Две авиакомпании могут приватизировать в Казахстане
Об этом рассказал заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов
На рынке гражданской авиации работают три авиакомпании:
- AirAstana и Fly Arystan с долей государства более 70%;
- QazaqAir - с долей 6%;
- SCAT - с долей на рынке 24%.
Данный рынок относится к высококонцентрированному типу рынка с недостаточно развитой конкуренцией. Присутствие же авиакомпаний с государственным участием приводит к уменьшению состязательности между субъектами рынка, незаинтересованности иностранных авиаперевозчиков и инвесторов. Данные факторы в целом негативно влияют на конкуренцию, – сказал Рустам Ахметов.
По его словам, в структуре стоимости авиабилетов расходы на топливо занимают основную долю. При этом на сегодняшний день только в аэропорту Астаны присутствует несколько поставщиков авиатоплива. В других реализация авиатоплива осуществляется исключительно аэропортами. Таким образом, отмечается ограниченность доступа розничных реализаторов авиакеросина к инфраструктуре аэропорта.
В этой связи Агентство совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития приняли Дорожную карту по развитию конкуренции на рынке гражданской авиации, направленную в том числе на снижение стоимости авиабилетов. Она содержит следующие меры:
- реализация 100% акций компании QazaqAir и Air Astana;
- выделение как отдельного субъекта рынка Fly Arystan до момента приватизации;
- увеличение сроков действия режима "открытого небо" до 2028 года с принятием соответствующего правового акта МИИР, а также обеспечение данного режима для всех 13 международных аэропортов Казахстана с предоставлением всем иностранным авиакомпаниям государств-членов Международной организации гражданской авиации прав на выполнение пассажирских полетов в аэропорты без ограничения частот с учетом технических возможностей аэропортов;
- закрепление недискриминационного доступа розничных реализаторов авиатоплива к топливо-заправочным комплексам аэропортов, а также проработка вопросов по строительству альтернативных топливозаправочных комплексов в аэропортах республики.