Советы эксперта: как в РК не попасть в сети кредитных мошенников
Злоумышленники изобретают новые и все более хитроумные схемы, чтобы обмануть как можно большее число казахстанцев и заполучить их персональные сведения
О методах обмана и способах защиты от него рассказал директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев, передает корреспондент Устинка LIVE.
Аферисты размещают объявления в соцсетях, в основном в Instagram, предлагая гражданам посреднические услуги по оформлению кредита наличными со 100%-ной гарантией, без залога и предоплаты, а также товарных кредитов с последующим выкупом. Взаимодействуют мошенники с гражданами, которые откликнулись на их объявления через WhatsApp, в котором есть режим исчезающих сообщений. Это удобно, поскольку позволяет быстро замести следы и не тратить время на удаление переписки.
Денежные кредиты
Одна из схем, которая появилась в Казахстане, связана с оформлением микрокредитов мошенническим способом.
Якобы в целях оформления займа интернет-мошенники уточняют у потенциальной жертвы необходимую сумму кредита и личные сведения: данные документа, удостоверяющего личность, полные реквизиты платежных карточек, номера счетов и так далее, - поясняет Александр Терентьев. - Целью мошенников является оформление на пострадавшего кредитов, существенно превышающих потребности заемщика.
Злоумышленников особенно интересует наличие у граждан личных кабинетов на популярных ресурсах онлайн-кредитования. По их словам, эта информация необходима для того, чтобы оформить выгодный кредит, который кредитные организации стопроцентно одобрят.
На самом деле мошенники делают все возможное, чтобы получить доступ к личным кабинетам граждан со своих устройств. Для восстановления пароля они запрашивают SMS-код у доверчивых "клиентов", объясняя это тем, что необходимо оформить и подать заявку на микрокредит. "Взломав" личный кабинет, мошенники с легкостью могут изменить мобильный номер, привязанный к онлайн-сервису, и указывают свой номер, зарегистрированный на подставных лиц. Далее они начинают подавать от имени жертвы заявки в различные МФО на получение онлайн-займов.
В случае одобрения микрокредита, мошенники просят заемщиков перевести всю сумму займа или ее часть на баланс указанного ими номера телефона для якобы досрочного закрытия полученного займа и направления новой заявки. Они убеждают заемщиков, что так надо обязательно сделать, чтобы система скоринга кредитной организации считала их "лояльными клиентами" и в дальнейшем позволила взять сумму в разы больше, - комментирует эксперт. -Либо же мошенники обманным путем получают персональные и платежные данные заемщиков, и, соответственно, доступ к их онлайн-банкингу, к примеру, через приложение AnyDesk. Затем они переводят все средства со счетов граждан на счета третьих лиц – дропперов или на баланс подставных номеров телефона, затем выводят эти деньги и удаляют переписку.
Дропперов мошенники обычно "нанимают", чтобы они переводили незаконно полученные деньги между разными счетами. Это позволяет преступникам запутать свои следы и усложнить работу следствию. При этом мошеннические переводы могут совершаться в разных странах и от имени разных людей. За свою работу дроппер может получать процент от денежных средств, которые с его помощью перевели злоумышленники. А заемщик остается у разбитого корыта – без денег и без доказательств того, что он доверился мошенникам.
Товарные кредиты
Еще одна схема связана с "помощью", которую оказывают "кредитные помогайки" по оформлению товара в кредит или в рассрочку. Получив персональные данные заемщиков, которые откликнулись на их объявления, мошенники со своих мобильных телефонов и с использованием номеров, зарегистрированных на подставных лиц, на сайтах продавцов электроники выбирают товар и с помощью заемщика оформляют его в кредит или рассрочку. При этом злоумышленники указывают свои номера, куда приходят SMS-коды для рассмотрения заявки. Изобретательные аферисты также указывают способом доставки либо самовывоз из магазина, либо доставку курьером по указанным ими адресам.
Получив одобрение по кредиту, злоумышленники сообщают заемщикам, что у них не получилось оформить товарный кредит, или же они оформляют несколько товаров, а своему "клиенту" передают только один, - резюмирует представитель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
При выдаче товаров мошенникам поступает SMS-код, который они сообщают работнику магазина или курьеру. Получив товар, они с помощью подставных лиц стараются его побыстрее реализовать, а на связь с заемщиком, разумеется, уже не выходят.
Столкнулись с мошенниками – что делать?
- Необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы, а также в банк, чтобы заблокировать свои карточки.
- Обязательно поменяйте пароли от личного кабинета в банковском приложении на онлайн-сервисах по оформлению микрокредитов.
- Раз в квартал проверяйте свою кредитную историю, чтобы убедиться, что мошенники не оформили на ваше имя фиктивный заем. Персональный кредитный отчет можно получить в кредитных бюро (Государственное кредитное бюро или Первое кредитное бюро), в ЦОНах или на сайте egov.kz. По закону один раз в календарный год персональный кредитный отчет можно запросить бесплатно.
Соблюдайте простые правила безопасности, чтобы уберечь свои данные от финансовых мошенников:
- Не верьте посредникам, которые предлагают вам оформить банковские займы или микрокредиты на выгодных условиях, не давайте денежного вознаграждения за оформление кредита. Это мошенники. Обращайтесь за займами и микрокредитами напрямую в банки или микрофинансовые организации.
- Не передавайте посторонним лицам через WhatsApp, Telegram, Viber и другие мессенджеры информацию о себе и своей карте: пароли, логины, коды и другие личные данные (ИИН, номер удостоверения личности или паспорта, реквизиты платежной карты: трехзначный код с обратной стороны карты (CVV/CVC-код), ее номер, срок действия и другое).
- Не публикуйте в социальных сетях фотографии своих документов, удостоверяющих личность, и платежных карточек.
- Не скачивайте по инструкции незнакомых людей приложения, которые могут быть вирусными, шпионскими или позволяют третьим лицам дистанционно управлять вашим устройством, например, AnyDesk или TeamViewer.
- При открытии счета или карты подключите услугу SMS- или push- уведомлений об операциях.
- Используйте сложные пароли в своем мобильном банковском приложении, а также для почты и аккаунтов в соцсетях. Пароли должны быть разными.
- Регулярно обновляйте антивирусное ПО на своих устройствах. И будьте всегда бдительны и осторожны!