Усть-Каменогорск
пасмурно
+6°
  • Усть-Каменогорск
    +6°
  • Алматы
    +15°
  • Нур-Султан (Астана)
    +10°
  • Актобе
    +17°
  • Форт-Шевченко
    +20°
  • Атырау
    +17°
  • Караганда
    +7°
  • Кокшетау
    +11°
  • Костанай
    +13°
  • Кызылорда
    +18°
  • Павлодар
    +6°
  • Петропавловск
    +9°
  • Тараз
    +16°
  • Уральск
    +13°
  • Шымкент
    +19°
$
442.05
474.14
¥
61.07
4.74
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Ваш тарифный план изменился! Операторы связи опять "отпустили цены в галоп"

Кто и как в Казахстане регулирует расценки на мобильную связь и интернет, куда можно пожаловаться, если не согласен с условиями предоставления услуг

Новости Казахстана / Общество в Казахстане / Ваш тарифный план изменился! Операторы связи опять "отпустили цены в галоп"
Фото:
Устинка LIVE

"Сюрпризы" от Beeline под конец 2023 года совсем не радуют, пользователи соцсетей с возмущением обсуждают повышение тарифных планов на довольно приличные суммы – от двух до пяти тысяч тенге, передает корреспондент Устинка LIVE.

В компании сообщили, что Beeline не пересматривает стоимость всех тарифных планов одновременно. 

Меняются архивные тарифы, цена которых была установлена два-три года назад и перестала соответствовать рыночной, – сообщил оператор связи. 

В Beeline объяснили, что влияет на стоимость тарифов.

В любом товаре или услуге существует ряд факторов, которые влияют на ценообразование, и отрасль телекоммуникаций – не исключение. Стоимость электроэнергии, инфляция, девальвация, рост потребления интернета – это неполный перечень подобных факторов. Кроме того, компания непрерывно инвестирует в развитие и расширение мобильной сети. Только за последние три года капитальные расходы компании составили 220 млрд тенге. Расходы в 2023 году по сравнению с 2021-м выросли на 37%, – объяснили в Beeline.

Недовольным ростом цены предлагают поменять тариф. Например, с меньшим количеством интернет-трафика или совсем без него. Есть пакетные предложения, которые позволяют экономить. 

Кроме того, председатель комитета телекоммуникаций Минцифры РК Ержан Мейрамов пояснил, что в соответствии с Предпринимательским кодексом в целях развития конкуренции с 1 января 2017 года отменено государственное регулирование тарифов на услуги связи. Цены на товары, работы, услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно. В соцсетях активно обсуждают норму приказа министра цифровизации об отмене согласия абонента при изменении тарифного плана.

Инициативу о согласии абонента при увеличении тарифа впервые выдвинул министр в 2021 году и своим приказом тогда же внес изменения и дополнения в уже действующий приказ о том, что операторы сотовой связи изменяют условия тарифных планов только с согласия абонента, путем массовых рассылок коротких текстовых сообщений не позднее, чем за 30 календарных дней до введения их в действие. Однако мы поняли, что на практике получение согласия абонентов носило формальный характер. Фактически гражданин, покупая сим-карту, уже подписывал публичную оферту. Также были случаи, когда при направлении абонентом заявления о несогласии с вносимыми оператором изменениями, оператор сотовой связи направлял отписку о том, что абонент вправе перейти на другой тарифный план либо на сеть другого оператора. То есть эта норма позволила операторам найти лазейку и повышать цены на тарифы другим образом, - сообщил Ержан Мейрамов.

Естественно, действия операторов порождали поток жалоб клиентов. Компании повышали тарифы, самостоятельно приняв решение о включенных в тарифный план услугах, увеличении объема трафика и прочем. Абонентам зачастую этого не требовалось, ведь они выбирали пакеты, в которых их все итак устраивало. По словам Ержана Мейрамова, с конца 2021 по июнь 2023 года МЦРИАП рассмотрело более 500 жалоб абонентов. Поэтому от спорной нормы решили отказаться.

Мы хотели, чтобы нормы приказа работали. Поэтому совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции 31 марта 2023 года внесены изменения и дополнения, направленные на защиту прав потребителей. Согласно подпункту 11) пункта 57 приказа при оказании услуг сотовой связи оператор изменяет тариф путем массовых рассылок коротких текстовых сообщений не позднее, чем за 30 календарных дней до введения их в действие с уведомлением операторов. В соответствии с подпунктом 26) пункта 57 оператор упраздняет тарифный план при его не востребованности, то есть отсутствии абонентов на этом тарифном плане, - уточнил спикер.

Важно и то, что внесение изменений в условия подключенных тарифных планов не допускается, за исключением изменения тарифов на основе обоснованных затрат.

На основании этой нормы при поступлении жалоб от абонентов на изменения тарифных планов Агентством по защите и развитию конкуренции проводятся проверки на обоснованность затрат при изменении тарифных планов с привлечением к ответственности операторов сотовой связи, - сказал глава комитета.

Норма "об обоснованности затрат" операторов, мягко говоря, не обрадовала.

Сегодня сотовые операторы оспаривают в судах принятые нормы правил оказания услуг связи. Операторы подали иск об оспаривании нормативного правового акта. Аргументы иска включали в себя: ограничение прав на самостоятельное управление услугами связи, запрет на изменение условий тарифных планов, кроме изменений на основе обоснованных затрат, запрет на упразднение тарифных планов, запрет на одновременное изменение условий тарифных планов и повышение цены на доступ в Интернет без согласия абонентов. В суде представители министерства доказали правомерность изменений нормы в части "обоснованности затрат" операторов. Первоначальный иск от операторов отклонен районным судом Астаны, окончательное решение принято в пользу министерства в апелляционном суде. Норма об обоснованности затрат создала трудности для операторов в доказательстве законности повышения цен, изменяя предыдущую практику использования согласия абонентов и публичных оферт, - отметил Ержан Мейрамов.

Пояснил он и то, к кому все-таки необходимо обращаться гражданам в случае, если их не устраивает повышение тарифов на услуги сотовой связи.

Минцифры регулирует только качество оказываемых услуг, а по повышению цен гражданам стоит обращаться в Агентство по защите и развитию конкуренции. После обращения АЗРК проводит проверку на законность повышения цен и при необходимости налагает штрафы. Как раз сейчас идет расследование в отношении оператора сотовой связи по нормам, в которые мы внесли поправки касательно "обоснованности затрат". Думаю, скоро мы уже увидим его результат. Зачастую операторы не могут обосновать повышение цен, - резюмировал спикер.
Следующая →