Усть-Каменогорск
малооблачно
+8°
  • Усть-Каменогорск
    +8°
  • Алматы
    +17°
  • Нур-Султан (Астана)
    +10°
  • Актобе
    +11°
  • Форт-Шевченко
    +15°
  • Атырау
    +11°
  • Караганда
    +9°
  • Кокшетау
    +6°
  • Костанай
    +8°
  • Кызылорда
    +22°
  • Павлодар
    +8°
  • Петропавловск
    +6°
  • Тараз
    +16°
  • Уральск
    +10°
  • Шымкент
    +17°
$
441.58
+0.17
480
+2.22
¥
61.19
+0.07
4.86
+0.02
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Резонанс в ВКО: они написали самоубийство

Сотрудников колонии в Усть-Каменогорске осудили за пытки и смерть осужденного: подробности уголовного дела, отраженные в приговоре суда

Происшествия в Казахстане и мире / Криминальные новости / Резонанс в ВКО: они написали самоубийство
Фото:
Устинка LIVE

В суде №2 г. Усть-Каменогорска завершился громкий уголовный процесс, вызвавший беспрецедентный шум в средствах массовой информации. На скамье подсудимых оказались семеро сотрудников исправительного учреждения ОВ-156/2 (район Аблакетки, ул. Малдыбаева, 170), которые сначала избили до смерти, а после инсценировали самоубийство 29-летнего Андрея Кондратенко, отбывающего наказание за кражу. Всех приговорили к реальным срокам заключения, передает корреспондент Устинка LIVE.

Этот приговор, пока еще не вступивший в законную силу, фактически обнажил "болевые точки" всей пенитенциарной системы.

Синопсис преступления

Об этой истории стало известно в июне 2019 года, когда сестра погибшего Ирина Никифорова опубликовала в Facebook видеообращение к Президенту РК с просьбой взять под личный контроль дело о смерти брата, по официальной версии, самостоятельно повесившегося в изоляторе. По словам женщины, Андрей Кондратенко неоднократно жаловался ей на то, что сотрудники колонии над ним издеваются и избивают. Также она сообщила, что имеются неопровержимые доказательства убийства ее родственника - в легких погибшего обнаружили воду, что говорит о том, что его, возможно, топили.

Если кратко, то, по официальной информации пресс-службы суда №2 Усть-Каменогорска, сотрудники колонии избили парня, и тот скончался от нанесенных телесных повреждений. Чтобы скрыть преступление, теперь уже бывшие стражи порядка заставили двух заключенных перенести тело в камеру дисциплинарного изолятора, где и инсценировали самоубийство. Свидетели на суде подтвердили эту версию.

Бездушно. Страшно. Безумно.

В приговоре суда, уже размещенного на сайте Верховного Суда РК, хронология произошедших событий изложена более подробно.

Сообщается, что Андрей Кондратенко после ссоры с другим заключенным обратился к сотруднику ОВ-156/2, чтобы тот обеспечил ему личную безопасность, но в итоге лишь получил дополнительные проблемы.

Проявляя недовольство действиями осужденного А. Кондратенко, выражаясь в его адрес нецензурной бранью, схватил последнего руками за горло, стал душить, после чего нанес несколько ударов кулаком по лицу и голове, причинив ему легкий вред здоровью. Меры по обеспечению его безопасности не принял, - написано в описательной части судебного документа.

В итоге пострадавший мужчина написал заявление в Управление собственной безопасности Департамента полиции ВКО, а вышеуказанный "хозяин" чужих жизней принялся изобретать методы давления, чтобы он забрал свою жалобу.

С целью уклонения от уголовной ответственности, используя предоставленную ему власть и должностные полномочия, решил при помощи своих коллег оказать на осужденного давление и принудить его отказаться от своего заявления, - отмечается в приговоре. - Для достижения указанной цели 23.05.2019 г. он составил на А. Кондратенко ложную отрицательную оперативную характеристику, согласно которой последний якобы занимается дезорганизацией и подстрекательством.

После была еще одна негативная характеристика и, как следствие, постановка на "профилактический учет сроком на 12 месяцев по категориям "склонный к нанесению себе телесных повреждений" и "склонный к суициду".

