Усть-Каменогорск
облачно
+17°
  • Усть-Каменогорск
    +17°
  • Алматы
    +18°
  • Нур-Султан (Астана)
    +17°
  • Актобе
    +23°
  • Форт-Шевченко
    +27°
  • Атырау
    +22°
  • Караганда
    +17°
  • Кокшетау
    +15°
  • Костанай
    +17°
  • Кызылорда
    +22°
  • Павлодар
    +15°
  • Петропавловск
    +14°
  • Тараз
    +20°
  • Уральск
    +18°
  • Шымкент
    +24°
$
482.74
+0.21
532.7
-1.07
¥
67.79
-0.05
5.44
+0.03
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Аналитики обозначили несколько причин подорожания угля в Казахстане

Акиматы некоторых регионов начали рассылать через СМИ сообщения для жителей частного сектора с призывом закупать уголь уже сейчас, когда на складах еще нет ажиотажа

Новости Казахстана / Общество в Казахстане / Аналитики обозначили несколько причин подорожания угля в Казахстане
Фото:
depositphotos.com

К примеру, закупать уголь сейчас просят жителей Восточно-Казахстанской области, где каждую осень на угольных тупиках выстраиваются многокилометровые очереди из частных грузовиков, передает сайт EnergyProm.kz.

Годовая потребность населения области в этом твердом топливе в ВКО, составляет 447,5 тысяч тонн. На сегодняшний день на железнодорожных тупиках в наличии 4,9 тысяч тонн.

Разбег цен за тонну антрацита даже в пределах одной области очень большой. Так называемый социальный уголь для уязвимых категорий реализуют по 13,5 тысяч тенге за тонну, основной, коммерческий — от 14 тысяч до 21 тысячи тенге. И это ценник в регионе, который находится в непосредственной близости к крупному угольному разрезу Казахстана — месторождению Каражыра, - сообщили аналитики.

Средняя розничная стоимость одной тонны угля в апреле этого года в крупных городах Казахстана составляла 15,8 тысячи тенге. По цене ниже этой планки топливо продавали в Усть-Каменогорске (13,7 тысячи тенге), Семее (13,3 тысячи тенге), а также в городах, близких к другим угольным разрезам — Караганде (14,2 тысячи тенге), Павлодаре (14,6 тысячи тенге) и Кокшетау (15,1 тысячи тенге). Города юга и запада страны отличались высокой стоимостью: от 17 тысяч до 19,5 тысячи тенге за тонну угля.

Наибольшие цены наблюдаются в Туркестане: 21 тысяча тенге за тонну угля.

В июне этого года уголь подорожал на 13,1%.

Причин подорожания за последний год было несколько. Одна из них — увеличение ценника на полезные ископаемые со стороны самих угледобывающих компаний. По статистическим данным, в 2022 году сильно поднялись отпускные цены поставщиков.

Отметим, более высокие индексы цен предприятий-производителей, в отличие от индексов потребительских цен, не говорят о том, что рост именно в этом сегменте кардинально влияет на итоговые розничные цены.

В итоговую стоимость для населения входит много дополнительных составляющих, и динамика удорожания при более высоких ценах иная.

Если посмотреть оптовые цены, по которым отпускают так называемый коммунально-бытовой уголь на крупнейших разрезах Казахстана, мы увидим гораздо более скромные цифры, чем указанные розничные. Например, средневзвешенная стоимость тонны угля для населения за 6 месяцев прошлого года, по данным Агентства по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК), у разных производителей варьировалась от 4,3 тысячи до 6 тысяч тенге за тонну (без НДС). Ценники на энергетический уголь для теплоэлектростанций другие: за тот же период — от 2,2 тысячи до 5 тысяч тенге за тонну (без НДС), - заявили специалисты.

Большая часть объемов продаж коммунально-бытового угля во время сделок на товарных биржах приходится именно на посредников. К примеру, в 2022 прошлом году АО «Шубарколь комир» продавало коммунально-бытовой уголь по 6,2 тысячи тенге за тонну, в дальнейшем цена этого же товара от региональных операторов уже варьировалась от 11 тысяч до 17 тысяч тенге, а конечная стоимость с автосамосвалов — от 25 тысяч до 30 тысяч тенге

Кроме наценки посредников, на конечную стоимость твёрдого топлива влияет стоимость услуг железнодорожных перевозок, аренда тупиков, оплата работы региональных компаний, частных автоперевозчиков и т. д.

Таким образом, конечная стоимость твердого топлива для потребителей увеличивается в звене доставки угля от тупика до потребителя в 3-4 раза от его первоначальной стоимости.

Эксперты заключили, что сам факт монополизация товарных рынков может приводить к подорожанию угля в среднем на 10%.

Следующая →