Десятки миллионов тенге удалось отсудить у предпринимателей алматинцам
Департамент торговли и защиты прав потребителей южной столицы добился положительного решения по заявкам жителей города
С начала этого года в ведомство обратились более 3 тысяч жителей Алматы, передает сайт Zakon.kz.
По итогам внеплановых проверок и юридических консультаций потребителям удалось вернуть 66 775 325 тенге.
Специалисты по защите прав потребителей удовлетворили 1087 заявлений, по 924 дали разъяснения, еще 235 перенаправили. По жалобам алматинцев составили 59 административных протоколов, провели 20 внеплановых проверок, вынесли 53 постановления в виде предупреждений и выписали шесть штрафов на общую сумму в 414 тысяч тенге.
Напомним, уже третий год в стране действует многоступенчатая система рассмотрения жалоб потребителей (продавец – госорганы – суд) с государственным и общественным контролем, а также создан перечень профессиональных правозащитников. Теперь предприниматели обязаны реагировать на жалобы покупателей. Также с 2021 года в Казахстане работает единая информационная система приема и рассмотрения жалоб e-tutynushy.kz. Чтобы подать жалобу достаточно зайти на сайт и заполнить форму.
На первом этапе продавец обязан рассмотреть претензию покупателя самостоятельно или привлекая организации по защите прав потребителей. Это самая первая стадия, когда претензии можно решить мирным путем, здесь и сейчас. Неправительственные организации в данном случае выступают в качестве субъектов досудебного урегулирования спора. Вторая ступень предполагает подключение государства. То есть если продавец не желает договариваться, жалоба направляется либо в Комитет по защите прав потребителей, либо в другой специализированный орган. Например, если продавец подкрутил весы или онлайн-магазин не прислал товар, то это уже тянет на мошенничество и является сферой работы органов МВД. Обращение в суд, собственно, – последняя ступень рассмотрения жалобы, – пояснил замруководителя департамента Нурлыбек Бимурзаев Нурлыбек Бимурзаев.