1, 12 и 14 июня 2019 г. сотрудниками Учреждения ОВ-156/2 искусственным путем были созданы различные ситуации, в результате которых на осужденного А. Кондратенко незаконно были наложены три дисциплинарных взыскания: 03.06.2019 г. - объявлено замечание, 13.06.2019 г. - выговор и 15.06.2019 г. - водворение на 7 суток в дисциплинарный изолятор, - описывается череда событий в судебном документе. - Однако осужденный, несмотря на предпринятые в отношении него незаконные действия, не отказался от своего заявления о привлечении сотрудника к уголовной ответственности.

Далее сообщается, что попавший в поле зрения "собственной безопасности" сотрудник колонии "обратился к помощи своих коллег по службе", которых было шестеро, и попросил "причинить осужденному физические и психические страдания". Те отвели его в помещение Отдела по воспитательной и социально-психологической работе среди осужденных, где "уложили лицом вниз на матрасы и заранее приготовленными обрывками простыни связали ноги и руки за спиной". То, что произошло потом и описано в красках, не укладывается в голове. Как говорится в приговоре суда №2 г. Усть-Каменогорска, "подставив под голову Кондратенко наполненный водой таз, оказывая друг другу помощь и содействие, стали поочередно и многократно топить его в нем, добивались кратковременного перекрытия доступа воздуха в дыхательные органы…". В итоге во время экзекуции несчастный умер от причиненных увечий.

Убедившись, что Андрей мертв, его тело перенесли в камеру изолятора и инсценировали самоубийство.

Для достижения намеченной цели изготовили из брюк спецодежды осужденного петлю и накинули ее на шею трупа, которую один сотрудник (имена не указываем в связи с тем, что приговор не вступил в законную силу) стал тянуть вверх, а второй сотрудник тянуть его вниз, - звучит, будто строки из сценария жестокого детективного сериала. - В результате указанных действий на шее трупа образовалась посмертная странгуляционная борозда.

Где та грань?

Примечательно, что во время следствия на одного из сотрудников колонии завели еще одно уголовное дело. Выяснилось, что он в личных целях эксплуатировал осужденных (например, сделанная заключенными лестница установлена у его родственников), брал взятки у их родителей. Этим нечистым на руку "исправителем" как раз и оказался инициатор трагически закончившейся истории. В мотивировочной части приговора есть его показания. В них он сбивчиво объясняет, что мзду не брал, дескать, то был көрімдік (подарок), за изготовление лестницы расплачивался чаем, сигаретами, и уж тем более не наносил Андрею Кондратенко никаких ударов, не писал ему отрицательную характеристику. Утверждал, что погибший после отказа суда в замене неотбытой части наказания на более мягкое "перешел на демонстративно-шантажное поведение, начал угрожать контролерам".

Также показал, что после того как его взяли под стражу, члены СОГ ГП (следственно-оперативная группа Генпрокуратуры - прим. авт.) начали оказывать на него давление. Говорили ему, что уберут взятку, оставят только превышение полномочий и он получит три года. За это он должен был дать показания на остальных подсудимых, в противном случае угрожали, что возбудят дело по статье 99 УК РК "Убийство". Говорили, что они вершина власти, что решают, как сделать, а также то, что договорятся с Верховным Судом. Он всех оговорил, не думал, что до этого дойдет, особенно после ареста других подсудимых, - оправдания взятых под стражу сотрудников органов правопорядка ничем не отличаются от оправданий простых смертных, право же дело…

Опровергал он и показания свидетелей-осужденных, просил суд оправдать его. Другие подсудимые также отвергали все обвинения в участии в пытках Андрея Кондратенко, говорили, что члены следственной группы оказывали на всех давление. Один даже отметил, что "в ОВ 156/2 отбывают наказание лица, осужденные за особо тяжкие преступления, они не хотят подчиняться распорядку и нарушают режим отбывания". Впрочем, последний тезис и без того был известен, однако вряд ли это дает право законникам уподобляться уркам…

Дававшие показания "постояльцы" ОВ-156/2, по какой-то причине ставшие свидетелями произошедшего - по версии следствия кто-то из них видел тело убитого, кого-то заставили убирать после смертельной экзекуции в помещении, а кто-то стал нечаянным очевидцем того, как несут ковер с завернутым в нем трупом, рассказывают, что комнату, откуда впоследствии вынесли Андрея Кондратенко, среди своих называют "аквапарк". Уж не потому ли, что таз с водой и пара матрасов - явление там обыденное?

Прокурор просил назначить семерым подсудимым наказание в виде лишения свободы сроком от 10 до 11 лет. Никто из них свою вину так и не признал. Двоих сотрудников осудили на восемь лет, одного - на семь. Того, с которого все и началось, приговорили к семи годам лишения свободы. Еще троих приговорили к пяти годам лишения свободы каждого. Все они проведут свое заключение в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности (общий режим). Также осужденных лишили специальных званий и права занимать должности на госслужбе в течение ближайших трех лет.

