Прокурорские проверки качества дорог проводят в Казахстане
В нескольких регионах страны нашли нарушения, которые обошлись госбюджету в десятки миллиардов тенге
Под комплекс проверок попало состояние автодорог, начиная от планирования и до приемки работ, передает корреспондент Устинка LIVE.
Итоги проверок вскрыли массу нарушений, в том числе факты оплаты заказчиками невыполненных работ, установлены случаи завышения сметной стоимости, отклонения от проектов, несоблюдение строительных норм и другие.
На сегодня по материалам проверок возбуждены уголовные дела, виновные привлекаются к уголовной ответственности, принимаются меры по возмещению ущерба.
К примеру, правоохранительными органами расследуются факты невыполнения работ и хищений при возведении автодорог Калбатау-Майкапшагай и Караганда-Балхаш.
Эти участки дорог протяженностью более 800 километров строятся за счет средств внешних займов консорциумами с иностранным участием, в рамках которых ТОО "СП КазГерСтрой" (аффилировано со структурами Сатыбалдыулы К.) привлекалось в качестве соисполнителя работ.
Только по проекту Калбатау-Майкапшагай ТОО "СП КазГерСтрой" значительную часть аванса в 21,4 миллиарда тенге потратило на другие, не связанные с автодорогой цели, в том числе оплату кредита. Для этого подрядчик использовал подозрительные схемы вывода капитала.
Вне уголовного дела по актам прокуроров возвращены государству и предотвращены потери бюджета около 35 миллиардов тенге, в дисциплинарном и административном порядке наказано более 600 лиц.
Так, в Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях прокуроры пресекли решение местных властей отремонтировать не нуждающиеся в улучшении участки дорог районного и областного значения, тем самым предупредив необоснованную трату из бюджета около 1 миллиарда тенге.
По выявленным системным нарушениям Генеральной прокуратурой внесено представление в Правительство.
Генеральный прокурор отметил, что одними карательными мерами положение не изменить, необходима коренная перестройка всей сферы.
Специалисты высшего надзорного органа совместно с Правительством выдвинули следующие инициативы по реформированию дорожно-транспортной инфраструктуры:
- Для решения проблемы дефицита финансирования дорожных проектов предложено создать Дорожный фонд, где будут аккумулированы транспортные налоги, акцизы на топливо, сборы от платных дорог, суммы штрафов, возмещенного ущерба в сфере автодорог и другие поступления.
- В целях преодоления дефицита строительных материалов (в т.ч. битума) и продления срока эксплуатации предложено перейти на автодороги с бетонным покрытием для республиканской сети с сохранением асфальта для местных и уличных дорог.
- Усилить контроль качества транспортных путей посредством полного их охвата государственной экспертизой и введения независимого общественного мониторинга дорожно-строительных работ.
- Учитывая неэффективность действующей модели технадзора за строительством дорог в качестве пилотного проекта передать его Центру качества дорожных активов.
- Увеличить финансирование науки автодорожной отрасли, что позволит широко внедрить передовые технологии возведения дорог.
Для реализации обозначенных предложений Берик Асылов и Роман Скляр подписали Дорожную карту на 2023-2024 годы с закреплением ответственных должностных лиц.
Контроль за реализацией дорожной карты ляжет на Министерство индустрии и инфраструктурного развития и Генеральную прокуратуру.