 километров воздушных и кабельных линий наружного освещения города. По итогам 2019 года и по март 2020-го за обслуживание уже 23 739 световых точек и 894 километров кабелей "Горсвету" выплатили 520 090 654 тенге. И вот появился новый игрок.

Светоносный бюджет

В 2021 году ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска" и АО "Региональный центр государственно-частного партнерства Восточно-Казахстанской области" заключают договор (№050140000903/200048/00) на аренду систем уличного освещения, действие которого прописано до декабря 2022 года, и устанавливают контрактную сумму 2 миллиарда

191 миллион 516 тысяч 617 тенге. Причем количество светоточек, отмеченное в техспецификации договора "аренды" (а может, проще обозвать это обслуживанием, ибо ничего об аренде там нет, но есть задание по обслуживанию), составляет всего 16 603 единицы на 428 объектах (локациях, улицах и так далее). То есть, получая больше, чем ТОО "Горсвет LTD", а если разделить по годам, то только на Усть-Каменогорск в год получается по 730 с половиной миллионов тенге, гос-учреждение выполняет меньший объем работы?

Ситуация интересна еще тем, что сам "Горсвет LTD", в принципе, из этого процесса никуда не выпал и продолжает заключать прямые договоры с ЖКХ. Правда, тоже на меньший объем, чем тот, который у ТОО был ранее. Оба предприятия фактически работают на одних улицах и, судя по документации с портала госзакупа, делят между собой опоры освещения. Со списком зоны ответственности каждого можно легко ознакомиться на портале goszakup.gov.kz.

В 2020 году "Горсвет LTD" забрал за свой годовой контракт 287 420 496 тенге за "эксплуатацию 9673 световых точек и 364 километров воздушных и кабельных линий наружного освещения города Усть-Каменогорска". В договоре, подписанном уже в марте этого года, на обслуживание 12357 световых точек и 477 километров воздушных и кабельных линий предприятию "светит" 256 256 000 тенге.

Получается, если прибавить вышеупомянутое выведенное среднее арифметическое от контрактной суммы АО к годовому договору "Горсвета", то получится, что налогоплательщики раскошелятся почти на миллиард?

А еще ТОО "Горсвет LTD", исходя из периодически предоставляемых городским акиматом данных, является фактически постоянным исполнителем, или, как его представляет в своих выступлениях градоначальник Жаксылык Омар - "субподрядчиком" (чьим?) установочных и обслуживающих работ.

Какой смысл фактически в два раза задирать цены и арендовать то, что и без того ранее принадлежало городу? Не для того ли, чтобы добавить в цепочку "заказчик-исполнитель" еще и посредника? Тем более что в технической документации у обоих предприятий прописаны одинаковые требования. И если АО "Региональный центр государственно-частного партнерства ВКО" использует "старожила" на светоносном рынке в качестве субподрядчика, то тут отпадает даже вопрос материально-технического оснащения, ибо у этого ТОО оно имеется в полной комплектации.

Кстати, в Семее на три года аренды 7 659 светоточек (цифра изначальная, приведенная в основном договоре) запланировано потратить 1 121 494 973 тенге. Заказчик - государственное учреждение "Отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции города Семей Восточно-Казахстанской области". И это без учета затрат на других исполнителей.

Мало того, что жители ВКО теперь "арендуют" за баснословную сумму свои же фонари, так еще и платят за это совсем не скромные суммы. Или это мы так за кредит от ЕБРР рассчитываемся? Дороговато, не находите?

К сведению

В технической документации по "аренде" АО "РЦ ГЧП ВКО" прописаны обычные требования по предоставлению услуг освещения, например: "Круглосуточный контроль за работой электроустановок уличного освещения, в том числе дежурство в ночное время не менее двух автовышек по каждому из условных районов (Ульбинский и Октябрьский районы)".

Следующая →