"Слепые зоны" Закона

В июле начальник управления Комитета уголовно-исполнительной системы Бибигуль Мунайтпасова во время пресс-конференции в МВД РК озвучила статистику по жалобам на условия содержания заключенных и на пытки в учреждениях УИС. По ее данным, из 326 жалоб на возможные пытки в стенах исправительных учреждений только четыре дела дошли до суда.

В 2019 году зарегистрировано 200 сообщений о возможных фактах пыток, из них по 196 следственными подразделениями принято решение о прекращении уголовных дел как не подтвердившихся, и только три уголовных дела направлено в суд, по которым осуждено восемь сотрудников, - рассказала Бибигуль Мунайтпасова. - В 2020 году зарегистрировано 126 сообщений, из которых 123 не подтвердились. В суд направлено одно дело, один сотрудник осужден.

В итоге для исключения фактов подобного беззакония до конца 2023 года абсолютно все колонии Казахстана оснастят камерами видеонаблюдения, которые позволят фиксировать все правонарушения и устанавливать причины их возникновения.

Для полного исключения так называемых "слепых зон" в учреждениях требуется приобрести свыше 33 тысяч цифровых видеокамер. На текущий год выделены финансовые средства в сумме 3 млрд 704 млн тенге на приобретение для установки в 29-ти учреждениях, в которых содержится 53% осужденных. В остальных учреждениях эта работа будет проведена поэтапно в последующие два года, - сообщила госслужащая.

Она отметила, что установка современных камер видеонаблюдения в учреждениях уголовно-исполнительной системы направлена прежде всего на соблюдение и защиту прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, их безопасности, а также на предупреждение и профилактику возможных правонарушений как со стороны осужденных, так и администрации.

На сегодняшний день в уголовно-исполнительной системе страны функционирует 80 учреждений: 64 - по исполнению наказаний в виде лишения свободы и 16 следственных изоляторов. В них содержится 33 тысячи человек, из которых более четырех с половиной тысяч следственно-арестованные. 94% отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Напомним, еще в начале года Генеральная прокуратура Казахстана собиралась инициировать поправки в законодательство, по которым пытки планируется перевести в категорию особо тяжких преступлений.

В настоящее время по поручению Главы государства мы работаем над усилением уголовной ответственности за это преступление, в том числе путем перевода его из категории тяжких в особо тяжкие, - рассказал начальник Управления службы по надзору за законностью вступивших в силу приговоров и их исполнением Генпрокуратуры РК Айбар Илияс. - Сейчас прорабатывается исключение возможности назначения более мягкого наказания, условного осуждения и ряд других поправок.

Ведомство также внедряет возможность направления жалоб осужденными через электронные терминалы, что более чем уместно. История Андрея Кондратенко - тому подтверждение.

Это исключает контакт администрации учреждений с осужденными и укрытие обращений. Уже произведена закупка 121-го терминала, всего до конца 2024 года планируется установить 608 терминалов. Комитет по правовой статистике при Генеральной прокуратуре разработал специальное программное обеспечение, которое распознает осужденных, помимо ИИН, по биометрическим данным, таким как лицо и отпечатки пальцев, - рассказал он.

Эпитафия

Во всей этой страшной истории, как и в деле "алматинского стрелка", который напал на полицейских и судоисполнителей с оружием в руках намедни, есть нечто общее. Кто-то скажет, что это совершенно разные ситуации, но у обеих не отнять того, что будь государство несколько более расторопнее во внедрении определенных превентивных мер, то их бы попросту не возникло. В очередной раз спохватываемся только тогда, когда уже где-то полыхнуло. Вроде и начинания хорошие имеются, но толком до ума довести не получается.

Если бы сестра погибшего не подняла такой резонанс в социальных сетях и СМИ, то разве было бы какое-то движение? Конечно, нет. Замяли бы. Как до этого закрывали глаза на то, как народ порой выгоняют из единственного жилья на улицу. Мы никого не оправдываем, тем более стрелка. Но почему молодой, пусть и бедовый парень, которому еще жить и жить, сейчас в земле сырой лежит только потому, что кто-то решил: "я вправе творить, что хочу", а кто-то принял мысль: "а мне нет до всего этого дела"…

Следующая →