Зульфия Мендыбаева: новые возможности и лояльность клиентов — наше персональное кредо
Директор филиала АО "Банк ЦентрКредит" в г. Усть-Каменогорске рассказала о ключевых клиентоориентированных проектах Банка, корпоративной культуре и "зеленой" повестке финансового учреждения
В этом году одному из первых коммерческих банков в стране исполняется 34 года. Именно 2022 год стал временем возможностей для освоения новых высот при эффективном, правильном управлении. Так, в июле международное агентство S&P Global Ratings повысило кредитные рейтинги АО "Банк ЦентрКредит" с "В/В" до "В+/В" в связи с улучшением бизнес-позиции и увеличением запаса капитала. Прогноз — "Стабильный", на повестке дня — уверенное развитие. Сегодня банк занимает третье место по объему активов, а путь его прослеживает четкую тенденцию к увеличению капитала.
Об особенностях ведения бизнеса с БЦК, эксклюзивных финансовых продуктах, а также о персональном подходе к каждому клиенту, мы поговорили с директором филиала АО "Банк ЦентрКредит" в г. Усть-Каменогорске Зульфией Мендыбаевой. Специалистом, прошедшим по всем ступеням карьерной лестницы — от менеджера до руководителя филиала за 13 лет.
К слову, в Восточном Казахстане самая развитая и большая сеть отделений Банка ЦентрКредит, которые представлены во всех крупных городах области — Усть-Каменогорске, Алтае, Риддере и Зайсане.
- Несмотря на довольно сложные последние пару лет, начало которым положила пандемия, БЦК сумел удержаться в лидерах банковской сферы Казахстана. В частности, достаточно успешно из кризисных ситуаций вышел ваш филиал, который уже сегодня является одним из лидеров ипотечного рынка в Восточном Казахстане. Расскажите, как вам удалось удержать на плаву столь сложный институт?
Пандемия внесла свои корректировки, но мы сумели перестроить свою работу. Перевели сотрудников на дистанционный режим, большинство всех операций перевели в онлайн, благодаря поддержке "Фонда развития предпринимательства "Даму", с которым работаем давно и серьезно, субсидировали кредитные ставки пострадавшим представителям МСБ, оперативно решали вопросы проблемных займов. В целом, банк стал сильнее и функциональнее. В 2021 году депозитный портфель вырос на 14% до 1,4 трлн. тенге. Депозиты физических лиц увеличились на 16% и составили 782 млрд. тенге. При этом прирост новых вкладчиков составил 21%, один из ключевых показателей доверия к банку. По состоянию на 1 января этого года общие средства, размещенные клиентами малого и среднего бизнеса, составили 366,7 млрд тенге, увеличившись за год на 53,1 млрд тенге или 16,9%. Количество клиентов МСБ с остатками на текущих счетах и депозитах за 2021 год выросло на 37,7%. Сейчас мы динамично растем по клиентской базе, работаем со всеми отраслями и сегментами бизнеса.
- На рынке Казахстана представлен довольно большой выбор финансовых продуктов от БВУ, что Банк ЦентрКредит может предложить эксклюзивного своим клиентам?
Все просто, мы по максимуму ориентированы на клиента, наша продуктовая линейка охватывает потребности всех категорий жителей страны.
Например, в прошлом году мы стали лидерами по ипотечному кредитованию. В Восточном Казахстане мы были одними из первых кто выдал ипотеку по государственной программе "Нурлы Жер" и "Баспана". Все большие комплексы в Усть-Каменогорске финансируются через ипотеку Банка ЦентрКредит.
Также мы запустили собственный сайт недвижимости Centerhome.kz, где любой может разместить объявление о продаже или покупке жилья и там же отправить заявку на получение ипотечного займа. Вам сразу придет предодобрение — на какую сумму займа вы можете рассчитывать.
- А поддержка сегмента МСБ?
Банк ЦентрКредит в рамках финансирования субъектов малого и среднего бизнеса был и остается активным участником основных инициатив государства по программам поддержки реального сектора экономики.
В качестве одного из примеров можно привести беспрецедентный продукт - "Растущий бизнес", который позволяет предпринимателям получить решение об одобрении по беззалоговому кредиту до 20 млн тенге всего за 30 минут, благодаря полностью автоматизированному процессу. Это эксклюзивное предложение.
