Как чиновники и бизнесмены воруют деньги у детей Казахстана
Антикоррупционная служба РК провела внешний анализ коррупционных рисков в системе образования
Специалистам ведомства удалось раскрыть устойчивые преступные схемы хищения бюджетных средств в этой сфере, передает корреспондент Устинка LIVE.
За последние три года из госбюджета выделили 12,1 триллиона тенге, все эти средства должны были пойти на развитие системы образования. Несмотря на принимаемые меры социальной поддержки сфера образования остается одной из наиболее коррумпированных.
С 2020 года по уголовным делам в данной сфере осуждено 143 лица. Ущерб государству составил порядка 11 миллиардов тенге, из которых возмещено 5,2 миллиарда тенге, - сообщили в Антикоре РК.
Только в области Жетысу работники городского Отдела образования за 2,5 года похитили 4,4 миллиарда тенге. В преступную группу входили руководитель и два бухгалтера из отдела, а также 13 бухгалтеров школ.
Подобные преступные схемы выявлены по всей стране. Самые крупные хищения в городах Алматы, Шымкент, Кызылординской, Актюбинской и Алматинской областях, - добавили в ведомстве.
Злоумышленники до сих пор используют простую схему хищения бюджетных средств :
- Работнику начисляется зарплата намного больше, чем положено по его должности;
- Зарплату переводят лицам, которые вообще не работают в школе;
- Начисляют зарплату на карт-счета сотрудника, а в платежках указывают фамилию другого лица;
- Дублируют переводы денежных средств на одно и то же лицо несколько раз;
- Перечисляли деньги "мертвым душам" - родственникам и близким.
Сначала бухгалтер выгружает платежные документы с ведомственных систем бухучета. Далее вручную вносятся нужные корректировки. После документы с искаженными сведениями направляются на оплату. Такие манипуляции стали возможными из-за отсутствия интеграции между названными школьными системами бухучета, Национальной образовательной базой данных и базой Казначейство-клиент, - пояснили в Антикоре РК.
Чтобы исключить такие преступления в будущем, между уполномоченными органами подписана "дорожная карта" по устранению коррупционных рисков в сфере образования.