Социальные проекты демонстрируют рост интереса казахстанской молодежи к бизнес-образованию
Организаторы социального проекта "Belesteri" ("Ступени роста") подвели в Астане итоги очередного сезона обучения для начинающих предпринимателей и ежегодного конкурса на гранты. Данная программа работает в Казахстане 12-й год и финансируется международным благотворительным "Фондом Coca-Cola"

Бесплатный доступ к обучению основам бизнеса и, в частности, ведению бизнеса на селе, в том числе с применением "зеленых" технологий, открыт на веб-сайтах ccb.kz и farmerschool.kz для всех желающих. В 2024 году обучение прошли более 20 000 человек.
Как показала статистика проекта "Belesteri", большинство участниц – это молодые женщины в возрасте до 35 лет. Организаторы проекта – общественный фонд "Социальная динамика", ОЮЛ "Коалиция за "зеленую" экономику и развитие G-Global", международный благотворительный "Фонд Coca-Cola", выделяя гранты для женщин, делающих первые шаги в бизнесе, уделяют большое внимание категории молодежи.
С 2024 года в проекте было открыто новое образовательное направление "Business Оrken" для молодёжи, в котором могут принимать участие также и молодые мужчины. Для молодёжи проводится отдельный грантовый конкурс. В этом году проект "Belesteri" выдаст 30 грантов на создание или развитие собственного бизнеса, из них 10 грантов - для молодёжи. В 2023 году из 20 женских грантов 7 досталось молодым участницам конкурса.
Данные ОФ "Социальная динамика" иллюстрируют спрос в Казахстане на бизнес-обучение. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число участников программ обучения в проекте "Belesteri" выросло на 22%, что говорит об увеличении интереса к проекту и бизнес-обучению в 2024 году.
Наиболее активные участники образовательного проекта ccb.kz – представители Алматинской, Акмолинской и Карагандинской областей. Текущий год показал рост числа участниц также из Актюбинской, Атырауской, Жетысуской и Мангистауской областей. Наиболее эффективными оказались ВКО, Улытауская и Костанайская области. В них, при небольшом числе участников, успешных заявок на конкурс среди женщин и молодежи на лучшую бизнес-идею было больше, чем у других. Так, по Костанайской области отмечено самое высокое число победительниц – 3 человека.
Одна из них, Жанна Берст, за свой проект "Гидропонная круглогодичная ферма по выращиванию зелени и овощей с применением ресурсосберегающих "зеленых" технологий" получила грант в размере 4 000 долларов.
Выросло, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и число участников конкурса – на 43%. По мнению организаторов, влияние на популярность имеет стабильность на протяжении 12 лет, качество бесплатно предоставляемых услуг, доверие и широкая узнаваемость социального проекта ccb.kz.
Всего за 12 лет по программам предпринимательского образования прошли обучение 119 547 человек, а более 5 000 участниц конкурса на лучшую бизнес-идею и более 150 участников получили гранты. Образовательные программы неоднократно обновлялись, как и сама техническая платформа ccb.kz, посещаемость которой достигает 10 тысяч в месяц.
В текущем году проект предложил обучение и конкурс на лучшую идею уже в несколько потоков. Первый сезон конкурса Coca-Cola Belesteri 2024 года, стартовавший этим летом, собрал 621 заявку всего за 4 месяца и завершился выбором 10 победителей среди женщин и 4 среди молодежи.