Руководитель фракции "Народные коммунисты" Айкын Конуров обратился с депутатским запросом
Продовольственная инфляция стала важнейшей социальной проблемой, поскольку впервые за много лет доля расходов на продовольствие превысила 45% от доходов почти у 50% наших граждан
По данным Статистического комитета СНГ, по сравнению с декабрем прошлого года, по росту цен на продовольственные товары, Казахстан обогнал все страны СНГ, за исключением Таджикистана, Молдовы и Узбекистана.
Правительство полагает, что оперативно отреагировало на осенний скачок цен на продовольствие. Определены и привлечены к ответственности виновные должностные лица, созданы очередные комиссии, приняты экстренные меры для стабилизации цен на продукты, заявлено о начале работ над долгосрочными механизмами предотвращения подобных ситуаций.
Между тем коммунисты провели анализ предыдущего опыта Правительства и предпринятых действий и с большой долей вероятности предполагают, что необходимый для общества эффект в итоге не будет достигнут.
Как отметил Министр торговли и интеграции на правительственном часе, акиматы не знают реального положения дел в своих регионах: что производится и откуда завозится.
Повышенная зависимость отечественного рынка от колебаний импортных и экспортных цен также показывает, что системная работа по расчету продовольственного баланса, позволяющего прогнозировать дефицит тех или иных продуктов и заблаговременно принимать меры по сглаживанию ценовых колебаний, попросту не ведется, считают народные коммунисты.
Фракция "Народные коммунисты" считает необходимым разработать Национальный план действий по снижению продовольственной инфляции.
Следующая →
Правительство полагает, что оперативно отреагировало на осенний скачок цен на продовольствие. Определены и привлечены к ответственности виновные должностные лица, созданы очередные комиссии, приняты экстренные меры для стабилизации цен на продукты, заявлено о начале работ над долгосрочными механизмами предотвращения подобных ситуаций.
Между тем коммунисты провели анализ предыдущего опыта Правительства и предпринятых действий и с большой долей вероятности предполагают, что необходимый для общества эффект в итоге не будет достигнут.
- Год назад отмечался аналогичный рост цен на ряд продовольственных товаров, и тогда же говорили, что в стабилизационных фондах имелось достаточно запасов, которые не были использованы для рыночных интервенций, - поясняют депутаты фракции. - В августе нынешнего года также заявлялось об установлении жесткого контроля за стоимостью социально-значимых продуктов и недопущении необоснованного роста цен.Тем не менее, как утверждают народные коммунисты, ситуация не меняется, все предпринимаемые действия являются разрозненными и не системными. Это запоздалая реакция уже на факты подорожания.
- Мероприятия Правительства и местных исполнительных органов власти не ориентированы на их предотвращение, не подкреплены глубоким изучением структуры ценообразования на базовые продовольственные товары, включая структуру затрат производителей: логистику, электроэнергию, топливо и все другие факторы, - говорят партийцы. - При этом совершенно не уделяют внимания тому, во сколько сельхозпроизводителям обходятся корма, цену на которые диктуют крупные землевладельцы.
- Так на селе тонна сена стоит 25-30 тысяч тенге, зернофураж продается дороже чем товарное зерно на экспорт – до 70 тысяч тенге за тонну зерноотходов. Все это потому что сенокосы и пастбища все еще находятся во владении крупных зерновых компаний, - приводят пример народные коммунисты. - Местные исполнительные органы ориентируются на крупные фермы и птицефабрики забывая о том, что большую часть основных продуктов питания производят личные подсобные хозяйства.Также коммунисты говорят, что территория Европейского Союза до 84% занята сельским и лесным хозяйством.
- Сегодня Еврокомиссия предлагает адекватные и гибкие условия поддержки производителей в АПК. Разработана система поддержки сельского хозяйства до 2027 года, причем она ориентирована на всестороннюю поддержку мелких и средних хозяйств, - отмечают депутаты. - В Евросоюзе не считают это бесполезными тратами, потому что система прозрачна и подотчетна, как по качеству сельхозпродукции, так и по субсидиям.В Казахстане же, по словам коммунистов, приходится констатировать тот факт, что Правительство не в состоянии защитить интересы наших граждан и обеспечить продовольственную безопасность страны. Модель распределения функций стабилизации продовольственных цен между акиматами и центральными госорганами не работает.
Как отметил Министр торговли и интеграции на правительственном часе, акиматы не знают реального положения дел в своих регионах: что производится и откуда завозится.
- К сожалению, анализ ценообразования сведен к мониторингу розничных цен на продукты, - говорят представители фракции. - Хотя в наших условиях стоит совершенно иная задача – обеспечить, как прозрачность цен на всех звеньях цепочки продовольственного снабжения, так и прозрачность субсидирования аграриев на каждом этапе.
Повышенная зависимость отечественного рынка от колебаний импортных и экспортных цен также показывает, что системная работа по расчету продовольственного баланса, позволяющего прогнозировать дефицит тех или иных продуктов и заблаговременно принимать меры по сглаживанию ценовых колебаний, попросту не ведется, считают народные коммунисты.
Фракция "Народные коммунисты" считает необходимым разработать Национальный план действий по снижению продовольственной инфляции.
- Экономическая доступность продовольствия для населения должна стать приоритетом социально-экономической политики государства и продовольственной безопасности страны, - считают коммунисты. - Также полагаем, что назрел вопрос об определении конкретной ответственной структуры в сфере ценообразования на продовольствие. Перекидывание ответственности с одного ведомства на другое – это проявление неуважения к своему народу.
Материал размещен на правах рекламы