- Слышал, что у вас есть специальный продукт для пенсионеров, который выгодно отличается от предложений ряда других БВУ?
Мы создали пенсионную карту #ҮлкенгеҚұрмет (С большим уважением — прим. авт.), которую стало возможным открыть за несколько минут в отделениях банка, а также наши сотрудники открывают могут открыть эту карту прямо в ЦОНе. Реализовали этот большой проект совместно с Министерством труда. Ее преимущества при покупке продуктов в супермаркетах кэшбэк составляет 2%, приобретение лекарств в аптеках — 3%
Мы с большим вниманием подходим к созданию простых и удобных продуктов и услуг с различным функционалом. Например, депозиты, кредиты, а также операции с драгоценными металлами. Каждая категория наших клиентов имеет доступ к уникальным продуктам. Даже дети.
- Например?
У нас есть специальная карта для детей #JuniorCard и интернет-банкинг #JuniorBank, где дети самостоятельно могут учиться управлять своими финансами. Для этого мы также проводим уроки финансовой грамотности. К слову, к детям у нас особое отношение. Сейчас на первом этаже (центральное отделение, ул. М. Горького, 19 — прим. авт.) оборудуется специальная игровая комната с игровыми приставками и развлечениями — пока родителей консультируют наши специалисты, их дети смогут с интересом провести свое время.
- Что вы имели ввиду, когда говорили об операциях с драгоценными металлами?
Любой желающий инвестировать в драгметаллы может приобрести у нас золотые слитки высшей пробы 5, 10, 20, 50 и 100 граммов. Все это в рамках программы Национального Банка Республики Казахстан по выкупу и продаже мерных слитков аффинированного золота населению. Это долгосрочные инвестиции в свое будущее и будущее детей. А также мы внедрили покупку золота по биржевому курсу прямо в мобильном приложении bcc.kz на металлический счет.
- Какие еще векторы развития у БЦК в приоритете?
Мы начали уделять большое внимание зеленой экономике. Сегодня эта тема актуальна во всем мире и поэтому ведущие мировые финансовые институты делают акцент на поддержку энергоэффективных технологий. Зеленое финансирование является приоритетом стратегического развития и для нашего банка в том числе. Мы являемся партнерами ЕБРР в рамках глобальной программы финансирования зеленых технологий.
Банк берет на себя обязательства по соблюдению принципов ESG (Экологическое, социальное и корпоративное управление — прим. авт.) внутри организации. Реализован проект по раздельному сбору и сортировке отходов. В банке установлены контейнеры для сбора и сдачи бытовых отходов. Улучшена автоматизация и большая часть документов переведена в электронный формат. Также банк начал оборудовать стоянки для велосипедов и самокатов, с выделенной безопасной парковкой.
- Расскажите о вашей корпоративной культуре. Она ведь, как говорят, основывается именно на "зеленых" принципах?
Мы постоянные организаторы и участники экологических акций и субботников, основная идея которых – привлечение внимания людей к проблемам экологии, заботе об окружающей среде. Стараемся помогать нашим ветеранам и одиноким пенсионерам. В последнюю нашу вылазку всей командой убрали придомовую территорию и немного отреставрировали дом пожилой женщине. Такое времяпровождение нас самих делает ближе друг к другу, воплощает в себе то, каким мы бы хотели видеть этот мир — доброжелательным и неравнодушным.
- Кстати, о неравнодушии. На вашем примере могу с уверенностью говорить, что в БЦК реально построить карьеру, начиная с основ. Много разговоров о том, что здесь каждый сотрудник получает нечто большее, чем просто материальное вознаграждение за работу. Поделитесь, в чем суть?
Да, это действительно так. Мы отмечаем каждого специалиста, который стремится стать лучшим в своем деле, и помогаем ему достичь больших высот. Так, на каждое Общее итоговое совещание, одно из которых прошло в конце июля в Усть-Каменогорске, приглашаются не только главы филиалов, но и лучшие сотрудники. Любой из них может высказать свое мнение, внести свою лепту в развитие банка и перешагнуть еще одну ступень карьерной лестницы. Мы не просто финансовое учреждение, мы фактически часть большой семьи, в которой каждый заботится о близких.