Номерные модели СССР: обзор коллекций машинок
Одни коллекционируют почтовые марки, другие — монеты, а третьи — подстаканники
Не менее интересная затея — коллекционировать модельки машин, которые в точности повторяют реальные автомобили. Разнообразие таких машинок довольно широко, так на OLX продают более 50 разных моделей. Разберемся, какие из них действительно стоящие и почему представляют ценность.
Какие размеры бывают?
Прототипы реальных машин очень точные, а вот пропорции могут быть разными. Самый большой вариант — 1:4, а самый маленький — 1:144. Популярное решение, которое представляет ценность для коллекционеров бүгін, — это пропорция 1:43.
Изначально модели не задумывались как коллекционные или как игрушки для детей. Такие копии показывали продавцам автомобилей. То есть моделька была трехмерной копией реальной машины, которая поступит в продажу.
Обзор номерных моделей
Производство маленьких машинок началось в конце шестидесятых годов. К примеру, классическая модель в пропорции 1:43 "Москвич-412" вышла в 1971 году. Модель очень продуманная: тут открывается капот, а под ним спрятан макет оригинального двигателя.
До 1986 года почти все машинки были номерными, то есть у них на дне была маркировка — например, А2, А11, А42 и др. Наличие номера на донышке — это не признак стопроцентной ценности. Однако среди этих моделей можно найти ценные:
- ГАЗ 3102 "Волга" А38;
- "Москвич-412" АЗЛК с номером А2;
- "Москвич-412" ИЖ с номером А10;
- РАФ "Олимпийский огонь" А21;
- "Скорая" на базе "Волги" ГАЗ-2402.
Дорого стоит и "Чайка" ГАЗ-13, у которой номерной знак А15. Ее выпускали в 1980-х годах. А особенностью становится то, что комплектация машинки электрифицирована: тут светятся фары, а в багажнике находятся батарейки.
От чего зависит стоимость машинок?
Неправильно считать номерные машинки СССР исключительной редкостью. Многие из них тиражировались в больших масштабах. Существует две версии, почему эти машинки стали такими популярными.
По одной из гипотез, фигурками в масштабе 1:43 заинтересовался Хрущев. Он якобы в одну из своих зарубежных поездок увидел модели Dinky Toys, а после началось активное производство аналогов "Москвича" в СССР.
По второй версии, причиной всему стало желание граждан СССР иметь машину. В реальности же автопром не мог удовлетворить потребности всех, а ждать свою очередь на получение автомобиля приходилось по несколько лет. И тогда на фоне активного обсуждения автомобильной тематики появились машинки, которые частично удовлетворяли запросы мужчин — хотя бы в виде коллекций.
Как бы там ни было в прошлом, бүгін коллекционеры находят особую ценность в тех машинках. Цена на них зависит от:
- количества выпущенных экземпляров;
- детализации;
- наличия номерного знака;
- времени и места производства.
Иногда детали могут быть неочевидными. Например, за машинку с надписью "Made in USSR" заплатят больше, чем за такую же модель с надписью "Сделано в СССР".
Номерные машинки действительно представляют ценность — историческую и "ювелирную". Ведь схожесть с реальным транспортом иногда поражает.